|
Возникновение и развитие педагогики на протяжении нескольких эпохПедагогическая деятельность И.-Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения выдвинутая им оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики. "Ничего нет постоянного кроме перемены" – учил крупнейший немецкий педагог –демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1886). А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания гармоничного развития физических и духовных сил личности Основные принципы педагогической системы. А. Дистервега природосообразность т. е. обучение учитывающее возрастные особенности ребенка развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы, самодеятельность – свободное самостоятельное познание детьми окружающего мира культуросообразность – обучение соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века. Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский..(1824.–.1870) – великий русский педагог–демократ основоположник русской педагогической науки и народной школы в России автор выдающихся трудов "Человек как предмет воспитания", "О камеральном образовании", "Руководство к родному слову". Педагогические взгляды К. Д. Ушинский строились на следующих принципах – народности самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде. К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю. Рассматривая человека как предмет воспитания. К. Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. Он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях." Для этого учителю необходимо в совершенстве знать не только педагогику но и психологию. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности. К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов. Одним из таких ведущих принципов является принцип народности. К. Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, первое место в формировании человека должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве как историю своей родины. He менее важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека. Самое воспитание – писал Ушинский – если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья а приготовлять к труду жизни. Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд считая одним из важных видов умственного труда человека учение. К. Д. Ушинский требовал чтобы оно как и всякий труд было не игрой и забавой а достаточно серьезным и трудным занятием. К. Д. Ушинский настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков во внеучебное время к разным видам физического труда. К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения рассматривая изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития. В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то что действительно полезно для человека. К. Д. Ушинский вскрыл научно–материалистические основы принципов обучения. Например раскрывая сущность принципа наглядности, убедительно показал что необходимость этого дидактического положения вытекает из особенностей восприятия человеком окружающего мира чем больше органов чувств участвует в восприятии изучаемого предмета или явления тем представление о нем остается в памяти ярче глубже конкретнее. Важное значение К.Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Много внимания он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности. К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит педагогический эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Поэтому от требовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии. Многогранное педагогическое наследие Ушинского оказало огромное влияние на развитие педагогической мысли в России. Известность педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским .коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблема формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье, одним из таких принципов был гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо "чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости". С гуманизмом у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, "проектировать" в человеке развитие самого лучшего. Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей". А. С. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, большое значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования, был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания. В.А. Сухомлинский (1918–1970) – советский педагог, исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги "Руководство учебно–воспитательной работой в школе", "Верьте в человека", "Павлышская средняя школа"(директором которой он был), "Сердце отдаю детям". Книги В.А.Сухомлинского отличаются глубиной и актуальностью, большой любовью к детям. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|