Программа занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга

2. Если класс «разноуровневый» по знаниям и возможностям, в классе есть явные группировки, то целесообразно использовать авторитарный вариант деления класса на подгруппы.

В этом случае учащимся вручаются цветные карточки с булавками, у каждой группы свой цвет карточек. Карточки вручаются таким образом, чтобы группы получились примерно равными по силам и чтобы в одну группу вошли учащиеся из разных группировок класса.

Мини-лекция «Память. Приемы организации запоминаемого материала»

Время проведения: 5 минут.

Каждой группе учащихся раздаются памятки к лекции.

Что такое «память»?

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Наше сегодняшнее занятие – это иллюстрация того, что я вам только что сообщила.

Приемы работы с запоминаемым материалом
  • Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
  • Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
  • План – совокупность опорных пунктов.
  • Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.
  • Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Упражнение 2. Работа с текстом

Время проведения: 30-40 минут.

Цель: помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам.

Необходимо подготовить несколько небольших текстов (1-2 стр.): рассказы, биографии, научные статьи об открытиях или природных явлениях (можно взять из школьных учебников, детской энциклопедии). Учащимся могут потребоваться большие листы бумаги, фломастеры, например, для изображения схем.

Ведущий. каждой группе будет предложен текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Когда задание будет выполнено, результат нужно продемонстрировать всей группе.

На выполнение задания вам дается 15 минут.

Обсуждение
  • Что вызывало трудности и как их можно преодолеть?
  • Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему?
  • Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии и т.п.?
Упражнение 3. «Пустой стул»

Время проведения: 10 минут.

Цель: снятие усталости, поддержание рабочего состояния участников.

Перед началом упражнения нужно организовать расстановку стульев по форме круга, чтобы стульев было на один больше, чем половина учащихся под номером один. Если учащихся четное количество, то ведущий тоже принимает участие в игре и начинает игру. Если учащихся нечетное количество, то играть могут одни ребята.

Ведущий. Рассчитайтесь на первый-второй. Участники под номером один садятся в круг на стулья, под номером два – встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним, – задержать его.

Мини-лекция «Методы активного запоминания»

Время проведения: 25 минут.

Учащиеся записывают информацию; кроме того, им раздаются памятки о каждом методе с инструкцией – попробовать их применить самостоятельно в домашних условиях при подготовке к текущим урокам.

Просмотров: 17868
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Взаимные презентации
  • Диафрагмальная гимнастика
  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Кто есть кто?»
  • Игра «Остров»
  • Игра «Путь доверия»
  • Игра «Скрепки»
  • Комплекс упражнений для нервно-мышечной релаксации, снятия напряжения
  • Примеры релаксационных упражнений
  • Программа повышения групповой сплоченности, тренинг знакомства
  • Работа психолога по расслаблению в группе операторов
  • Релаксационный тренинг
  • Синдром Джелло – техника расслабления мышц
  • Упражнение «Активное слушание»
  • Упражнение «Антистрессовая релаксация»
  • Упражнение «Визуализация эмоций»
  • Упражнение «Выложи фигуры из спичек»
  • Упражнение «Дыхание против боли»
  • Упражнение «Интенсификация»
  • Упражнение «Интервьюеры»
  • Упражнение «Корректурная проба: елочки, грибочки»
  • Упражнение «Наблюдение в условиях наблюдения»
  • Упражнение «Перекинь мяч»
  • Упражнение «Пробуждение и развитие желаемых качеств»
  • Упражнение «Пустой стул»
  • Упражнение «Разноцветные кубики»
  • Упражнение «Расслабляющее дыхание»
  • Упражнение «Собрать фигуру»
  • Упражнение «Стряхни»
  • Упражнение «Уставшая рука»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь