Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений.
Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все то надо учитывать.
I. Как организовать работу с природным материалом. Руководить трудом детей.
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности.
Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы, дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспитателям и родителям в начале выяснить, как дети относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Следует пробудить интерес детей к природному материалу, желание действовать с ним. В группе необходимо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравиться разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками — каждый хочет научиться делать такие игрушки.
Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует больная подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «На что похоже? Что напоминает? Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать.»
Целесообразно учить детей одну и туже игрушку мастерить из различного материала.
Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:
- Ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, планирует последовательность работы над ней, подбираем необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
- Ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объясняется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Воспитатель демонстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяснением.
При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.
Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:
- Рассматривание и анализ образца игрушки.
- У становление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.
- Выбор способа соединения частей игрушки.
- Под бор материала и инструментов.
- Изготовление игрушки.
- Анализ и оценка поделок.
П. Когда и как работать.
В детском саду работу с природным материалом организуют в первой половине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю — кружковая работа (во второй половине дня). Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки простые) или по подгруппам.
В группе и дома должны быть созданы условия работы с природным материалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.
Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?
Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки — склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную работу с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.
Природный материал:
шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лесные, кедровые, земляные), каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ракушки.
Дополнительные материалы:
бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей ПВХ, цветные лоскутки, фанера, галька, косточки, леска и др.
Инструменты:
шило, ножницы, нож, иголка, скрепка, кисточка и др.
|