Аналитическая психокоррекция Адлера

Техники

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта), и помощь в переориентации.

Эти процедуры соответствуют следующим четырем этапам ПК:

1. Установление правильных отношений.

Формирование соответствующих установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

2. Анализ личностной динамики.

Главное на этом этапе добиться понимания, осознания специфики жизни клиента. Важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем Вы видите свое предназначение?», «Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь?».

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: Как ваш отец относится к детям, кто был любимым ребенком в семье, в каких отношениях  вы были с отцом и матерью? Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов «Раннее воспоминание» . Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений», либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему, повторяющуюся реакцию, позицию (участник или наблюдатель), одиночество или включенность в группу, центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты

Выделяют 4 ценности для осмысления жизни: превосходство, контроль, комфорт и желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.

Подведение итогов.

По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры – нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа «Нет в жизни счастья», неверие и неосуществимые цели «Я хочу нравится всем», ошибочное восприятие жизненных требований «все несправедливы ко мне», отрицание собственной основополагающей ценности типа «Я – конченый человек», мнимые ценности «Главное добиться своего неважно какой. ценой».От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.

3. Подбадривание.

Основная функция – признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное - наличие свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4. Поощрение инсайта.

Задача психолога – создание условий для инсайта путем сочетания психологической поддержки и конфронтации с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента.

5. Помощь в переориентации.

Эта заключительная стадия работы известна под названием «Воплощение инсайта в действие».

Антисуггестия

Смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий.

Действие «Если бы…» Данная психотехника основана на типичной жалобе: «Ах, если бы…». Клиенту предлагается действовать так словно пожелание «если бы» осуществилось. По сути дела, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, в промежутке между коррекционными встречами.

Постановка целей и принятие обязательств.

Цель должна быть достижима, реалистична, а время – ограничено. «Делай только то, что приятно». Если все же цель не осуществляется, то ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.


Просмотров: 4108
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера
  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту
  • Вводное собеседование
  • Вербальная поддержка клиента
  • Доверие психолога-консультанта клиенту
  • Изучение личности клиента
  • Интерпретация исповеди клиента
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Конструктивный подход к решению проблемы клиента
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Максимализм клиента
  • Моральная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта
  • Непрерывность контактов психолога-консультанта с клиентом
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Организация и этапы индивидуального психологического консультирования
  • Открытость психолога-консультанта клиенту
  • Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
  • Прием постановки психологом-консультантом открытых вопросов перед клиентом
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Противоречия в фактах, проявляющиеся на стадии интерпретации исповеди
  • Профессиональная компетентность психолога-консультанта
  • Профессиональная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта
  • Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Психологическое информирование клиента
  • Эмоциональная поддержка клиента психологом-консультантом
  • Эмпатия психолога консультанта к клиенту
  • Этапы психологического консультирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь