|
Примерные сценарии групповой психотерапии с подростками 12–15 лет2. Известна тибетская периодизация возраста. Она мудра. Согласно ей люди живут периодами по 12 лет. Человек особенно активен в середине периода. Первый и последние три года – малоэффективны, поскольку начало периода – нервность, взбудораженность «рождения», конец – пассивность «старения». Таким образом, в каждом периоде особенно плодотворны 8 лет. Предыдущий период, то, как он прожит, определяет судьбу последующего. В первом периоде формируются основы личности: самостоятельность, уверенность в себе, ответственность, принятие сверхправил «хочу, но нельзя!», «не хочу, но надо!» и «хочу, но стыдно!», готовность к труду, совестливость. Второй период - период обучения. Он, как и первый период, - фундамент судьбы человека. Кто на протяжении его учился, овладевал знаниями и навыками, умениями, тот и будет личностью и мастером. Кто второй период прогулял, проспал, тот личностью и мастером уже не станет. Упущенное во втором периоде не восполняется. Только он и дан судьбой для обучения. В третьем периоде пожинают засеянное во втором, и «что посеешь, то и пожнешь». В третьем периоде состоялись Петр I, Наполеон, Колумб, Христос, Ньютон и все другие великие. Все, кто встает во втором периоде на асоциальный путь, в третьем периоде гибнут, а ленивые терпят крах. Итак, с 14 лет до 21 года каждый человек талантлив! 3. Пусть каждый расскажет, как он использует и намерен использовать второй период жизни. 4. Что означает: «Делу - время, потехе - час» (один час!), «Каждому овощу свое время», «Время не вернешь»? Кто знает басню Крылова «Стрекоза и муравей»? Какая в ней мораль, какой «добру молодцу урок»? Что означает: «Смеется тот, кто смеется последним»? 5. Сочиним стихотворение. Две первые строчки мои, две последующие сочиняете коллективно вы. Итак, примерный вариант: Даны судьбой нам на учебу 8 лет, 6. Бокс. Самозащита. Танец «Ника». 7. «Добрый» и «злой» мяч. 8. Пройдем свободно и горделиво по кругу. 9. Перечислите все возможные трудности в жизни человека и пути их преодоления. Вы видите: все можно заранее продумать, смоделировать, подготовиться к трудностям морально и физически. 10. Как вести себя по отношению к враждебно настроенным к тебе и к обманувшим, предавшим тебя? 11. Приведите примеры, когда жизнь видят через розовые или темные очки. 12. Унизительная кличка. Как к ней относиться? Как от нее избавиться? Ведь она, как правило, заслуженна, и если, например, тебя дразнят «тюфяком», следует заняться спортом. Увидев перед собой подтянутого и сильного, желающий обозвать тебя «тюфяком» проглотит язык. Если же дразнят «пузо», от этого не избавиться, пока не похудеешь. Если дразнят без причины, следует остроумно защищаться. Так, одного мальчика без всякой на то причины дразнил верзила-соученик. Мальчик, в свою очередь, начал называть его «куриным яйцом». Это было нелепо, но неожиданно, и все смеялись. Огорченный верзила пошел на мировую, перестал дразнить мальчика, а тот избавил верзилу от клички «куриное яйцо». 13. Тебя незаслуженно обвинили. Класс убежден, что ты «донес» классному руководителю о проступке соученика, в результате чего его сурово наказали. Защищаясь, приведи доказательства своей невиновности, твердо заяви: «Кто видел, слышал? Кто принес эту сплетню? Где доказательства? А если я так скажу о любом из вас, скажу, что видел, как кто-то из вас побежал в учительскую докладывать?». 14. Подойдем к окну. Определите, кто среди прохожих спешит, гуляет, кто озабочен, угрюм, болен, решителен, осторожен, чудак, активен, устал. 15. AT: «Я во втором периоде жизни. В этом периоде все талантливы, и я – талантлив. В нем готовят судьбу всей жизни, и я помню об этом». Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|