Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
Выкормил змейку на свою шейку.
Собрался жить, да взял и помер.
От судьбы не уйдешь.
Всякому мужу своя жена милее.
Загорелась душа до винного ковша.
Здесь бы умер, а там бы встал.
Беду не зовут, она сама приходит.
Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
Кто пьет, тот и горшки бьет.
Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
Сидят вместе, а глядят врозь.
Утром был молодец, а вечером мертвец.
Вино уму не товарищ.
Доброю женою и муж честен.
Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
Кто не родится, тот и не умрет.
Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
В мире жить - с миром быть.
Чай не водка, много не выпьешь.
В согласном стаде волк не страшен.
В тесноте, да не в обиде.
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
Болячка мала, да болезнь велика.
Не жаль вина, а жаль ума.
Вволю наешься, да вволю не наживешься.
Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица №1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики
13-15
Более 15
Несчастная любовь
10-12
Более 12
Противоправные действия
13-15
Более 15
Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17
Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11
Семейные неурядицы
12-14
Более 14
Потеря смысла жизни
12-13
Более 13
Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости
12-14
Более 14
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13
Отношения с окружающими
15-18
Более 18
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11
Несчастная любовь
9-11
Более 11
Противоправные действия
12-14
Более 14
Деньги и проблемы с ними
15-17
Более 17
Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11
Семейные неурядицы
13-14
Более 14
Потеря смысла жизни
12-13
Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
13-14
Более 14
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
12-14
Более 14
Отношения с окружающими
15-18
Более 18
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12
Несчастная любовь
11-13
Более 13
Противоправные действия
13-15
Более 15
Деньги и проблемы с ними
16-18
Более 18
Добровольный уход из жизни
10-12
Более 12
Семейные неурядицы
11-13
Более 13
Потеря смысла жизни
11-12
Более 12
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
10-12
Более 12
Отношения с окружающими
14-16
Более 16
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12
Несчастная любовь
11-12
Более 12
Противоправные действия
13-14
Более 14
Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17
Добровольный уход из жизни
9-11
Более 11
Семейные неурядицы
11-12
Более 12
Потеря смысла жизни
11-13
Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12
Отношения с окружающими
15-16
Более 16
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11
Несчастная любовь
8-10
Более 10
Противоправные действия
13-15
Более 15
Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20
Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8
Семейные неурядицы
11-13
Более 13
Потеря смысла жизни
11-12
Более 12
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12
Отношения с окружающими
19-23
Более 23
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики
9
Более 9
Несчастная любовь
8-10
Более 10
Противоправные действия
13-15
Более 15
Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20
Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8
Семейные неурядицы
12-13
Более 13
Потеря смысла жизни
11-13
Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13
Отношения с окружающими
22-25
Более 25
* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.