Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребенка

В связи с этим встает вопрос о рассмотрении принципов, моделей педагогического общения и подготовки взрослого к педагогической поддержке личностного роста ребенка, процессуальному руководству образовательной деятельностью.

Проблему педагогического общения как средства гуманизации педагогического процесса в детском саду рассматривали такие ученые, как Р.С. Буре, Н.Д. Ватутина, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский и др. В ходе анализа определения понятия «педагогическое общение» выделены следующие его составляющие: познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития микроклимата в группе, влияние на формирование у личности самооценки собственных позитивных способностей, коммуникативных умений.

Авторы указывают также, что специального изучения требует понятие «индивидуальный стиль общения», в характеристику которого включаются индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся во взаимодействии педагога и воспитуемого, совокупность повторяющихся устойчивых приемов ведения самого процесса общения, особенности личности, ее жизненный опыт, влияние на взаимоотношения между сверстниками.

Н.Д. Ватутина рассматривает существенные ошибки в практике общения воспитателя с детьми и предполагает, что «педагогическое общение выступает как средство гуманизации педагогического процесса только при условии, что содержание, средства и формы, а также стиль общения воспитателя с ребенком имеют личностную направленность, учитывают „зону ближайшего развития“ ребенка, его потребностно-мотивационную сферу и способствуют дальнейшему развитию его деятельности и личностных качеств. При этом все компоненты деятельности общения воспитателя должны быть педагогически целесообразны и выполнять в совокупности определенные функции, способствующие формированию личности и установлению активно положительного отношения воспитателя с детьми, обеспечивающему успешность в воспитании ребенка» (Ватутина Н.Д., 1995, с. 73).

Как видно, вопросы педагогического общения очень тесно связаны с вопросами психологической культуры. Н.Д. Ватутина утверждает, что педагогическое общение должно быть продумано воспитателем по цели и назначению, например: общение может быть организовано педагогом с целью вовлечения в постигровую деятельность. В то же время, по мнению автора, ориентация педагогического общения только на свои цели не может привести к результату: «Модель общения не может быть жесткой, она должна быть ориентирована на конкретного ребенка или группу детей, представлять собой гибкую динамичную систему, обеспечивающую влияние на ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей» (Там же). На наш взгляд, предложенная Н.Д. Ватутиной модель педагогического общения вполне соответствует особенностям психологической культуры в ее коммуникативном компоненте. Она предполагает дифференцированно-индивидуальный характер общения с ребенком в зависимости от:

  • а) состояния ребенка;
  • б) доминирования мотивов и потребностей ребенка в данный момент;
  • в) формы общения, в которой он сейчас нуждается;
  • г) уровня развития деятельности, в которой он участвует;
  • д) условий, в которых это общение протекает.

При использовании данной модели общение педагога выступает как средство гуманизации, психологизации педагогического процесса и условие благоприятного взаимовлияния воспитания и самовоспитания, так как сам педагог участвует в создании этого взаимодействия, становится значимым для ребенка, следовательно, создает возможности для получения от воспитанника обратной связи и обеспечения полноценного функционирования воспитательного процесса.

Помимо педагогического общения, воспитатель как специалист должен владеть и другими, характерными для его деятельности профессионально-педагогическими умениями, чтобы «с самого начала самостоятельной работы педагогически грамотно выполнять социально и профессионально обусловленные функции» (Ватутина Н.Д., 1995, с. 75).

В отечественной дошкольной педагогике проблема специфического проявления профессиональных умений специалиста и условий их формирования изучалась в исследованиях Ж.А. Абишевой, И.Ю. Ерофеевой, М.А. Ковардаковой, Л.В. Поздняк, К.Е. Праховой и др., выполненных под руководством В.И. Ядэшко. Кроме того, имеется опыт построения профессиограммы воспитателя дошкольного учреждения Л.Г. Семушиной.

В исследовании В.И. Ядэшко и Н.И. Пинчук, посвященном формированию профессионально-педагогических умений учащихся дошкольных педучилищ в процессе педагогической практики, авторами была разработана модель профессионально-педагогических умений. Состоит она из шести основных групп, каждая из которых включает ряд подгрупп элементарных умений. Такая модель содержит группу умений, необходимых воспитателю в профессиональной деятельности: аналитические, прогностические и конструктивные умения, а также организаторские, коммуникативные и контрольно-оценочные. Этот комплекс составляет когнитивный компонент психологической культуры.

Таким образом, для осуществления педагогической поддержки личностного роста ребенка необходимо, чтобы взрослый:

  • владел комплексом профессионально-педагогических умений, позиционируясь на установке процессуальной поддержки развития ребенка;
  • был включен в культуротворчество;
  • ориентировался на гуманистические принципы как ценностно-смысловой компонент;
  • рефлексивно изучал индивидуальные особенности ребенка, согласовывал педагогические требования с его субъективным опытом;
  • использовал оптимальные для поставленных задач коммуникативные модели;
  • компетентно проявлял свою психологическую грамотность (когнитивный компонент);
  • стремился к собственному личностному росту, т.е. обладал психологической культурой.
Литература
  • Ватутина Н.Д. Педагогическое общение – важнейшее средство гуманизации педагогического процесса в детском саду // Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения. – Магнитогорск, 1995.
  • Ковардакова М.А. О подготовке студентов к педагогическому анализу игры // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – М., 1995.
  • Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. – 1999. – №1.
  • Концепция дошкольного воспитания (ВНИК «Школа») // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9.
  • Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998.
  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.
  • Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. – М., 1994.
  • Суровцева А.В. Воспитание воли детей дошкольного возраста. – М., 1952.

Н.П. Колесник


Просмотров: 7015
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Мастерство педагогического общения
  • Направленность личности педагога
  • Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Основные категории педагогики
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Педагогика высшей школы
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Принципы социальной педагогики
  • Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Профессионально важные качества педагога
  • Профессиональные умения и личностные качества педагога
  • Связь педагогики с другими науками
  • Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
  • Сущность и структура педагогического процесса
  • Три уровня воспитательных технологий
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Характеристика педагогической деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь