|
П. Д. Успенский. TERTIUM ORGANUMП.Д.Успенский
Типогpафiя СПб. Т-ва Печ. и Изд. дела "Тpyдъ", 1911
ГЛАВА IЧто мы знаем и чего не знаем? Наши данные и наши искомые. Неизвестные, принимаемые за известные. Материя и движение. К чему приходит позитивная философия? Тождество неизвестных: х = у, у = х. Что мы действительно знаем? Существование сознания в нас и мира вне нас. Дуализм или монизм? Субъективное и объективное познание. Где лежат причины ощущений? Система Канта. Время и пространство. Кант и "эфир". Замечание Маха. С чем в действительности оперирует физик?
ГЛАВА IIНовый взгляд на проблему Канта. Идеи Хинтона. "Чувство пространства" и его эволюция. Система развития чувства четвертого измерения при помощи упражнений с разноцветными кубами. Геометрическое понятие пространства. Три перпендикуляра. Почему их три? Все ли, что существует, может быть измеряемо тремя перпендикулярами? Факты физические и факты метафизические. Признаки существования. Реальность идей. Недостаточная очевидность существования материи и движения. Материя и движение только логические понятия, как "добро" и "зло"
ГЛАВА IIIЧто мы можем узнать о четвертом измерении, изучая геометрические отношения внутри нашего пространства? Каким должно быть отношение трехмерного тела к четырехмерному? Четырехмерное тело как след от движения трехмерного тела по направлению, в нем не заключающемуся. Четырехмерное тело как состоящее из бесконечного количества тел трехмерных. Трехмерное тело как разрез четырехмерного. Части тел и целые тела в трех и в четырех измерениях. Несоизмеримость трехмерного и четырехмерного тела. Материальный атом как разрез линии четвертого измерения
ГЛАВА IVВ каком направлении может лежать четвертое измерение? Что такое движение? Два рода движения движение по пространству и движение по времени, заключающиеся во всяком движении. Что такое время? Две идеи, заключающиеся в понятии времени. Новое протяжение пространства и движение по этому пространству. Время как четвертое измерение пространства. Невозможность понять идею 4-го измерения без идеи 5-го измерения. Идея движения и "чувство времени". Чувство времени как граница (поверхность) чувства пространства. Хинтон о законе поверхностей. "Эфир" как поверхность. Идея Римана о переходе времени в пространство в четвертом измерении. Настоящее, прошедшее и будущее. Почему мы не видим прошедшего и будущего? Жизнь на ощупь. Вундт о нашем чувственном познании
ГЛАВА VПространство четырех измерений. "Временное тело" Линга Шарира. Форма человеческого тела от рождения до смерти как переменная величина. Несоизмеримость трехмерного и четырехмерного тела. Флюэнты Ньютона. Нереальность постоянных величин. Правая и левая рука в трехмерном и четырехмерном пространстве. Различия трехмерного и четырехмерного пространства. Не два разных пространства, а два разных способа восприятия одного и того же мира
ГЛАВА VIСпособы исследования проблемы высших измерений. Аналогия между воображаемыми мирами разных измерений. Одномерный мир на линии. "Пространство" и "время" одномерного существа. Двумерный мир на плоскости. "Пространство" и "время": "эфир", "материя" и "движение" двумерного существа. Реальность и иллюзия на плоскости. Невозможность видеть "угол". Угол как движение. Непостижимость для двумерного существа функций предметов нашего мира. Феномены и ноумены двумерного существа. Каким образом плоское существо могло бы постигнуть третье измерение?
ГЛАВА VIIНевозможность математического определения измерений. Почему математика не чувствует измерений? Полная условность изображения измерений степенями. Возможность представить себе все степени на линии. Кант и Лобачевский. Различие неэвклидовой геометрии и метагеометрии. Где должны мы искать объяснения трехмерности мира, если верны идеи Канта? Не заключаются ли условия трехмерности мира в нашем воспринимательном аппарате, в нашей психике?
