|
Примерные сценарии групповой психотерапии с подростками 12–15 лет
Восьмое занятие
1. Беседа на тему «О притязаниях». Притязания – это то, чего мы более всего желаем, к чему стремимся, о чем мечтаем. Человек жаждет прожить свою жизнь счастливо и интересно, состояться как личность. И мальчик мечтает стать принцем, а девочка - принцессой. В этой важнейшей проблеме есть несколько аспектов, о которых я хочу вам рассказать. Притязания могут быть не по способностям. В театральный институт на одно место стремится 400 человек. Подавляющее большинство из них таланта не имеют. И 399 из 400 не поступают. Несколько талантливых из числа непоступивших все равно станут актерами. Остальные, не имеющие таланта, а лишь беспочвенные притязания, могут озлобиться на судьбу, будут страдать, а, следовательно, болеть. Их судьба незавидна. Если притязания чрезмерны, нереалистичны, если человек упорствует в попытках реализовать их, он неизбежно будет бит, будет несчастным, заболеет. Притязания должны соответствовать способностям и возможностям. Оценить свои возможности верно и точно – очень важно. Путь выбирают по склонностям, способностям и по силам! Высокие притязания естественны. Стремиться к самому высокому успеху, положению, призу характерно для человека и достойно его. Мальчик был слаб, худ и мал, но мечтал о море, о путешествиях, о дальних странах. Он сделал все, чтобы реализовать свою мечту, и стал капитаном океанского лайнера. Он реализовал свои притязания. Следовательно, надо идти к максимальным целям, иметь максимальные притязания, однако цели и притязания должны соответствовать уровню максимально мобилизованных сил. И несчастен тот, кто не соизмерил свои силы со своими притязаниями. Несчастен и тот, кто занизил свои притязания и этим обобрал себя и свою судьбу. На почве завышенных притязаний рождается зависть, злоба, депрессия и с этим неизбежно болезнь. Мудрый спокойно воспринимает одаренность других. Что было бы с каждым из нас, если бы на свете не было одаренных? Мудрый ищет, в чем одарен он сам. У занизившего свои притязания, в конце концов, возникает чувство горечи и депрессии. Мудрый, верно оценив свои возможности, свои сильные и слабые стороны, выбирает свой путь и в нем максимально возможные притязания, после чего упорно, терпеливо, трудолюбиво идет к реализации их. И мудрый не знает зависти и горьких сожалений о недостигнутом. Каковы притязания, таков и человек как личность. И у одного главное притязание – состояться в науке или искусстве, у второго – стать богатым, у третьего – весело проводить время, а у четвертого они и вовсе примитивны - ему бы только вкусно поесть да поспать. Это разные люди. А кого из них уважают другие, понятно без слов. 2. Обсудим возможности каждого из вас и возможные притязания: о чем вы мечтаете и на что можете рассчитывать. Послушаем мнение об этом родителей. 3. А теперь деликатная тема. Есть красивые от природы и, скажем, не очень красивые. И среди вас есть красивые и не очень. Что делать не очень красивой девочке, чтобы чувствовать себя счастливой? Об одной девочке сказали так: «Она некрасивая, но зато неряха и лентяйка». Между тем бездарных людей нет, и каждый может компенсировать свой недостаток. Черты лица шахматиста Михаила Таля не отличались красотой, но ум, одухотворенность делали его лицо красивым; он был небольшого роста, но как личность он настолько высок, что казался выше ростом; у него была искалечена правая кисть, но когда он играл в шахматы, выступал с лекцией, беседовал с людьми, никто не замечал этого дефекта. Итак, какой должна стать не очень красивая девочка, чтобы чувствовать себя красивой и счастливой? 4. Вытолкать соперника из круга, перетянуть его через черту на свою сторону, сцепившись третьими пальцами правых рук; бокс – удары и защита (мальчики). Самозащита: приемы самбо в защите от ударов, освобождение от захвата рук, одежды, от захвата сзади (мальчики и девочки). Изящно, ловко обойти стулья с блюдечком в руках, на котором стоит чашка с водой (девочки). Танец «Ника». 5. Что означает: «Береги честь смолоду», «Что посеешь, то и пожнешь», «По что пойдешь, то и найдешь», «Человек – кузнец своего счастья» (и добавим – несчастья)? Приведите известные вам пословицы и поговорки на подобные темы. 6. Почему неудачливый в итоге достигает большего, чем удачливый? 7. Отдохните 10-15 минут. Обсудите то, о чем мы сегодня беседуем. 8. Объясните смысл поговорки «Дурак думкам рад» (глупый тешит себя несбыточными мечтами и фантазиями, не ударяя пальцем о палец, чтобы реализовать свои мечты). Что означают пословицы: «Под лежачий камень вода не течет», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Не хвались на рать едучи, а хвались с рати едучи», «Не дели шкуру неубитого медведя», «Терпение и труд все перетрут»? 9. А теперь вопрос: «С кем вы хотите дружить – с глупым, трусливым, слабым или с умным, смелым и сильным?». Естественно, со вторым. Но тогда и второй вопрос: «А будет ли умный, смелый и сильный дружить с вами?». Ведь он тоже хочет иметь друга умного, смелого и сильного. Подумайте об этом и помните это! 10. Каков смысл библейского изречения: «Не сотвори себе кумира»? Виктор Цой был прекрасным человеком и певцом. После его трагической гибели многие молодые люди проводили дни и месяцы на его могиле. Это была их жизнь. Ничто более их не интересовало. Кто-то живет только успехами футбольной или хоккейной команды, музыкального ансамбля. Кто-то слепо копирует лидера своей подростковой группы. Такие люди не имеют своего Я. Обсудим это. 11. AT: «Я хочу, чтобы меня уважали, стремились к дружбе со мной. Для этого надо быть умным, сильным, ловким, умелым, честным, добрым и верным. Я хочу быть таким и сделаю все, чтобы быть таким!». Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|