Карта личности К.К. Платонова (Изучение структурных компонентов личности спортсмена)

Карта личности, разработанная доктором психологических и медицинских наук, профессором К.К. Платоновым, – это «краткая характеристика, составленная применительно к концепции динамической функциональной структуры личности и содержащая систематизированный перечень ее основных элементов».

Структура личности, по К.К. Платонову, состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются такие обобщенные свойства личности, как характер и способности. Карта личности включает описание структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности человека, в частности спортсмена, особенно при первоначальном знакомстве с ним, а также используется при выборе средств и методов педагогических воздействий.

Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого. При этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных и неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т.д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки.

Каждая черта личности, учитываемая картой, определяется по выраженности одним из пяти баллов:

  • 5 – названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
  • 4 – заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  • 3 – она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
  • 2 – заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;
  • 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
  • 0 – если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.
Карта личности

Способ заполнения: самооценка; оценка; МОНХ « » 20.. г.

Фамилия И. О.______________ группа______________

Возраст______ образование_____________

Специальность _________________________

Состояние здоровья

Отношение к здоровью

Жизненные обстоятельства:

  1. Работа
  2. Семья
  3. Материальные условия

Д. Дополнительные данные:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

С. Проявление способностей:

  1. Психомоторные
  2. Музыкальные
  3. Вокальные
  4. Артистические
  5. Художественные
  6. Технические
  7. Математические
  8. Литературные
  9. Педагогические
  10. Организаторские
  11. Нравственные
  12. Правовые

Прочие, наиболее отчетливо выраженные способности

X. Черты характера:

  1. Идейность
  2. Патриотизм
  3. Принципиальность
  4. Коллективизм
  5. Оптимизм

Прочие, наиболее отчетливо выраженные черты характера

Структура личности

I. Социально-обусловленная подструктура

  1. Общая направленность:
    • а) уровень
    • б) широта
    • в) интенсивность
    • г) устойчивость
    • д) действенность
    Профессиональная направленность
  2. Атеистическая направленность
  3. Отношение:
    • а) к труду
    • б) к людям
    • в) к себе

II. Подструктура опыта

  1. Профессиональная подготовленность
  2. Культура:
    • а) психомоторная
    • б) музыкальная
    • в) театральная
    • г) художественная
    • д) литературная
    • е) поведения

III. Биологически обусловленная подструктура

  1. Темперамент:
    • а) сила
    • б) подвижность
    • в) уравновешенность
  2. Патологические изменения личности

IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

  1. Эмоциональная возбудимость
  2. Эмоционально-моторная устойчивость
  3. Стеничность эмоций
  4. Внимательность
  5. Продуктивность памяти
  6. Критичность мышления
  7. Сообразительность
  8. Творческое воображение
  9. Воля:
    • а) самообладание
    • б) целеустремленность
    • в) инициативность
    • г) настойчивость
    • д) решительность
  10. Дисциплинированность

По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:

  • раньше было менее свойственно, теперь более, развивается, улучшается;
  • остается без изменения;
  • раньше было более свойственно, ухудшается.

Динамика оценивается за последние 3 года, если это особо не оговорено.

Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.

Карта личности – это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0.

Карта личности может заполняться как на основе самооценки, так и на основе оценок одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем) случае, т.е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ) в итоговой карте выставляется обобщенный балл. Способ заполнения карты – подчеркивание.

Перед заполнением серии карт желательно ознакомиться с одной из книг, в которых излагается понимание функциональной динамической структуры личности и ее подструктур и элементов, соответственно которому составлена данная карта.


Просмотров: 16203
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 6.6. Типические особенности личности школьников
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • 7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена
  • 7.3.1. Карта личности К.К. Платонова
  • 7.3.2. Определение структуры личности спортсмена
  • Б. Связующие черты
  • Гордон Виллард Олпорт
  • Диспозиция личности
  • Изучение личности клиента
  • Личность и ее структура
  • Методика «Четвертый лишний»
  • Норакидзе Владимир Георгиевич (1904 – 1993)
  • Олпорт Гордон Виллард (1897 – 1967)
  • Педагогическое мастерство
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Предмет спортивной психологии
  • Примерная схема характеристики ребенка
  • Проблема описания структуры личности
  • Психологический портрет личности
  • Психология жизненного пути
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Самооценка
  • Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не занимающихся спортом
  • Структура личности
  • Схема изучения личности (пример)
  • Характер
  • Характер и деятельность человека. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера.
  • Характер и прочие свойства индивидуальности
  • Эгоцентризм



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь