|
Примерные сценарии групповой психотерапии с подростками 12–15 лет
Девятое занятие
1. Беседа на тему «О ролевом поведении». Человек всегда играет роль: он стремится выглядеть таким, каким хотел бы быть, таким, каким его желают видеть другие, а также соответственно своей профессии. Врач, к примеру, должен в соответствии с профессиональной ролью быть сдержанным, но внимательным, общительным, но и несколько отгороженным, вежливым, но полным достоинства, одетым хорошо, но скромно. Для нас же с вами главное в другом: человек, принимая роль сильного, вживаясь в нее, постепенно становится таким, каков он по роли. Так было с Михаилом Ульяновым в роли председателя колхоза и маршала Жукова; с Вячеславом Тихоновым в роли Штирлица, с Кириллом Лавровым в роли Главного Конструктора. Следовательно, если мальчик принимает роль сдержанного, уверенного, решительного, волевого, а девочка – роль серьезной, культурной, прекрасно воспитанной, то это поможет каждому из вас состояться как личность. 2. Сыграйте как сможете роли врача, учителя, директора, офицера, милиционера, сильного, уверенного в себе, слабого, не уверенного в себе, роли стюардессы, продавщицы, экскурсовода. 3. Расскажите о великих людях, известных вам. Они образцы для ролевой идентификации, т.е. для выбора ролевой маски. 4. Попадите в корзину мячом. Три броска пристрелочных, пять бросков на результат. 5. Тактично откажите в просьбе, которая кажется вам некорректной, трудно выполнимой или вовсе не выполнимой, человеку, настойчиво добивающемуся вашего согласия выполнить ее. 6. Дуэль на «шпагах». Бокс. Самозащита. Танец «Ника». 7. Обыграем конфликтную ситуацию: ваша очередь, но некто ее оспаривает. Тактично, но твердо защитите свое право. 8. «Совет класса». Обсуждение поведения провинившегося. Сыграйте роли директора, обвинителя, защитника, обвиняемого. 9. «Новенький». Покажите, как вы войдете в уже сложившийся коллектив, в новый для вас класс, где все незнакомы вам. 10. Пантомима: гордец, робкий, нахал, уверенный в себе, не уверенный в себе. 11. Подберем наиболее подходящие друг для друга роли. Представьте себе, что вы режиссеры и актеры. Кому какая роль более подходит? 12. Задачи, загадки на смекалку, поучительные истории, притчи. 13. AT: «Я понимаю, что от меня требуется, чтобы стать сильным и уверенным в себе человеком. Я уже многое делаю. Ежедневная гимнастика и тренировка, самоконтроль, серьезное и ответственное отношение к учебе, размышления о себе, о жизни, о том, что слышал и видел, уже начинают сказываться. Я понимаю, что в состоянии AT можно внушать нужное и полезное самому себе. Я освоил AT. Я понимаю, что и как себе внушать. Я буду отныне и этим путем укреплять себя как личность. Я понял, что такое принятие роли и вживание в нее. Я выбираю для себя роль уверенного в себе человека и вживаюсь в нее, чтобы и этим путем укреплять себя как личность». Десятое занятие 1. Беседа на тему «Отношения с другими». Мы живем среди людей. Для благополучия каждого работают тысячи. Отношения с другими очень важны. Следует научиться верно оценивать людей. От понимания себя и верной самооценки легко перейти к пониманию других и верной оценке других. Для этого необходима доброжелательность и объективность. Говоря об отношениях с людьми, уместно снова вспомнить об эгоизме. У эгоиста никогда не сложатся отношения с другими. Он обречен на одиночество. Поэтому, обнаружив в себе зародыши эгоизма, старайтесь избавиться от них. В отношениях с другими человеку всегда должно быть присуще чувство достоинства. С друзьями общаются дружески, с товарищами – по-товарищески, с незнакомыми – вежливо, соблюдая дистанцию, с плохими людьми ведут себя твердо и решительно. Помнить о взаимопомощи и помощи, о принципиальности, но и о великодушии. И горе неблагодарному, ибо это наихудшее проявление эгоизма. 2. Поговорим об эгоизме и об альтруизме – о бескорыстном отношении к ближнему. Бабушка, дедушка, родители делают для вас все что могут. Что можете и что делаете вы для них? 3. Что означают для каждого из вас понятия «хороший товарищ», «приятель», «друг»? 4. Приведите примеры товарищества. Каков смысл пословицы «Сам погибай, а товарища выручай» и поговорки «Один за всех, все за одного»? Что такое «круговая порука»? Что означает: «Ворон ворону глаз не выклюет», «Рука руку моет»? Все, как видите, непросто во взаимоотношениях людей. Друзья могут привести к беде, незнакомый – спасти жизнь. И помните: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты!». 5. Что должны уметь мальчики и девочки? 6. Расскажите о ваших соучениках. Мы их не знаем, но послушаем с интересом. Кто в классе вам очень нравится? Почему? Кто вас раздражает? Почему? 7. Вытолкать соперника из круга. Бокс. Освобождение от захвата. Самозащита. Танец «Ника». 8. «Суд». Судья, адвокат, прокурор, обвиняемый, потерпевший. Два народных заседателя. Тема судебного заседания: мальчик оскорбил влюбленную пару - мальчика и девочку, укрывшихся в подъезде его дома от мороза. Тут много проблем: жестокость, грубость одного, но и беспомощность другого – если уж дорос до возраста любви и любишь девочку, надо уметь ее защитить. 9. AT: «Другу я друг, товарищу – товарищ, с хорошим человеком добр, с врагом решителен и отважен!». Одиннадцатое занятие1. Беседа на тему «Уметь разбираться в ситуации, в жизни, в реальности». Жизнь непроста. В ней нередки трудности, неудачи, конфликты, кризисы, обман и клевета, сплетня и оговор. Надо разбираться во всем этом, уметь бороться, выстоять, не прятать голову в песок, а действовать. И тут важна «вооруженность»: развитый ум, знания, воля, навыки и умения, ловкость, выносливость, физическая сила, здоровье. У некоего ученика недоброжелатель в классе. Он настроил враждебно весь класс против этого ученика. Однако этот некий ученик умен, хорошо учится, силен, ловок, способен за себя постоять. И рано или поздно он обязательно вернет себе расположение класса. Представим, что в таких же обстоятельствах оказался физически слабый, неловкий, неуспевающий, неавторитетный. Этот – пропал, ему придется просто бежать из класса. Важно и другое. Плохо, когда на мир смотрят через розовые очки, но так же плохо, если через темные. Все следует видеть в истинном свете – не преувеличивать опасностей, трудностей, но и не преуменьшать их. Самое глупое – самообман. Позволить другому обмануть себя – быть дураком, самому же обмануть себя – быть дураком дважды. Больше думайте о жизни, советуйтесь со взрослыми и не забывайте задавать им вопросы. Жизнь в 12-14-летнем возрасте уже пора знать! Вы уже в том возрасте, когда принятие решения, выбор определяют судьбу. Поэтому принимать решения, делать выбор следует ответственно. Кто-то перестал учиться, бездельничает. А кто-то стал еще прилежнее. Это уже начало двух разных судеб. Оба приняли решение, оба сделали выбор, и каждый из них пожнет свою судьбу. Один – достойную, другой – плачевную. Все очень серьезно в ваши годы, поскольку от 12 до 14 лет и решается, куда пошел человек. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|