|
psyoffice.ru » ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные
Игра «Эмоции»В игре моделируется ситуация, когда необходимо предугадать, предвосхитить реакцию, эмоции, переживание партнера по игре. Вполне естественно, что при этом возникает момент самораскрытия, и создание условий психологической безопасности является важной задачей ведущего. Кроме того, желательно, чтобы участники были знакомы друг с другом, чтобы им были интересны остальные члены коллектива. Для создания психологической атмосферы, благоприятной для самораскрытия мы рекомендуем использовать хорошую разминку. Ведущий также может использовать «мягкий» вариант игры, чтобы более плавно подвести участников к разговору о своих переживаниях. Участниками игры становятся 4-8 человек. Возможно проведение данной игры с группой 16 человек, в таком случае остальные 8 участников становятся зрителями. По времени сама игра занимает около 40 минут. В качестве реквизита и оснащения для проведения игры понадобятся наборы игровых карточек из 6 штук с картинками, на которых изображены проявления эмоций в мимике, и игровой стол, за которым располагаются все игроки. Основная идея игры состоит в том, чтобы определить и назвать: а) эмоцию, которая будет переживаться большинством/меньшинством участников в определенной (данной) ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же/другую эмоцию, что и сам игрок в определенной (данной) ситуации. В зависимости от точности восприятия (угадывания) игрок получает/теряет очки. По итогам игры называется самый «проницательный» игрок.В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющие получают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена на каждой карточке. В нашем случае используются следующие карточки: радость, удивление, горе (страдание), страх, гнев (ярость), презрение (отвращение). Увеличение количества карточек, как показывает опыт, вряд ли целесообразно. Конечно, психолог может немного изменить набор эмоций по своему усмотрению. При подготовке к игре желательно на каждой карточке сделать надпись, обозначающую эмоцию. Мы не рекомендуем ограничиться простой надписью, необходима именно картинка. Затем проводится пробный тур. Ведущий объявляет ситуацию, в которую условно попадает каждый из участников, например: «За контрольную работу по математике вы получаете оценку «5» с двумя плюсами». Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной карточку с изображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника в данной ситуации. Согласно одной из приведенных ниже инструкций ведущего участник должен назвать:
Затем карточки открываются. В случае, если игрок верно смог выполнить инструкцию, он получает 1 очко, если ошибся – минус одно очко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д. Результаты игры фиксируются ведущим на специальном бланке или на доске. Каждая новая фаза игры начинается после предыдущей. Последовательность игровых фаз такова:
Перед началом игры необходимо объяснить, что предлагаемая игра – не азартная карточная, хотя в ней используются карточки, ведется подсчет очков. Самым важным приобретением в этой игре будет более глубокое понимание других людей, их особенностей, побудительных причин. Ведущий должен принимать участие в обсуждении, побуждать участников к анализу своих переживаний. Как правило, обсуждение ведется относительно причин возникновения именно этой эмоции. Нередко, однако, выдвигаются на первый взгляд неправдоподобные объяснения. Например, для ситуации «Вы получаете пятерку с двумя плюсами за контрольную по математике» одна из школьниц выложила карточку «гнев, ярость», объясняя это тем, что учительница просто издевается над ней, если за такую работу поставила такую оценку. Несмотря на то, что часто таким образом реализуется психологическая защита, иногда стоит предложить аудитории подумать над тем, что может стоять за этой эмоцией в данной ситуации, чем может быть вызвана эта эмоция: индивидуальными особенностями, особенностями опыта (ученица подумала про конкретную учительницу, вызывающую у нее агрессию) и т.п. Очень важно не навязывать своего мнения игрокам или говорить о неадекватности выбора. Как правило, вопрос об этом поднимают сами игроки. Практически на каждой игре возникает проблема переживания так называемых «неправильных чувств». Другой важной проблемой, которая открывается в игре, является проблема стереотипов восприятия «Если я так чувствую, значит, и другой так же чувствует». Начинать игру нужно по возможности с комических ситуаций. И лишь в случае высокой включенности и отсутствия сопротивлений предлагать ситуации, вызывающие тревогу. Особо внимательным ведущему следует быть, если участники группы совсем незнакомы друг с другом или давно знают друг друга (учебная группа). В этом случае также возможно сопротивление. Для проведения игры было придумано около 30 различных ситуаций. Несмотря на некоторую гипотетичность этих ситуаций, часто участники говорили, что нечто похожее с ними уже происходило. Мы предлагаем для каждой конкретной аудитории продумывать специальные ситуации, схожие с реальными условиями жизни молодых людей. Примерный список ситуаций для проведения игры «Эмоции».
Быстрый темп игры, необходимый в начале, чтобы участники поняли правила игры, в дальнейшем может вызвать ощущение усталости из-за однообразия процедуры. Желательно, чтобы ведущий мог прокомментировать результаты тура и организовать их обсуждение, а также необходимо иметь реальные примеры из жизни с реальными фактами и реакциями обычных людей. Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|