8.4. Психологические основы общения в спорте

Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям.

В спортивной практике широко используются и неречевые средства:

  • жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);
  • звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания);
  • моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).

При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:

  1. принцип экономичности (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их кратко, но емко по информативности);
  2. принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).

Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов.

По направленности общение можно классифицировать следующим образом:

  1. социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
  2. личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);
  3. подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).

Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.

Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:

  • подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;
  • запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.

Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.

Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).

Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.

Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.

Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).

Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:

  • общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;
  • зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;
  • зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;
  • зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач;
  • зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;
  • влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.

Просмотров: 10349
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
  • 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
  • 1.7. Психологическая систематика видов спорта
  • 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
  • 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
  • 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям
  • 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
  • 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»
  • 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен – спортсмен»
  • 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • Б. Связующие черты
  • Единство общения и деятельности
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Межличностное взаимодействие
  • Межличностное общение
  • Обеспечение динамики командной деятельности в спорте
  • Общение в системе межличностных и общественных отношений
  • Основные понятия психологической подготовки
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Предмет организационной социальной психологии
  • Предмет спортивной психологии
  • Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не занимающихся спортом
  • Структура педагогического общения
  • Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Цели и задачи психологии спорта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь