Преподавательские игры

Цель: направлены не на усвоение конкретных знаний и умений, а на развитие личности.

1. Нахождение сути (Подготовить несколько учебных материалов требующих усвоения)

Как правило, мы изучаем события, факты и явления, происходящие вследствие чего-то самого главного, являющегося первоисточником событий. По сути, мы имеем дело с оболочкой или проявлением тех или иных закономерностей и первопричин. Разгадать такую первопричину – это значит определить весь ход событий и его закономерности. Понять суть всегда сложнее, чем усвоить внешнее проявление первопричины. Давайте попробуем научиться смотреть в корень, найти первопричины всего, что будет предметом нашего изучения. Поняв первопричину можно предвидеть незаметнейший ход событий, не только на том этапе, что сейчас подлежит изучению. Итак, ведущий, ознакомьте, пожалуйста, всех с отрывками текстов в сути которых предлагаем всем разобраться. Просим ознакомиться всех с текстом.

Теперь предлагаем всем подумать о сути каждого из услышанных отрывков. Запишите несколько слов о сути тех отрывков, где вы ее видите. Обычно суть очень проста и может быть выражена всего несколькими словами. Теперь просим всех желающих выступить со своей версией сути предлагаемого отрывка. Остальные слушают, но пока не критикуют.

А теперь предлагаем всем продолжить высказывания путем обобщения или конкретизации уже высказанного. Для обсуждений допускаются только позитивные мнения, т.е. развитие, продолжение, обобщение, углубление сказанного.

При анализе и групповом обобщении в данной игре каждый ученик уясняет свою собственную точку зрения, конкретизирует ее в зависимости от правильности составленного мнения.

2. Невербальное общение

Для того чтобы установить контакт друг с другом людям бывает полезно научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становиться легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Приглашаем двух добровольцев в центр круга…

Садитесь, пожалуйста, друг против друга и слушайте инструкцию. Мы предлагаем вам побеседовать на «тарабаюм» языке. Вы можете в разговоре использовать все, кроме родного языка (или любого из известных обоим участникам), это могут быть жесты, звуки, мимика… Ваша задача: завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях визави, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности. Задача зрителей: попытаться угадать, о чем идет речь этих собеседников. Итак, если задание понятно, мы просим вас начать свой диалог. Пожалуйста (гонг). Так, а теперь прослушаем версии наблюдателей. О чем шла беседа? (гонг). А теперь каждый из участников диалога поделиться тем, о чем он «говорил». Пожалуйста (гонг). Хорошо. Ничего, все поняли по-разному. На невербальном уровне диалог все равно получился. Если продолжить тренироваться беседовать таким образом, то результат не замедлит сказаться (гонг). Хорошо. А сейчас, пожалуйста, разбейтесь на тройки. Попробуем теперь все пообщаться на «тарабарском» языке. Итак, в каждой тройке один – супервизор, а двое других беседующие между собой участники. Супервизор наблюдает, замечая все нюансы общения, а затем пытается угадать тему разговора. Пожалуйста, начали диалог (гонг). Так… Пожалуйста, поделитесь теперь уже между собой на разном языке, о чем шла беседа, удалось ли понять друг друга участникам разговора? Что понял и увидел супервизор? А теперь поменяйтесь в тройках так, чтобы все участники побывали как в роли беседующих, так и в роли супервизора. Спасибо. Мы с вами пообщались на ни кому неизвестном языке, но мы узнали друг друга может быть даже лучше, чем если бы общение было обычным, так как сложная человеческая речь часто уводит нас от глубокого понимания друг друга на уровне эмоций и чувств. А это понимание лежит в основе всякого другого, более сложного общения. Если контакт найден на базовом уровне, то и речевое общение будет происходить значительно проще.

Жестикуляция как одно из средств коммуникативного общения личности наиболее точно отражает человеческую индивидуальность. В этом плане значительный интерес имеют результаты экспериментального исследования жестикуляции, как компонента педагогической техники на материале отечественной культуры, выполненной Е.А. Петровой. Упражнения из практикума по жестикуляции имеют двойной эффект: информационно-диалогический и профессионально-тренинговый. Приведем пример используемых нами в своей экспериментальной работе упражнений из данного практикума:

– Двое студентов располагаются по разные стороны небольшой ширмы, каждый должен хорошо слышать, он не видеть партнера. Разыгрывается простейший телефонный диалог. Примерный текст данного диалога:

– Здравствуйте, попросите Сашу.
– Я у телефона.
– Привет, это Женя.
– Очень рад.
– Слушай, ты не дашь мне конспект последней лекции по психологи.
– Это по «памяти»?
– Да, а то я бегал в четверг по магазинам за подарком маме ко дню рождения и не ходил на пару.
– Ладно, дам. Завтра принесу. Подарок то нашел?
– Спасибо, купил. Такая штука интересная, но это секрет.
– Ну, ладно, храни секрет. Завтра встретимся, а сейчас я схожу за дочерью в садик.
– Ну, до завтра.

После завершения «телефонного разговора» каждому участнику предлагается отметить в тексте (текст дается в письменном виде) употребляемые обоими партнера жесты.

Анализ запечатленных «физических» действий является одним из механизмов проникновения в глубину психической жизни человека.

И, наконец, завершающим моментом (шагом) в практическом развитии педагогической проницательности являются деловые исследовательские игры. В таких парах приобретается «игровая культура мышления», которая включает необходимые для педагогической проницательности компоненты: понимание возможности в ходе группового межролевого взаимодействия главное (средний термин), эмоционально знание, многомерность Я-образа каждого человека.

Просмотров: 2413
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения коммуникативные и деловые




Другие новости по теме:

  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Круг доверия»
  • Игра «Репортер»
  • Игра «Три человека у телефона»
  • Тренинг общения и межличностные отношения
  • Упражнение «Активное слушание»
  • Упражнение «Без ложной скромности»
  • Упражнение «Восстанови невидимое»
  • Упражнение «Голос нашего Мы»
  • Упражнение «Давать и получать»
  • Упражнение «Диалог руками»
  • Упражнение «Диалог субличностей»
  • Упражнение «Для приветствия»
  • Упражнение «Доверие и поддержка»
  • Упражнение «Дружба»
  • Упражнение «Как дела?»
  • Упражнение «Круг субличностей»
  • Упражнение «Невербальное общение»
  • Упражнение «Первая проба на роль»
  • Упражнение «Построимся»
  • Упражнение «Просьба»
  • Упражнение «Самый-самый»
  • Упражнение «Символика»
  • Упражнение «Синтез»
  • Упражнение «Сколько мне лет?»
  • Упражнение «Сладкая проблема»
  • Упражнение «Телеграмма»
  • Упражнение «Удержи равновесие»
  • Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
  • Упражнение «Чувства и интонации»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь