Операционализация различий в содержании понятий темперамент, личность, характер

Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента, личности и характера, являются сквозными. Например, мы говорим "сильная личность". "сильный характер", "сильный темперамент". Но смысл этих квалификаций различен. "Сильный темперамент" означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели. Сильная личность - это человек, пользующийся авторитетом, влиятельный человек. Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности личности, направленности характера или о направленности темперамента. Операционально эти различия позволяют учитывать специально разработанные диагностические процедуры, позволяющие дифференцировать экстраверсию/интроверсию, экстернальность/интернальность, экстрапунитивность/интропунитивность. Соответствующими признаками и должны быть дополнены описанные нами типы темперамента, личности и характера.

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны К. Юнгом для дифференциации типов направленности либидо. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают "жизненную энергию" субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению значимости явлений внутреннего мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на явлениях внутреннего мира, которым придается высшая ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднения в социальной адаптации. В качестве примеров фрагмента шкалы для диагностики экстраверсии/интроверсии, понятых как темпераментный параметр, могут служить следующие высказывания (вопросы):

1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас? (Да.)

2. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве? (Нет.)

3. Вы по натуре живой человек? (Да.)

4. Очень ли Вы любите вкусно поесть? (Нет.)

5. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку? (Нет.)

6. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму? (Нет.)

7. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову? (Да.)

Параметр экстернальности/интернальности основывается на представлении о возможности различной локализации механизмов самоконтроля: во внешнем или внутреннем личностном пространстве. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам; судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него эктернального локуса контроля. В качестве примеров можно привести следующие высказывания:

1. Для того чтобы убедиться, что я прав, мне важно знать реакцию окружающих. (Да.)

2. Мое самочувствие сильно зависит от окружающих. (Да.)

3. Мне важно, чтобы все вещи, окружающие меня повседневно, всегда находились на своих местах. (Да.)

4. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточного усердия. (Нет.)

5. Перед собой я ставлю только такие задачи, которые я смогу решить без посторонней помощи. (Нет.)

6. Никто не способен помочь человеку разобраться в его проблемах, кроме него самого. (Нет.)

7. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. (Нет.)

Параметр экстрапунитивности/интропунитивности выступает важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности, т.е. тогда, когда на пути удовлетворения значимых для человека намерений неожиданно встречаются преграды, когда разрушаются привычные стереотипы поведения. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям, внешним обстоятельствам, им же вменяется обязанность ее ликвидации. При интропунитивном типе реагирования человек принимает ответственность за возникшую ситуацию на себя, стремится выйти из ситуации за счет изменения самого себя. своих установок, своих намерений. Для диагносцирования этого параметра могут использоваться суждения следующего типа:

1. Если, придя домой, я обнаруживаю пусть даже незначительный дефект в купленной вещи, на следующий день я, конечно, пойду требовать, чтобы мне ее заменили. (Да.)

2. В дискуссии я нередко считаю необходимым повторить свою мысль несколько раз с тем, чтобы убедиться, что меня правильно поняли. (Да.)

3. Если я замечу, что коллеги неприветливы со мной, я постараюсь понять, где я допустил оплошность. (Нет.)

4. Человек становится компетентным лишь в результате самообразования. (Нет.)

5. Для того чтобы лучше понимать других, нужно сначала научиться понимать себя. (Нет.)

6. Если я обнаружу неисправность, которую сам смогу ликвидировать, я, конечно, это сделаю. (Нет.)


Просмотров: 2062
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
  • Анкета «Психологический тип родителя» B.B. Ткачева
  • Ваш мужчина – «кот», «пес» или «хомяк»?
  • Влияет ли одежда на внутреннее состояние?
  • Индивид, индивидуальность, личность.
  • Индивидуально-типологический опросник ИТО
  • Как сказать детям о смерти
  • Кант О характере как образе мыслей Психология личности
  • Личностно-центрированная терапия
  • Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика Айзенка EPQ
  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  • Направленность личности в структуре индивидуальности
  • Опросник «PEN» Г. и С. Айзенк
  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
  • Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета»
  • Отказ
  • Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
  • Развитие истории изучения темперамента к ХХ веку
  • Самопрезентация
  • Самоусовершенствование
  • Темперамент и его место в структуре индивидуальных свойств
  • Тест «Владеете ли вы аудиторией?»
  • Тест «Почему вы курите?»
  • Тест оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала)
  • Трехшаговый способ сказать «нет»
  • Ура! Гости! – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • Формирование характера и пути его воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь