Функциональное значение деловых конфликтов

Подумайте над вопросом: «Конфликт – это хорошо или плохо?»

При ответе на вопрос о пользе и вреде конфликта нам придется разобрать две категории конфликтных ситуаций: деструктивных и конструктивных.

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия, собственно, те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Конфликт протекает горячо, интенсивно и стремительно. Возникают многочисленные искажения смысла, каждый приписывает партнеру то значение его высказываний, которое тот не имел в виду. Конфликтующие стремятся защититься преимущественно при помощи силовых методов. Они выстраивают коммуникативные барьеры, устраивают «засады», спешат нападать первыми. Такой конфликт – это жестокая «война», в которой есть победители и побежденные, «раненые» (получившие психологическую травму) и «убитые» (отказавшиеся от активной позиции, сломленные и подавленные).

Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми - от неприятия друг друга до полного разрыва.

Конструктивный конфликт, напротив, является нужным и полезным. Во-первых, в процессе обсуждения проясняются позиции людей, поскольку при отстаивании своего мнения они подыскивают основания и аргументы. При таком выявлении позиций часто происходит и так, что сами люди начинают более ясно осознавать свои собственные интересы в ходе объяснения их своим партнерам.

Во-вторых, при конструктивном конфликте, который, как правило, протекает в напряженной ситуации, но без крика и взаимных упреков, за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Более того, при конструктивном конфликте основное внимание участников направлено именно на поиск решения сложных вопросов, а не на взаимное подавление друг друга.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что существуют два основных критерия для оценки того, какой тип конфликта имеет место:

  • Конфликт является деструктивным (разрушающим), если отношения между людьми не улучшились, а ухудшились или между ними произошел разрыв. Конструктивный или созидательный, творческий конфликт способствует улучшению отношений и углублению взаимопонимания.
  • Конфликт является деструктивным, если проблема, его вызвавшая, осталась нерешенной. При конструктивном конфликте решение проблемы обязательно должно быть найдено. Как сделать деловой конфликт конструктивным?
  • При обсуждении проблем необходимо, чтобы оба партнера были настроены на понимание друг друга. Именно на понимание, а не на борьбу только за свою позицию.
  • Каждый партнер должен придерживаться правил эффективного общения, которые нарушать нельзя. Какие это правила?
    • Нельзя отступать от предметно-содержательного обсуждения проблемы и «переходить на личности».
    • Нельзя смотреть на своего партнера как на врага.
    • Нельзя «терять лицо», т.е. впадать в безудержный гнев, злость и мщение.
    • Нельзя терять внутреннюю установку на открытость и доброжелательность.
    • Нельзя отстаивать только свои интересы, не учитывая интересы партнера.
    • Нельзя выбирать только силовые способы борьбы.

Просмотров: 3756
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология управления




Другие новости по теме:

  • Внутриличностный конфликт
  • Восприятие и понимание людьми друг друга
  • Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
  • Динамика конфликта
  • Когда начинается конфликт?
  • Конфликт внутрисемейный типа «свекровь – невестка»
  • Конфликт внутрисемейный типа «теща – зять»
  • Конфликт социальный
  • Конфликт типа «разногласие родителей»
  • Межличностный конфликт
  • Межсемейный конфликт
  • Моделирование педагогических конфликтных ситуаций
  • Основные межличностные стили разрешения конфликтов
  • Основные стадии конфликта. Управление конфликтом
  • Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
  • Поведение тренера при конфликтной ситуации в спортивной группе
  • Подростковый возрастной конфликт с родителями
  • Понятие конфликта
  • Предмет конфликта
  • Причины возникновения и способы разрешения конфликтов
  • Психологические способы регуляции деловых конфликтов
  • Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Классификации конфликтов
  • Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
  • Стили поведения в ситуациях разногласия
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Теории поведения личности в конфликте
  • Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Типы взаимодействий
  • Типы конфликта
  • Характеристика основных стратегий поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь