Методика «Выбор ценностей»

Методика предложена для выявления степени общительности, контактности больного, т.е. его готовности раскрыть сферу своих стремлений, интересов и вкусов или, напротив, отгороженности, замкнутости. Мало апробирована.

Для проведения опыта нужна планшетка, в которую по типу детской наборной кассы вставляются 25 картонок с написанными на них словами. Открыв перед больным планшет, экспериментатор говорит ему: «Просмотрите все эти слова. Видите, здесь собраны названия того, что может быть привлекательно для человека. Прочтите это». Экспериментатор ждет минуту или две, пока больной просматривает все слова. В случае если больной спрашивает, нужно ли эти слова запомнить, экспериментатор отвечает, что нет. Затем, когда больной просмотрел слова, экспериментатор несколько небрежно говорит: «Дайте мне пять карточек» (если больной спрашивает «каких?» – экспериментатор отвечает «каких угодно» и ни в коем случае не дает никаких иных указаний или советов).

После того как больной подаст экспериментатору пять карточек, экспериментатор записывает их и просит дать ему еще пять карточек, а затем точно так же – третий раз. Каждый раз во время выбора карточек экспериментатор записывает все высказывания больного и то, как он действует: берет ли быстро, небрежно или обдумывает, сравнивает карточки, меняет свои намерения и т.д.

Психически здоровые люди при выполнении этого задания ведут себя различно, причем поведение их обнаруживает зависимость от отношения к личности экспериментатора. В большинстве случаев исследуемые охотно вступают в беседу, обсуждая с экспериментатором преимущества того или иного жизненного блага, обозначенного на карточке, высказывая соображения о том, что ему лично нужнее.

В некоторых случаях здоровые исследуемые выбирают карточки, на которых написаны названия ценностей, превышающих подлинные культурные запросы; так, например, известно, что в жизни данный человек не любит ни книг, ни музыки, предпочитает всему поесть, выпить, поиграть в карты, а в данном опыте он выбирает слова «музей», «музыка», «книги» и т.д. – человеку хочется произвести на экспериментатора хорошее впечатление.

Наконец, исследуемые третьей категории не хотят открывать перед данным экспериментатором свои желания, вкусы, интересы. Они хотят избегнуть такой ситуации, которая вынуждала бы их выбирать карточки и тем самым быть излишне откровенными. Переспросив у экспериментатора, какие карточки надо выбирать, и получив ответ «какие угодно», исследуемые с удовольствием избирают формальный способ выполнения задания – они берут пять карточек подряд, наобум, сверху вниз или слева направо и т.д. Эти люди обнаруживают известную замкнутость, недоступность.

По данным, полученным Е. А. Левада, чрезмерную эгоцентричность и экстравертированность при исследовании с помощью данной методики (стремление обстоятельно обсуждать относительную привлекательность каждой из обозначенных ценностей для них лично) обнаружили больные эпилепсией. По его же данным, процент интравертированных, формальных выполнений этого задания (выбор карточек по рядам, без учета того, что на них написано) был очень высоким среди дефектных шизофреников.

Диагностического значения в строгом смысле этого слова данная методика не имеет, так как она недостаточно апробирована. Однако, приближаясь по своему типу к свободным проективным методам исследования личностной сферы, она может оказаться (в руках умелого экспериментатора) полезным подспорьем для выявления психического состояния и личностного склада больного.


Просмотров: 5490
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности




Другие новости по теме:

  • Б.В. Зейгарник Принципы построения патопсихологического исследования
  • Бехтерева методика самовнушения
  • В.В. Николаева, Е.Т. Соколова Рекомендации к составлению психологических заключений
  • Волшебные слова – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • Десенситизация
  • Диагностика памяти
  • Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу
  • Доски Сегена
  • Естественный эксперимент
  • И.И. Кожуховская Критичность психически больных
  • Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности
  • Методика «диагностика опосредствованной памяти»
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Звуковые прятки»
  • Методика «Определение типа памяти» у младших школьников
  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
  • Методика «Свободная сортировка объектов»
  • Методика «Ценностные ориентации» Рокича
  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
  • Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
  • Методы изучения личности
  • Оценка уровня притязаний Хоппе
  • Сонди тест
  • Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования
  • Тест Когана
  • Тест специальных способностей «Куб линка»
  • Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Комментарии и рекомендации
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Порядок обследования в цветовом тесте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь