Автор:
Соколова Анна Сергеевна Воспитатель МБДОУ №18 "Солнышко" г Приморско-Ахтарск Краснодарский край
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника и творца, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Скачать конспект
Мастер-класс по нетрадиционному способу в рисовании на тему: «Сирень»
Автор: воспитатель Соколова А. С.
Задачи: Познакомить с нетрадиционным способом в рисовании, учить составляя композицию использовать вместо кисти смятую бумагу, свободно располагать сюжет на листе. Развивать эстетическое восприятие природы, сирени, умение передавать красоту цветов, чувство цвета.
Материал: Бумага для акварели по количеству детей, краски — гуашь, газета, кисти, палитра, отпечатки из моркови, салфетки.
С. Маршак
Счастье
Как празднично сад расцветила сирень Лилового, белого цвета. Сегодня особый — сиреневый — день, Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты, Недавно раскрывшие листья, В большие и пышные гроздья-цветы, В густые и влажные кисти.
Техника рисования
- Рисуем стебли сирени темно зеленой краской. Затем, берем широкую кисть (слегка влажную) и прорисовываем стебли...
- Теперь берем лист бумаги и сминаем его в руках в шарик... Разводим синюю с добавлением белой гуаши краску в палитре, макаем шар из газеты в краску и ставим формируем гроздь сирени
- Далее, добавляем белого цвета, наш шарик сминаем еще сильнее. Наносим краску в наиболее светлых местах сирени.
- Макаем в синюю краску отпечатки с вырезанными на из моркови цветами сирени и ставим отпечатки цветов в темных местах
Работа Готова!
НОД по рисованию и художественно-эстетическому труду в старшей группе на тему: «Чудесные цветы»
Автор: воспитатель Соколова А. С.
Задачи:
Обучающие: знакомить детей с нетрадиционными способами рисования. Показать приемы создания фона для рисунка с помощью пены для бритья и способами нанесения его штампом из пластилина. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составляя композицию свободно располагая ее на листе.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие цветущего луга, клумбы, умение передавать красоту цветов; мелкую моторику посредством рисования в нетрадиционной технике; чувство цвета.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение детей друг другу в процессе рисования, воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность. Воспитывать интерес к сотворчеству.
Методы и приемы используемые в НОД.
- Наглядные методы: наблюдение (предварительная работа: наблюдение за цветущей клумбой, лугом утром, в дневное время, вечером на прогулке), рассматривание фотографий, предметных картинок с изображением различных цветов.
- Наглядные приемы: показ готового рисунка (образец выполненный в нетрадиционной технике), показ действий (порядок выполнения рисунка)
- Словесные приемы: указания, наводящие вопросы, повторение, использование художественного слова.
Структура НОД
- Беседа о лете, о цветущих лугах и клумбах.
- Мотивация детей на предстоящую деятельность через решение проблемной ситуации.
- Объяснение выполнения техники способа действий и выполнение задания.
- Физкультминутка
- Подведение итогов
- Выставка работ.
Материал: Листы А 4 белого цвета по количеству детей, краски, пластилин, подносы с пеной для бритья, ватные палочки, стеки для пластилина, салфетки.
Содержание НОД
Воспитатель: Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо, посмотрите какое оно необычное и яркое. Хотите узнать, кто его прислал и что там написано? (ответы детей). Ну, слушайте:
«Дорогие ребята! Пишут вам жители цветочного города — малыши и малышки. В нашей сказочной, цветочной стране беда!
Злой волшебник заколдовал наш город- все цветы в городе залило дождем и они погибли. Мы знаем, что вы отличные фантазеры и все находчивые ребята. Помогите нам, пожалуйста! Высылаем вам все, что осталось у нас в мастерской после потопа. Надеемся, что вам это поможет»
Воспитатель: Ой-ой-ой, какая же беда случилась! Ребята, как же нам помочь? Предлагаю посмотреть, что же прислали нам жители цветочного города?
(Дети рассматривают предметы в коробке и предлагают варианты. Воспитатель подводит к тому, что используя эти предметы можно нарисовать красивые цветы).
Воспитатель: Ребята, а хотите я вас познакомлю, как можно нарисовать красивые цветы, с помощью пены, пластилина и красок.
(Ответы детей)
Подходите ко мне поближе, смотрите внимательно! Начнем волшебство!
Техника рисования
Рисование на пене для бритья.
1. Итак, наносим пену на поднос. Пена для бритья очень удобная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми завитками и другими узорами. Бумагу с такими узорами мы будем использовать для фона нашего рисунка, зеленый луг прекрасное начало.
Мы использовали папин гель для бритья, это вдвойне интереснее, т. к. гель на глазах в реакции с воздухом постепенно преобразуется в пену, так сказать небольшой фокус), разравняем линейкой, или с помощью полоски картона.
Теперь, помощью ватной палочки капайте краской разного оттенка зеленого и немного желтого для создания зелени. Затем зубочисткой, или ватной палочкой водим по поверхности.
Затем, берем альбомный лист и аккуратно прикладываем его на узор. Лист очищаем от пены с помощью полоски картона и фон готов!
Вот такой фон у нас получился! Далее, ватной палочкой, прорисовываем стебли цветов.
Переходим к следующему этапу. Берем пластилин, скатываем его в шар, приплющиваем и наносим рисунок цветка, или листика с помощью стека путем вдавливания.
Это будет штамп (трафарет) листиков для цветка.
Таким же способом сделайте формы любых цветов.
Теперь, макаем наши пластилиновые печати в краску и наносим оттиски на лист бумаги.
Ребята, вы можете ватной палочкой, методом тычка, прорисовать краской середки у цветов и дополнить рисунок другими цветами.
Просушиваем рисунок и цветы готовы!
Воспитатель. Ребята, какие у нас получились красивые цветы! Предлагаю, разложить ваши рисунки и посмотреть на каждую работу.
(Дети рассматривают свои работы, воспитатель ведет обсуждение порядка выполнения рисунка, вместе детьми выясняет какие трудности были в ходе работы и как дети с ними справились).
Воспитатель. Ну вот, теперь нам осталось выслать свои рисунки волшебной почтой, как вы думаете, малыши и малышки будут рады нашим работам? Почему? А что придало нашим рисункам волшебства, а как мы сделали свои работы необычными, чем мы пользовались при рисовании и каким образом? Вы молодцы! Настоящие художники и волшебники! А сейчас предлагаю вам пойти на улицу и рассмотреть, какие необычные цветы цветут на нашем участке.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Подснежники»
Разработал воспитатель: Соколова А. С.
Возраст воспитанников: дошкольный 5 год.
Вид деятельности: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательные области: Изобразительная деятельность.
Возраст воспитанников: дошкольный 5 год.
Вид деятельности: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательные области: Изобразительная деятельность.
Цель: Формирование эстетического и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным способом в рисовании «монотипия», с особенностями и приёмами последовательности выполнения работы. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, составляя композицию свободно располагая ее на листе. Развивать эстетическое восприятие мира растений, умение передавать красоту подснежников; мелкую моторику посредством рисования в нетрадиционной технике; чувство цвета. Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение детей друг другу в процессе рисования. Воспитывать аккуратность, трудолюбие и самостоятельность.
Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке, работа с календарем природы, беседы о временах года и их признаками, рассматривание энциклопедии о природе, чтение художественной литературы, знакомство с «Красой книгой России».
Содержание
1 этап (Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Звучит аудиозапись ( «Вьюга»).
Воспитатель: Дети, вы слышите шум? Что это может быть?
Дети: Это сильный ветер дует.
- Этот звук от того, что вьюга завывает.
- Наверное, погода портится, опять будут морозы и холода.
Воспитатель: Вы правы, за окном опять ветер и холод — Зима все никак не угомонится, не хочет пускать к нам Весну. Вот это дела! Наверное, зима у нас решила остаться! Дети, как вы думаете, если зима у нас останется навсегда, что произойдет?
Дети: Будет всегда холодно, и не будет тепла.
- Мы замерзнем.
- Наш край будет в снегу и превратится в Антарктиду.
- Если не придет весна, то не будет и лета. Растения, и животные могут погибнуть.
Воспитатель: Вы хотите, чтобы зима у нас осталась навсегда?»
Дети: Нет, мы не хотим, чтобы зима навсегда здесь осталась».
- «А вы хотите, чтоб наступила Весна?»
Дети: Да хотим, потому что Весной тепло, светит солнышко, птички прилетают и поют.
Воспитатель: Почему? Что Весной происходит? Какие приметы Весны вы знаете?
(Дети называют приметы весны.
Дети: Весной красиво, природа просыпается. Повсюду цветут цветы даже на деревьях, травка растет зеленая! А еще бабочки порхают!
Воспитатель: Весна — чудесное время года! Как вы думаете, а что мы можем сделать, чтоб показать весне как мы ее ждем?
Дети: Мы можем ее позвать!
Воспитатель: Как же мы ее позовем, вьюга так воет, весна из-за такого шума не услышит, что можно еще сделать?
Дети: Можно приготовить весне подарки она увидит и придет!
Воспитатель: Правильно — это хорошее решение! Сюрпризы и подарки любят все! А где же мы эти подарки возьмем, денег то у нас нет, что делать?
Дети: Мы подарки можем сделать сами!
Воспитатель: Точно мы подарки сделаем сами!
Воспитатель: Но, наш подарок должен быть необычным! Идея! Недавно, прочитала в одной книге о том, что у Весны есть свой особый «Разведчик». Это необыкновенный цветок, который вырастает из — под снега и оповещает природу о скором приходе весны! (показывает книгу с рисуками) Называют его — подснежник. Если мы нарисуем подснежник, то весна увидит его и поймет, что мы ее ждем. Вы согласны со мной?
Дети: Да, мы согласны, мы нарисуем много подснежников, чтоб весна поняла как долго мы ее ждем.
2 этап (Способствуем планированию детьми их деятельности)
Воспитатель: Для начала работы нам необходимо внимательно рассмотреть, как выглядит подснежник, чтобы не допустить ошибок и нарисовать именно подснежник, а не другой какой-нибудь цветок. Где мы можем посмотреть, как выглядит этот цветок? Наш подснежник мы поищем в энциклопедии.
Что такое энциклопедия?
Дети: Это книга о растениях В ней мы можем прочитать и увидеть различные растения, которые растут на планете.
Воспитатель: Вот Он наш подснежник! Опишите, как он выглядит? На что похож цветок?
Дети: Подснежник – это белый цветок с двумя зелеными длинными листиками Бутон у цветка наклонен вни. з Цветок похож на колокольчик, на маленький снежок, на фонарик.
Воспитатель: Подснежник, редкий цветок, он занесен в Красную книгу, что это за книга?
Дети: Это книга, в которой занесены все растения и животные, которые необходимо защищать.
Правильно, как мы можем защитить подснежник?
(Ответы Детей)
- Эти цветы нельзя рвать и топтать
- Ими можно только любоваться
- Нельзя собирать из подснежников букеты и относить домой
- Нельзя покупать эти цветы
Воспитатель: Этот цветок под особой охраной. Подснежник принято считать символом надежды и для него есть особый праздник, который отмечается по всей планете 19 апреля. Подснежник, очень хрупкий и нежный цветок, как только солнышко пригревает, он первым вырастает из- под снега, поэтому его и назвали «под-снеж-ник».
Обнажив валежник,
Кто приветствует весну? -
Маленький…… (подснежник!)
3 этап
(Способствуем реализации детского замысла)
Воспитатель: Чтоб нарисовать волшебный подснежник, который позовет к нам весну предлагаю вам необычный способ. Хотите узнать какой?
Этот способ называется – «Монотипия». (Воспитатель показывает способ рисования подснежника).
Воспитатель: «Монотипия» — это техника рисования, которое означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность (стекло), а затем, к стеклу прикладывается чистый лис бумаги и изображение отпечатывается на нем.
Посмотрите, какой красивый рисунок получается!
Итак: Нам нужна вода, краска, бумага, кисть и стекло для отпечатывания рисунка. Мы будем рисовать синей, белой, желтой и зеленой краской.
- Мы нарисуем снег, зелень и солнечный свет нанося краску на стекло, а потом приложим к нему белый лист, у нас отпечатается на бумаге фон.
(Дети выполняют работу пошагово, вместе с воспитателем, руководствуясь техникой выполнения рисунка в нетрадиционной форме)
Воспитатель: Затем, на отпечатанном листе мы зеленным цветом прорисуем кисточкой стебель и листья цветка, и белой краской нарисуем бутон подснежника. Чтобы нарисовать бутон, необходимо кисточку обмакнуть в белую краску и приложить к бумаге всем ворсом.
4 этап (Способствуем детской рефлексии по итогам деятельности)
Воспитатель: «Ребята, вы молодцы! Полюбуйтесь какие замечательные получились у вас подснежники!
Вам нравится?
Несите их быстрее к окошку, чтобы весна увидела и поскорее пришла к нам с теплом! Как вы думаете вы справились с заданием? Какие возникали трудности при работе, как вы их устраняли? Как вы думаете, весна, обрадуется таким цветам? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками?
Сейчас свершится чудесное превращение.
Влево — вправо повернись и в подснежник превратись!
(Дети садятся на корточки и закрывают глаза, выполняют движения в соответствии с текстом).
«Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели».
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу. Спасибо вам. Вы сегодня так хорошо рисовали!
|