Клиническая психология

(от греч. kline – постель, больничная койка) – термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «медицинская психология» (Б.Д. Карварский); обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и делинквентных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психосоматическими и пограничными расстройствами.

Исторически представления о предметах и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX в. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, И. Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуальных различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттелом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее начало применению тестов при исследовании психических больных. После второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, позволяя также перекинуть мостик между двумя видами клинической практики – диагностикой и психотерапией. С 60-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно другим видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узкоприкладная к медицинской практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т.ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т.о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке; общепсихологические закономерности, выводимые в К. п. «методом прецедента», т.е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т.н. случая, в результате которого складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.

Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены на выявление не столько дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с последствиями насилия и посттравматического стресса.
Просмотров: 1390
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь




Другие новости по теме:

  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • Асатиани Михаил Михайлович (1881 – 1938)
  • Б.В. Зейгарник Исторический обзор
  • Бине Альфред
  • Гуманитарный компонент акмеологического знания
  • Дрейкурс (Dreikurs) Рудольф (1897 – 1972)
  • Классификация методов дифференциальной психологии
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Медицинская психология
  • Место социальной психологии в системе научного знания
  • Мотивационные предпосылки социализации личности
  • Объективная психология
  • Осипова Вера Николаевна (1876 – 1954)
  • Основные направления психологии
  • Патопсихология
  • Педагогическая психология
  • Предмет и задачи дифференциальной психологии
  • Профессиональные качества психолога
  • Психологическая помощь
  • Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога
  • Психология социальная
  • Психология труда
  • Психотерапия
  • Сеченов Иван Михайлович
  • Современные представления о предмете социальной психологии
  • Толстых Александр Валентинович (1953 – 1997)
  • Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика
  • Фельцман Осип Бенционович (1875 – 1919)
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Экзаменационные вопросы по психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь