|
4. ЛУНА
202 "Козней его (вора)" — говорит наш текст — "избежать нельзя". Они являются неотъемлемой частью судьбоносной борьбы противоположностей, точно так же как тень является неотъемлемой частью света. Однако разум не может преобразовать это в удобную формулу, потому что неизбежность не уменьшает ни вины зла, ни заслуг добра. Минус остается минусом, и за преступлением всегда следует наказание. "Зло всегда следует за согрешившим" — говорит капуцин в стане Валленштейна — банальная истина, которую люди слишком охотно забывают, и из-за чего крылатый юноша не может привести свою невесту к себе домой так быстро, как ему бы того хотелось. Зло нельзя уничтожить раз и навсегда; оно является обязательным компонентом жизни и за него обязательно приходится расплачиваться. Не пойманный полицией вор, тем не менее, обокрал самого себя, а убийца является своим собственным палачом.
203 Вор, о котором идет речь в нашем тексте, вооружен всем злом, но на самом деле он — это всего лишь эго со своей тенью, где начинают проявляться ужасные глубины человеческой природы. Усиливающееся психологическое прозрение мешает проекции тени, и эти приобретенные знания логически приводят к проблеме единства противоположностей. Человек понимает, что, во-первых, никто не может проецировать свою тень на других людей, а во-вторых, упрямое сваливание вины на других не дает никаких преимуществ, поскольку гораздо важнее признать наличие собственной вины, ибо она является частью собственной самости и необходимым фактором, без которого ничто в нашем подлунном мире не может быть осуществлено. Хотя о Луне и не говорят, что она персонифицирует темную сторону, мы знаем, что в молодой луне есть что-то очень подозрительное. Тем не менее, крылатый юноша любит свою луну-невесту, а значит любит и тьму, к которой она принадлежит, ибо противоположности не только бегут друг от друга, но и притягивают друг друга. Мы все знаем, что зло, в особенности если к нему не приглядываться внимательно, может быть очень привлекательным, а самым привлекательным кажется зло, обрядившееся в идеалистические одежды. На первый взгляд, это зловредный вор мешает любви юноши к целомудренной Диане, но на самом деле зло уже притаилось в юном идеалисте и во тьме молодой луны, и юноша больше всего боится того, что может оказаться в роли самой обычной серы. Эта роль настолько шокирует преисполненного благородных намерений юношу, что он не может увидеть себя в ней и возлагает вину на происки врага. Он как будто не осмеливается познать самого себя, потому что он еще не настолько повзрослел, для принятия факта, что человек должен быть просто благодарен, если ему удается найти яблоко без червоточины и тарелку супа, в которой не плавал бы чей-то волос. Esto hie tibi Diana propitia, ………….Здесь Диана может быть благо-, quae feras domare novit ……………..склонна к тебе, она знает, как …………………………………………......….укрощать диких животных, 204 Тьма, которая противопоставлена свету, — это необузданная инстинктивность природы, которая утверждает себя вопреки всем усилиям сознания. Любому, кто стремится к единению противоположностей, обязательно нужна благосклонность Дианы, ибо она считается невестой и, в то же время, нужно еще разобраться в том, каким образом она связана с дикими животными. Может быть, что в сравнении с ней вор покажется чем-то совершенно незначительным. cujus binae columbae pennis suis……. а ее пара голубей успокоит зло-, aeris malignilatem temperabunt,………. бу воздуха своими крыльями, 205 Нежная пара голубей, вне всякого сомнения, представляет безвредный аспект той же самой инстинктивности, хотя сам по себе животный символ может быть "истолкован сверху вниз". Тем не менее, его не следует толковать в этом смысле, потому что аспект неукрощенного животного начала и зла в предыдущей цитате представлен бешеной собакой, а в этой цитате — вором. Голуби же, наоборот, являются эмблемой невинности и любви в браке, а также Святого Духа, Мудрости, Христа и его Девы-Матери350. Из этого контекста мы можем понять, что должен представлять голубь: прямую противоположность и, вместе с тем, партнера зловредного вора. Вместе они представляют нападение дуалистического существа на более ограниченное сознание человека, сначала, с одной стороны, потом — с другой. Цель или результат этого нападения заключается в расширении сознания, которое, похоже, всегда следует по пути, определенному в Книге Бытия 3:4f: "... нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло". 206 Нет никакого сомнения в том, что это самый благоприятный момент как для добра, так и для зла. Однако, как правило, сначала происходит одно, а потом другое: праведник поддается злу, грешник превращается в праведника, и, на первый взгляд, тут и делу конец. Но люди, одаренные более тонким нравственным чутьем или большей проницательностью, не могут отрицать того, что события только кажутся последовательными, а на самом деле они происходят одновременно. Вероятно, никто не осознал это так ясно, как святой Павел, который знал, что в его плоть впилось жало, а посланец Сатаны ударил его по лицу, чтобы он "не превозносился"351. Последовательность событий — это прелюдия, которую надо вытерпеть для того, чтобы обрести более глубокое знание их одновременности, ибо это несравненно более сложная проблема. Опять же, мысль, что добро и зло — это находящиеся вне нас духовные силы, и что человек оказался в гуще борьбы между ними, вынести гораздо легче, чем осознание того, что противоположности являются настолько неистребимыми и обязательными условиями всей психической жизни, что жизнь уже сама по себе является виной. Даже жизнь, посвященная Богу, все равно проживается эго, которое, вопреки Богу, говорит о себе и утверждает себя, которое не торопится слиться с Богом, а сохраняет свою свободу и волю, причем последняя действует вне Бога и против него. Каким же образом эго может противостоять неодолимой мощи Бога? Только через самоутверждение, оно, подобно Люциферу, уверено в своей свободной воле. Отделение себя от бога — это отстраненность, отчужденность, падение. Грехопадение было неизбежным даже в раю. Христос потому и "незапятнан грехом", что представляет все Божество и не отделяется от него на том основании, что сам является человеком352. На человеке же стоит клеймо отделенности от Бога. Такое положение вещей было бы нестерпимым, если бы злу можно было противопоставить только закон и Десять Заповедей (как это было в дохристианском иудаизме,); но реформатор и раввин Иисус попытался внедрить ту более прогрессивную и с точки зрения психологии более правильную точку зрения, что не верность закону, а любовь и доброта являются лекарством от зла. Крылья голубя успокоят злобу воздуха, зловредность воздушного духа ("князя, господствующего в воздухе" — Послание апостола Павла к Ефесянам, 2:2), и только они могут возыметь такое действие. quod per poros facile ingredi-…….... чтобы юноша легко проник в поры tue adolescens, concutit statim….... и немедленно сотряс основание зем- (terrae sedes), nubemque tet- ……..ли353, и взметнул черное облако. ricam suscitat. 207 Как только злоба укрощена, греховность и ее вредные последствия так же сведены на нет, и то, что имеет крылья, может объять всю землю. Ибо сейчас мы подходим к заключению священного брака, "приземлению" духа и одухотворению земли, единению противоположностей и разрушению преграды (Ефесянам, 2:14)354, короче говоря, желанному акту покаяния, в результате которого в Боге отменяется грешность бытия, изначальная разъединенность. Землетрясение — это, с одной стороны, аллюзия на нисхождение Христа в ад и его воскрешение, а с другой стороны, разрушение серости земного бытия человека, жизнь и душа которого наконец-то приобретают смысл, в результате чего он и возвышается над собой, и подвергается опасности. 208 Интуитивное ощущение всегда воспринимается, как конкретная реальность. Это прообраз и ожидание будущего состояния, поблескивание невысказанного, только наполовину осознанного единения эго и не-эго. Справедливо названное unio mystica, оно является фундаментальным ощущением во всех религиях, которые сохранили в себе хоть какую-то жизнь и еще не докатились до конфессионализма; религиях, которые сохранили тайну, о которой другие судят только по порожденным ею ритуалам, — пустым мешкам, из которых давно исчезло золото. 209 Землетрясение вздымает черное облако: сознание, в устоявшихся воззрениях которого произошел крутой перелом, погружается во тьму, подобно тому, как в нее погрузилась земля в момент смерти Христа, за чем последовало воскрешение. Этот образ говорит нам, что расширение сознания поначалу является потрясением и тьмой, а потом развитием человека в человека целостного. Этот "Человек", неописуемое существо, представляет собой интуитивное или "мистическое" ощущение, и поэтому название "Антропос" подходит ему как нельзя более лучше, потому что оно указывает на непрерывность существования этой идеи на протяжении тысячелетий. tu undas superinduces ad Lunae….. Но ты поднимешь воды до са- usque candorem, ………………….....…мого света луны, Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|