Проективный тест Рисунок малой группы

При функционировании малой группы определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость. Известно, что благоприятный социально-психологический климат имеет огромное значение для эффективной деятельности группы, а также для психического здоровья, настроения и социальной активности отдельного человека.

Проективные методы исследования могут вскрыть неявные социально-психологические тенденции в межличностных отношениях в группе, что недоступно при использовании других психологических методик.

Проективная методика «Рисунок малой группы», предложенная Е. К. Агеенковой и А. В. Драпеза для изучения интерперсональных отношений позволяет вычленить несколько вариантов интерпретации рисунков.

  1. Варианты изображения группы.
  2. Отражение в рисунках лиц, отвергаемых обследуемым.
  3. Отражение в рисунках лиц, наиболее близких обследуемым.
  4. Отражение в рисунках лиц, влияющих на групповой процесс или имеющих высокий статус в группе.
  5. Отражение в рисунках руководителей групп и лиц, от которых зависит группа.
  6. Отражение проблем группы и взаимоотношений между ее членами.
  7. Отражение в рисунках себя.

Авторы указывают на то, что при использовании инструкции типа «Нарисуйте вашу группу», «Изобразите на листе вашу группу» и тому подобных, обследуемые чаще всего изображают на листе портреты или фигуры некоторых, или всех, членов группы, что представляет низкую диагностическую ценность. Наиболее удачной инструкцией, согласно их исследованиям, является вариант, используемый в методе «Пиктограммы». В данном методе активизации способности обследуемого изобразить какие-нибудь слова, например, «Веселый праздник», «Надежда», «Справедливость» и др., ему предлагают следующую инструкцию: «Вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь Вам вспомнить заданное слово».

Авторы методики предлагают для повышения вариабельности рисунков группы и ее диагностической ценности использовать инструкцию типа: «Изобразите на листе в виде рисунка вашу группу так, чтобы позднее, посмотрев на него, вы могли бы вспомнить ее». При такой установке, среди ответов появляются также рисунки, символически отражающие группу, представляющие, по нашему мнению, наибольшую диагностическую ценность в понимании скрытых процессов в группе и взаимоотношениях между ее членами.

Далее обследуемым предлагается подписать все символы или фигурки именами членов группы (если это не было сделано самим респондентом). В случае если рисунок представляет единый не дифференцируемый упрощенный символ группы, то предлагается найти места в этом символе для членов группы и подписать их или обозначить членов группы именными точками. После завершения этой процедуры, когда респондент сообщает об окончании работы, обследуемому дают карандаш, ручку или фломастер отличающегося от основного рисунка цвета и предлагают обозначить на рисунке точками членов группы, которые были «забыты». По желанию экспериментатора можно предложить обозначить на рисунке точками лиц, имеющих значимость для функционирования группы, например, преподавателей, руководителей и др.

1. Варианты изображения группы в представленных рисунках Вариант А

Изображение всех, практически всех или отдельных членов группы в виде портретов, фигурок в полный рост или символов, расположенных хорошо выраженными рядами.

Этот вариант изображения группы может отражать защитную реакцию обследуемого, который формализует свой ответ сознательно или бессознательно, не желая быть раскрытым. Это может отражать и недостаточный контакт между обследуемыми и психологом, который также относится к заданию формально. Такой же формализованный ответ может отражать и недостаточную оригинальность и конформные черты личности респондента.

Диагностическая ценность данных рисунков в плане раскрытия проблем группы не высока. Однако в них, при более детальном изучении, можно заметить эмпатическую или антипатическую направленность респондента по отношению к тем или иным членам группы. Она выражается в более тщательном и «красивом» изображении портрета (фигуры) предпочитаемого члена группы, и более условном, с подчеркиванием «некрасивых» черт, изображении отвергаемого члена группы.

Вариант Б

Защитную реакцию обследуемого отражают и рисунки где члены группы, в виде фигурок, портретов иди условных символов, изображены в том порядке, в котором их видит респондент при выполнении задания. В этом случае возможности интерпретации те же, что и в варианте А.

Вариант В

В этом варианте респондент изображает членов группы в виде различных символов, предметов, растений или животных, однако они расположены рядами, как в варианте А, или, как в варианте Б, в той последовательности, в которой они находятся при общей деятельности. Диагностическая ценность данных рисунков выше, так как респондент символически отражает свое понимание обозначенных членов группы, их жизненную ориентацию, деятельность, подчас и психологические особенности (например, – «голубь мира», «солнышко», «лис», «знак вопроса»). В рисунках данного типа выражается отношение к членам группы, однако не отражается групповой процесс. Здесь, вероятно, имеет место или не понимание респондентом группового процесса, или отстраненность от межперсональных проблем в группе. Однако такими рисунками респондент отражает свою заинтересованность в личных контактах с членами группы. К данному варианту можно отнести, например, рисунок, где изображена условная жилая комната, в которой члены группы изображены в виде отдельных предметов ее обстановки.

Вариант Г

Члены группы, изображенные или в виде символов, как в варианте В, или в виде фигурок (портретов), расположены отдельными группами. Данный тип рисунка указывает на наличие у респондента понимания или чувствительности к внутригрупповым процессам. Эти рисунки обладают высокой значимостью, так как в целом отражают взаимоотношения в группе. Отношения респондента к тем или иным группировкам можно оценить по расположению их на листе: вверху - внизу, справа - слева, в центре. Интерпретация такая же, как в любом тестовом проективном рисунке, например «Несуществующее животное».

Вариант Д

Большой интерес представляют изображения группы в виде единого символа. В индивидуальной психодиагностике этот вариант может отражать понимание респондентом направление деятельности, целевую задачу, смысл существования данной группы. Например, в одном рисунках группа - это единое дерево или кустарник, в другом - это лестница, ведущая вверх к солнцу (к свету познания), а члены группы расположены еще внизу, в третьем - это позвоночник, где отражен символ направленности группы - познание психологии (знак «пси»), а члены группы изображены одновременно и в виде позвонков и в виде птичек, устремленных к вершине. В этих рисунках-символах респонденты чаще всего не отражают отдельных членов группы. Диагностическая ценность данного рисунка возрастет, если попросить респондента обозначить на нем членов группы. При этом респондент обычно обозначает на рисунке только определенных членов группы в общении с которыми он заинтересован. Обычно самых важных для него или для группового процесса он располагает значимых частях символа (вверху, в центре, в левом верхнем углу) в зависимости от его композиции или более ярко их прорисует.

Просмотров: 8039
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности




Другие новости по теме:

  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • В чем состоит схематизм детского рисунка?
  • Группы демографические
  • Изучение структуры малой группы с помощью методики ДМО
  • Исследование историческое
  • Климат социально-психологический
  • Лидерство и руководство в малых группах
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Мизансцена педагогическая
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Новые подходы к развитию группы
  • Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  • Особенности детского рисунка
  • Понятие первичной группы
  • Рисование как способ диагностики
  • Рисование как способ диагностики неврозов
  • Рисуночный тест «Я и группа»
  • Структура трудового коллектива
  • Сущность социально-психологического климата
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Формальная (функциональная) структура
  • Характеристика пространства неформального общения ребенка
  • Харизматическая личность
  • Чем объяснить однообразные изображения дома на рисунках пятилетних детей?
  • Эффект «мы и они»
  • Эффект группового эгоизма
  • Эффект группомыслия
  • Эффективность групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь