|
Преподавательские игрыЦель: направлены не на усвоение конкретных знаний и умений, а на развитие личности. 1. Нахождение сути (Подготовить несколько учебных материалов требующих усвоения)Как правило, мы изучаем события, факты и явления, происходящие вследствие чего-то самого главного, являющегося первоисточником событий. По сути, мы имеем дело с оболочкой или проявлением тех или иных закономерностей и первопричин. Разгадать такую первопричину – это значит определить весь ход событий и его закономерности. Понять суть всегда сложнее, чем усвоить внешнее проявление первопричины. Давайте попробуем научиться смотреть в корень, найти первопричины всего, что будет предметом нашего изучения. Поняв первопричину можно предвидеть незаметнейший ход событий, не только на том этапе, что сейчас подлежит изучению. Итак, ведущий, ознакомьте, пожалуйста, всех с отрывками текстов в сути которых предлагаем всем разобраться. Просим ознакомиться всех с текстом. Теперь предлагаем всем подумать о сути каждого из услышанных отрывков. Запишите несколько слов о сути тех отрывков, где вы ее видите. Обычно суть очень проста и может быть выражена всего несколькими словами. Теперь просим всех желающих выступить со своей версией сути предлагаемого отрывка. Остальные слушают, но пока не критикуют. А теперь предлагаем всем продолжить высказывания путем обобщения или конкретизации уже высказанного. Для обсуждений допускаются только позитивные мнения, т.е. развитие, продолжение, обобщение, углубление сказанного. При анализе и групповом обобщении в данной игре каждый ученик уясняет свою собственную точку зрения, конкретизирует ее в зависимости от правильности составленного мнения. 2. Невербальное общениеДля того чтобы установить контакт друг с другом людям бывает полезно научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становиться легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Приглашаем двух добровольцев в центр круга… Садитесь, пожалуйста, друг против друга и слушайте инструкцию. Мы предлагаем вам побеседовать на «тарабаюм» языке. Вы можете в разговоре использовать все, кроме родного языка (или любого из известных обоим участникам), это могут быть жесты, звуки, мимика… Ваша задача: завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях визави, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности. Задача зрителей: попытаться угадать, о чем идет речь этих собеседников. Итак, если задание понятно, мы просим вас начать свой диалог. Пожалуйста (гонг). Так, а теперь прослушаем версии наблюдателей. О чем шла беседа? (гонг). А теперь каждый из участников диалога поделиться тем, о чем он «говорил». Пожалуйста (гонг). Хорошо. Ничего, все поняли по-разному. На невербальном уровне диалог все равно получился. Если продолжить тренироваться беседовать таким образом, то результат не замедлит сказаться (гонг). Хорошо. А сейчас, пожалуйста, разбейтесь на тройки. Попробуем теперь все пообщаться на «тарабарском» языке. Итак, в каждой тройке один – супервизор, а двое других беседующие между собой участники. Супервизор наблюдает, замечая все нюансы общения, а затем пытается угадать тему разговора. Пожалуйста, начали диалог (гонг). Так… Пожалуйста, поделитесь теперь уже между собой на разном языке, о чем шла беседа, удалось ли понять друг друга участникам разговора? Что понял и увидел супервизор? А теперь поменяйтесь в тройках так, чтобы все участники побывали как в роли беседующих, так и в роли супервизора. Спасибо. Мы с вами пообщались на ни кому неизвестном языке, но мы узнали друг друга может быть даже лучше, чем если бы общение было обычным, так как сложная человеческая речь часто уводит нас от глубокого понимания друг друга на уровне эмоций и чувств. А это понимание лежит в основе всякого другого, более сложного общения. Если контакт найден на базовом уровне, то и речевое общение будет происходить значительно проще. Жестикуляция как одно из средств коммуникативного общения личности наиболее точно отражает человеческую индивидуальность. В этом плане значительный интерес имеют результаты экспериментального исследования жестикуляции, как компонента педагогической техники на материале отечественной культуры, выполненной Е.А. Петровой. Упражнения из практикума по жестикуляции имеют двойной эффект: информационно-диалогический и профессионально-тренинговый. Приведем пример используемых нами в своей экспериментальной работе упражнений из данного практикума: – Двое студентов располагаются по разные стороны небольшой ширмы, каждый должен хорошо слышать, он не видеть партнера. Разыгрывается простейший телефонный диалог. Примерный текст данного диалога: – Здравствуйте, попросите Сашу. После завершения «телефонного разговора» каждому участнику предлагается отметить в тексте (текст дается в письменном виде) употребляемые обоими партнера жесты. Анализ запечатленных «физических» действий является одним из механизмов проникновения в глубину психической жизни человека. И, наконец, завершающим моментом (шагом) в практическом развитии педагогической проницательности являются деловые исследовательские игры. В таких парах приобретается «игровая культура мышления», которая включает необходимые для педагогической проницательности компоненты: понимание возможности в ходе группового межролевого взаимодействия главное (средний термин), эмоционально знание, многомерность Я-образа каждого человека. Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения коммуникативные и деловые Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|