ГЛАВА VIIIНаш воспринимательный аппарат. Ощущение. Представление. Понятие. Слова и речь. Искусство как язык будущего. В какой мере трехмерность мира зависит от свойств нашего воспринимательного аппарата? Что могло бы доказать эту зависимость? Где мы можем найти реальное подтверждение этой зависимости? Психика животных. В чем ее отличие от человеческой? Рефлекс. Раздражаемость клетки. Инстинкт. Приятное и неприятное. Эмоциональное мышление. Отсутствие понятий. Язык животных. Логика животных. Разные уровни психики животных. Гусь, кошка, собака и обезьянае
ГЛАВА IXВосприятие мира человеком и животным. Иллюзия животного и отсутствие у него контроля над восприятиями. Мир движущихся плоскостей. Углы и кривые как движение. Третье измерение как движение. Двумерный вид нашего трехмерного мира для животных. Животное как реальное двумерное существо. Низшие животные как одномерные существа. Время и пространство улитки. Чувство времени как неясное чувство пространства. Время и пространство собаки. Изменение мира при изменении психического аппарата. Доказательство проблемы Канта. Трехмерный мир иллюзорное представление
ГЛАВА ХПространственное понимание времени. Углы и кривые четвертого измерения в нашей жизни. Есть движение в мире или нет? Механическое движение и "жизнь". Биологические явления как проявления движений, идущих в высшем пространстве. Эволюция чувства пространства. Рост чувства пространства и уменьшение чувства времени. Переход чувства времени в чувство пространства. Идея времени как вытекающая из сравнения разных полей сознания. Затруднение со стороны наших понятий и нашего языка. Необходимость искать способ пространственного выражения временных понятий
ГЛАВА XIАнализ явлений. Что определяет для нас разные роды явлений? Способы и формы перехода явлений одного порядка в другой. Явления движения. Явления жизни. Явления сознания. Центральный вопрос нашего познания мира: какой род явлений первоначален и производит другие? Может ли лежать движение в начале всего? Законы перехода энергии. Простой переход и освобождение скрытой энергии. Различная освобождающая сила разных родов явлений. Сила механической энергии, сила живой клетки и сила идеи. Феномены и ноумены нашего мира
ГЛАВА XIIЯвная и скрытая сторона жизни. Позитивизм как изучение феноменальной стороны жизни. В чем заключается "двумерность" позитивной философии? Рассмотрение всего на одной плоскости, в одной физической последовательности. Ручьи, текущие под землей. Что может дать изучение жизни как феномена? Искусственный мир, который строит себе наука. Отсутствие в действительности законченных и отдельных явлений. Новое ощущение мира
ГЛАВА XIIIГолоса камней. Стена церкви и стена тюрьмы. Мачта корабля и виселица. Тени палача и подвижника. Различное комбинирование в высшем пространстве известных нам явлений. Связанность явлений, кажущихся нам отдельными, и различие явлений, кажущихся одинаковыми. Как должны мы приближаться к ноуменальному миру? Понимание вещей не в категориях времени и пространства. Реальность очень многих "образных выражений". Оккультное понимание энергии. Письмо индуса-оккультиста. Искусство как познание ноуменального мира. Искусство и любовь. Творчество любви. Любовь и оккультизм. Что мы видим и чего не видим? Диалог Платона о пещере
ГЛАВА XIVФеноменальная и ноуменальная сторона человека. "Человек в себе". Как мы познаем внутреннюю сторону человека? Можем ли мы узнать о существовании сознания, находящегося в не аналогичных нашим условиям пространства? Мозг и сознание. Единство мира. Логическая невозможность одновременного существования духа и материи. Или все дух, или все материя. Разумные и неразумные действия в природе и в жизни человека. Могут ли существовать разумные действия рядом с неразумными? Мир как случайно создавшаяся механическая игрушка. Невозможность сознания в механической Вселенной. Невозможность механичности при существовании сознания. Факт человеческого сознания, нарушающий механическую систему. Сознания других разрезов мира. Как мы можем узнать о них? Шестое измерение. Кант о духах. Спиноза о познании невидимого мира. Необходимость интеллектуального определения того, что может быть и чего не может быть в ноуменальном мире.
ГЛАВА XVСознательная Вселенная. Разные виды сознаний. Разные линии сознательности. Одушевленная природа. Души камней и души деревьев. Душа леса. Человеческое "я", как коллективное сознание. Человек как сложное существо. "Человечество" как существо. Мировое сознание. Лицо Махадевы. Проф. Джемс о мировом сознании. Идеи Фехнера. Зенд-Авеста. Живая земля.
ГЛАВА XVIСознание и жизнь. Жизнь как познавание. Сознание как реализация существования. Интеллект и эмоции. Эмоции как орудие познания. Эволюция эмоций с точки зрения познания. Чистые и нечистые эмоции. Личные и сверхличные эмоции. Уничтожение элемента себя, как средство приближения к истинному познанию. "Будьте как дети...". "Блаженны чистые сердцем...". Ценность морали с точки зрения познания. Недостатки интеллектуализма. Дредноуты как венец интеллектуальной культуры. Опасности морализма. Моральный эстетизм. Религия и искусство как организованные формы эмоционального познавания. Познание Бога и познание красоты.
ГЛАВА XVIIИнтеллектуальный метод. Объективное и субъективное познание. Изучение "не-я" и изучение "я". Невозможность объективного исследования "я". Границы объективного познания. Возможность расширения субъективного познания. Поглощение всего "не-я" в "я". Идея Плотина. Разные формы сознания. Сон (потенциальное состояние сознания). Сновидение (сознание, заключенное в себе самом, отраженное от себя). Бодрствующее сознание (дуалистическое ощущение мира, разделение "я" и "не-я"). Экстаз ("выхождение из себя"), "турья" (абсолютное сознание всего как себя). "Капля, поглощающая океан". "Нирвана".
ГЛАВА XVIIIОщущение бесконечности. Первое испытание неофита. Невыразимая тоска. Потеря всего реального. Что должно было бы испытывать животное, становясь человеком? Переход к новой логике. Наша логика как основанная на наблюдении законов феноменального мира. Непригодность ее для изучения мира ноуменов. Необходимость другой логики. Аналогичность аксиом логики и математики. Две математики. Математика реальных величин (бесконечных и переменных); и математика нереальных, воображаемых величин (конечных и постоянных). Трансфинитные числа. Числа, лежащие за бесконечностью. Возможность разных бесконечностей.
ГЛАВА XIXПереход к высшей логике у человека. Необходимость отказаться от всего "реального". "Нищета духом". Признание реальным только бесконечного. Законы бесконечного. "Оrgаnon" Аристотеля и "Novum Organum" Бэкона. Логика бесконечного Tertium Organum. Высшая логика как орудие мысли, как ключ к тайнам природы, к скрытой стороне жизни, к миру ноуменов. Определение мира ноуменов на основании всего предыдущего. Ощущение ноуменального мира неподготовленным сознанием. "Трижды непознаваемая тьма, созерцание которой способно всякое знание превратить в неведение".
ГЛАВА XXТеософия Макса Мюллера. Древняя Индия. Философия Веданты. Tat tvam asi. Познание расширенным сознанием как реальность. Мистика разных веков и народов. Единство переживаний. "Tertium Organum" как ключ к мистике. Признаки ноуменального мира. Трактат Плотина "О Красоте" как непонятная система высшей логики. Просветления Якова Бёме. "Арфа со многими струнами, из которых каждая струна такая же Арфа". Мистика "Добротолюбия", св. Авва Дорофей и другие. Климент Александрийский. Лао-цзы и Чжуан-цзы. "Свет на Пути" и "Голос Безмолвия". Мусульманские мистики. Поэзия суфиев. Мистические состояния под наркозом. Анестезическое откровение. Опыты проф. Джемса. Достоевский о "времени" ("Идиот"). Влияние природы на душу человека.
ГЛАВА XXI"Космическое сознание" д-ра Бёкка. Три формы сознания по Бёкку. Простое сознание или сознание животных. Самосознание или сознание человека. Космическое сознание. Рост сознания. В чем он выражается? Ощущение, представление, понятие, высшее моральное понятие творческая интуиция. Люди космического сознания. Грехопадение Адама. Познание добра и зла. Христос и спасение человека. Законы эволюции. Единичные признаки, постепенно делающиеся общими. Рождение нового человечества. Высшая раса. Сверхчеловек. Общие этапы эволюции разных сторон человеческого духа.
Таблица четырех стадий психической эволюции Категория: Библиотека » Философия --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|