|
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (семинар)Следует отметить, что психологи выделяют в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, то есть их эмоции. Важным показателем оценки деловой или эмоциональной стороны является время взаимодействия, которое также может рассматриваться с различных позиций. Если взаимодействие официально организовано, то времени отводится столько, сколько объективно необходимо для совместной деятельности. Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Вы, наверное, замечали, что с кем-то вы могли бы быть рядом очень долго и даже не почувствовали бы этого, с другим же даже минута, проведенная вместе, будет в тягость. Время совместной деятельности является не только условием проверки симпатии и прочности отношений. Длительность взаимодействия также является фактором формирования личностных особенностей взаимодействующих людей. При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга. У каждого человека в связи с темпераментом личности, опытом, формируются коммуникативные черты характера. К ним можно отнести общительность, замкнутость и болтливость. Попробуйте соотнести себя с каким-либо типом коммуникативности: Общительность – это оптимальное потребление потребностей в контактах с другими людьми; вступая в речевой контакт, человек ставит перец собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания и этим самым повлиять на точку зрения слушающих. Общительным можно считать такого человека, который обладает богатством духовной жизни, которому есть что сказать другим. Общительность предполагает избирательное отношение к людям, с которыми человек вступает в разговор: нужно знать, кому, что и в какой форме следует сказать. Эта сторона общительности связана с убеждениями личности и тактом, проявляющимся в отношениях с людьми. Общительный человек не только знает, что сказать, но и помнит, что он говорил. Повторение одного и того же рассказа, одних и тех же мыслей свидетельствует об отсутствии того богатого содержания мысли, чувств и отношений, которые лежат в основе общительности. Чертой, противоположной общительности, является замкнутость. Замкнутый человек оставляет «при себе» те мысли и чувства, которыми он мог бы поделиться с окружающими. Причина замкнутости часто лежит в недоверии к людям, в отсутствии потребности и привычки общаться. Такая замкнутость не имеет ничего общего со скрытостью и подозрительностью к окружающим. Замкнутости противоположна болтливость. Болтливость -это проявление несдерживаемой речевой активности. Она выражается в неудержимом желании говорить хотя бы пустые, ничего не значащие слова, выбалтывать то, о чем иногда следует умолчать из-за соображения элементарной этики. Болтливость связана с поверхностью ума, с отсутствием избирательности в общении, со слабым развитием волевых качеств. Присущая человеку черта может изменяться под влиянием эмоциональных состояний. Степень общительности иногда бывает результатом ситуации. Эмоциональный подъем может вызвать у замкнутого человека прилив общительности и откровенности, и наоборот, переживание страха, волнения может общительного человека сделать замкнутым. Вы, вероятно, определили, к какому виду коммуникабельности относите сами себя и какой его вид является идеальным в межличностном общении. Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:
Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я – родитель» или «Я – воспитатель». Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости. Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания. Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких-то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации. Знание или представление об ожиданиях друг друга помогает сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненным интересам ребенка. В позиции «Я – воспитатель» педагоги называют такие качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|