Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (семинар)

План проведения

1. Информационная часть.
1.1. Психологические аспекты взаимодействия людей.
1.2. Игра «Разные мнения».
2. Практически инструментарий.
2.1. Рекомендации по организации работы с родителями.
2.2. Игра «Карамбия».
3. Рефлексия. Подведение итогов работы.

1. Информационная часть. 1.1. Психологические аспекты взаимодействия людей.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, чело век превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности – например, физиологические (такие как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие – все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ.

Способность к общению у человека – врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Все сотрудники дошкольного учреждения должны отчетливо осознавать свою роль в воспитании детей, свое влияние на межличностные отношения в коллективе, друг с другом.

Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе личностно ориентированного взаимодействия складываются субъективно-субъективные отношения, в которых каждый участник является субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношения партнера к себе.

Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.

Взаимодействие складывается:

  • из физического контакта;
  • совместного перемещения в пространстве;
  • совместного группового или массового действия;
  • духовного;
  • вербального.

Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов характерны следующие особенности:

  1. равенство психологических позиций взаимодействующих независимо от их социального статуса;
  2. равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
  3. психологическая поддержка друг друга.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации.

Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

  1. Сотрудничество – партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.
  2. Противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого, например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику.
  3. Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.
  4. Однонаправленное содействие – один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стараясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия.
  5. Однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником. Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята, обижается и запирается в своей комнате.
  6. Контрастное взаимодействие – противоречие, когда один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или выбрасываем его.
  7. Компромиссное взаимодействие – оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Просмотров: 5468
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 8.4. Психологические основы общения в спорте
  • Активность общения
  • Близнецы
  • Брак и его последствия
  • Взаимодействие как организация совместной деятельности
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Виды общения
  • Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
  • Как построить длительные отношения
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Мастерство педагогического общения
  • Межличностное общение в социальной группе
  • Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости
  • Механизмы взаимопонимания в процессе общения
  • Не только любить, но и уважать друг друга
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Понятие трудового коллектива
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Развод и его социально-психологические последствия
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Семейная социализация
  • Семейное воспитание и семейная педагогика
  • Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Три постулата технологии урока
  • Тупиковые ситуации
  • Функциональное значение деловых конфликтов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь