V. АДАМ И ЕВА

Ибо иудей был доступным пониманию любого человека примером не-христиани­на и, стало быть, "сосудом" для всех тех вещей, которые хрис­тианин не мог или не хотел помнить. Так что это было на самом деле вполне естественно вложить в уста якобы иудейского автора эти темные, полуосознанные мысли, которые возникли вместе с Движением за Свободу Духа, более поздней христиан­ской религией Святого Духа, и которые стали кровью в жилах i Возрождения. Точно так же, как эра пророков Ветхого Завета начинается с Осия, которому Бог повелел жениться на еще одной Суламифи, так cours d'amour Рене Анжуйского, миннезингеры и святые, с их страстной любовью к Богу, были современниками Братьев Свободного Духа. Текст Елиазара является ни чем иным, как поздним отзвуком этих давних событий, которые изменили облик христианства. Но любой такой отзвук является также пред­чувствием будущих изменений: в том же веке родился автор "Фа­уста", этого важнейшего "opus".

647   Суламифь не меняется, как не изменился и старый Адам. И все же рождается Адам Кадмон, нехристианский второй Адам, как раз в тот самый момент, когда ожидается трансформация. На первый взгляд, это полное противоречие кажется неразрешимым. Но оно становится доступным пониманию, когда мы задумыва­емся на тем, что просветление или solificatio Суламифи       это не первая трансформация, а вторая, и происходит она внутри. Объектом трансформации является не эмпирический человек, как бы он не был тождественен "старому Адаму", а Адам Первичный Человек, архетип внутри нас. Черная Суламифь сама представляет первую трансформацию: это пришествие в сознание черной анимы, женского аспекта Первичного Человека. Вторая трансформация, или solificatio, — это осознанная дифференци­ация мужского аспекта, гораздо более трудная задача. Каждый мжучина чувствует себя тождественным этому аспекту, хотя на самом деле это не так. В этом архетипе слишком много тьмы, чтобы он мог отнести ее всю на свой счет,  и слишком много хороших и положительных вещей, чтобы он смог удержаться от искушения отождествить себя с ними. Поэтому ему гораздо легче увидеть черноту в спроецированной форме: "Женщина, которую Ты   дал, должна быть со мной, она дала мне от дерева, и я ел". Такое отношение представляется правильным человеку даже с самой просвещенной психологией.  Но мужской аспект так же непостижим, как и женский. Эмпирический человек, какими бы раздутыми не были его эго-чувства, не может уместить в себе весь диапазон адамовых высот и глубин. Хотя он и является челове­ческим существом, у него нет никаких оснований приписывать себе все благородство и красоту, каких может достичь человек, точно так же как он, конечно же, откажется возложить на себя вину за унижения и низость, которые делают человека хуже жи­вотного       если, разумеется, он не сойдет с ума и не пожелает играть роль архетипа. 648   Но мужской аспект Первичного Человека, когда он "рождается заново" хотя и является старым Адамом, черным, как Суламифь, он, тем не менее, является вторым Адамом, то есть еще более старым Адамом, Адамом до Грехопадения, Адамом Кадмоном.  Двусмысленность этого пассажа слишком уж совершенна для со­знания автора, который нигде больше не продемонстрировал свое мастерство в изготовлении подделок. Приход в сознание Адама Кадмона действительно был бы великим просветлением, ибо он был бы осознанием существования внутреннего человека или Ан-тропоса, архетипической совокупности, стоящей над полами. Поскольку этот Человек — божественен, то мы можем говорить о богоявлении. Надежда Суламифи на превращение в "белую голубку" указывает на будущее, совершенное состояние. Белая голубка -- это намек на то, что Суламифь станет Софией335, Святым Духом, в то время, как Адам Кадмон представляет собой явный аналог Христа. 649 Если бы ход мысли алхимика соответствовал бы только трем стадиям (очищение, просветление, совершенство), то было бы труд­но найти оправдание перефразированию аналогичных христианс­ких идей, которые так явно выдают себя в алхимических текстах (например, прибитое к "черному кресту"). Но потребность в сим­волизме, отличном от христианского, подтверждается тем фактом, что вершиной процесса трансформации является не второй Адам и не белая голубка, a lapis, который, с Божьей помощью, сотворяется эмпирическим человеком. Это наполовину физический, наполовину метафизический продукт, психологический символ, обозначающий нечто, созданное человеком и, в то же самое время, стоящее над ним. Этот парадокс может быть только чем-то типа символа "самости", который тоже может быть выведен на свет, то есть доведен до сознания человеческим усилием, но, тем не менее, является по сути своей предсущей совокупностью, которая включает в себя и сознание, и бессознательное.

650 Это мысль, которая выходит за пределы мира христианских идей и включает в себя тайну, воплощенную в человеке и посред- ством человека. Дело выглядит таким образом, будто драма жизни Христа отныне заключена в человеке, как в ее живом  носителе. В результате этого смещения, сформулированные в  догме события попадают в область психологического ощущения      и становятся узнаваемыми в процессе индивидуации.

651   Естественно, в задачу эмпирической науки не входит оценка таких духовных изменений с точки зрения трансцендентальной истины. Наука должна удовлетвориться знанием того, что эти   процессы существуют, и сравнением их с аналогичными наблюдениями в совремешюм человеке. У нее также есть право попы­таться нарисовать логическую структуру подобных психологем. Тот факт, что она вынуждена вторгаться в сферы, где вера и сомнение спорят с истиной, не является свидетельством ее наме­рения вмешаться или попытаться определить, что есть истина. "Истина" состоит исключительно в установлении фактов и объ­яснении их без предубеждения, в рамках эмпирической психоло­гии. Ни при каких обстоятельствах она не имеет права судить, действительны эти факты или нет, или пытаться подтвердить их нравственную или религиозную ценность. Я должен это особо подчеркнуть, потому что мою методику постоянно подозревают в том, что она является замаскированной теологией или метафи­зикой. Проблема моих критиков, похоже, заключается в их неспособности принять концепцию психической реальности. Пси­хический процесс — это что-то, что действительно существует, а психическое содержимое также реально, как растение или жи­вотное.  Несмотря на то, что существование, скажем, утконоса нельзя логически объяснить с помощью законов зоологии, он, тем не менее, несомненно существует, каким бы невозможным это не казалось предубежденным умам. Он       это не фантазия и не просто чье-то мнение, а "железный" факт. Да, нельзя отрицать того, что человек может играть в метафизику с помощью психи­ческих фактов, и особенно с помощью идей, которые всегда счи­тались метафизическими. Но идеи сами по себе не являются ме­тафизическими; они являются феноменами, которые можно про­верить эмпирическим путем, и, стало быть, представляют собой законный объект применения научной методики. 652   С утверждениями Каббалы, которые, как мы видели, пробрались в алхимию, наше толкование Адама приобретает масштаб и глуби­ну, которые вряд ли можно будет превзойти. Это толкование вклю­чает в себя Еву, как сам женский принцип. Она, в основном, пред­ставляется "низшим", Малхут (царством), Шекиной (Жилищем Бога), или Атарой (Короной), эквивалентом низа Кетер, верхней короной. Она также представлена в "гермафродитической" системе сефирот, правая половина которой   мужская, а левая - женская. Поэтому Адам Кадмон, как воплощение всего "перевернутого де­рева" , андрогинен, но сама система является символом хорошо диф­ференцированного coniunctio и, как таковая, разделена на три части (три колонки по три сефирота в каждой). Ипполит пишет, что наассенцы делили гермафродитического Адама на три части, точно

так же, как они поступили с Герионом356. У Гериона было три тела357 и он владел замечательными стадами на острове Эрифия. Геракл убил его стрелой, ранив при этом в грудь Геру. Во время того же самого путешествия Геракл пригрозил солнцу пристрелить его за то, что его лучи были слишком жаркими. Так что убийство ериона было последним в цепи из трех святотатств.

И они говорят об этом Герионе [продолжает Ипполит], что одна его часть является духовной, одна — психической, а одна — земной; и они утверждают, что знание его есть начало способности познать Бога, ибо они говорят: "Начало целостности есть знание человека, но знание Бога есть абсолютная целостность". Все это, говорят они, духовное, психи­ческое и земное само по себе пришло в движение и соединилось в одном человеке, Иисусе, рожденном Марией. И посредством его [духовного, психического, земного] говорят эти три человека [то есть обладающий тремя телами Герион], каждый из которых обращается из своей субс­танции к своей субстанции. Ибо все вещи бывают трех видов, ангельс­кие, психические и земные; и есть три Церкви: ангельская, психическая и земная; и называются они Избранная, Призванная и Очарованная358.

653 Эта концепция поразительно напоминает систему сефиров.359 В частности, Герион соответствует космогоническому Адаму Кадмо-ну. Он это "женско-мужской Человек во всех вещах, которого греки называли божественным рогом луны.360 И они говорят, все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.361 То, что было создано в нем, есть Жизнь. Это, говорят они, есть Жизнь, - невыразимое воспроизводство [?????] совершен­ных людей, неведомое предыдущим поколениям".362


 ПРИМЕЧАНИЯ

1    "Monas hieroglyphica", Theatr. chem., IT, p. 222.

2   Azoch -Azoth - "Mercurius duplex". Смотри Ruland, Lexicon, p. 66, s.v.

Azoch

.3 "Возьми Адама и то, что сделано по подобию Адама: вот ты назвал Адама и сохранил молчание касательно имени женщины или Евы, не называя ее, потому что ты знаешь, что мужчины этого мира, подобные тебе, знают, что то, что сделано по твоему подобию, есть Ева" ("Rosinus ad Euthiciam", Art. aurif., I, p. 248.)

4 "Congeris Paracelsicae chemicae", Theatr. chem., I, p. 578: "С помощью самого большого таланта и понимания они установили, что их камень был живой вещью, которую они также назвали своим Адамом, который носил в своем теле невидимую Еву с того самого момента, когда они были соединены силой великого Творца всех вещей. И по этой причине Меркурий Философов может обоснованно называться ни чем иным, как

     их наиболее тайным сложным Меркурием, а не Меркурием толпы... В Меркурии есть все, что ищет мудрец... материя камня философов есть не что иное, как... Адам —истинный гермафродит и микрокосм". "При­рода прежде всего требует у мастера того, чтобы философский Адам был извлечен из меркуриевой субстанции", (р.589)... состав самого священного адамового камня приготовлен из адамовой ртути мудрецов", (р. 590).

5     Например, Адам, как "Бог-Отец", сливается с Евой. Смотри Nelken, р. 542.

6    Mus. herm., p. 228.

7    "Адам был Господом, Царем и Господином". Ibid., p. 269.

8    "De prima materia", Mus. herm., p. 425. Смотри выше, пар. 415f.

9     Смотри Hoghelande {Theatr. chem., I, p.  162):  "Высокий человек со шлемом на голове".

10    Неологизм Парацельса, предположительно составленный из имен "Адам" и "Енох". Смотри "Парацельс как духовное явление", пар. 168.

11   Дорн (в своем издании De vita longa Парацельса, p. 178) называет его "invisibilis homo maximus".

12   Манускипт восемнадцатого века, "Figurarum aegyptorium", fol. 17.

13   De laude charitatis (Migne, P.L., vol. 176, col. 974).

14   Смотри выше, пар. 24f.

15   Смотри Wimsche, "Schopfung und Sunder)fall", p. 10. У Адама было два лица. Бог распилил его на две половины — Адама и Еву.

16   Ibid., p. 24.

17   Более подробно смотри в Психология и алхимия, пар. 425 елл, 430, 433.

18    "Второй Адам, которого называют философским человеком". {Aurora consurgens, I, Parable VI.)

19   Sermo VIII (ed. Ruska), p. 115.

20    В течение некоторого времени с Ябиром отождествляли латинянина Гебера, автора классической "Summa perfectionis". Новые предположе­ния касательно личности Ябира смотри в Lippmann, Entstehung unci Ausbreitung der Alchemic, II, p. 89.

21   Berthelot, Chimic an moyen age, III, pp. 148f.

22   Например, в Mylius, Phil. ref., p. 168.

23   Тело Адама изготовлено из вавилонской земли, его голова из изра­ильской, а члены его — из земли остальных стран. {Talmud, ed. Epstein, "Sanhedrim", 38a; I, p. 241):

24 Theatr. chem., V, p. 109.

25 Здесь в тексте развивается сравнение Адама с таинственной субстанцией.

26  "Бог начал собирать пыль для первого человека из четырех уголков земли; красного, черного, белого и зеленого. Красная земля — это кровь; черная — внутренности; белая — кости и жилы; зеленая -тело". Pirke de Rabbi Eliezer (trans, by Frielander), ch. 11, pp. 77f. (исправленное издание). По другим источникам зеленая земля — это кожа и печень. Смотри Jewish Encyclopaedia, I, pp. 173ff., s.v. Adam.

27   Ibid., p. 174.

28   Bezold, Die Schatzhohlr, p. 3.

29   Kohut, "Die talmudish-midraschische Adamssage in ihrer Ruckbeziehung auf die persiche Yima und Meshiasage".

30   Гримм (Teutonic Mythology, II, p. 595) приводит латинский вариант из Rituale Ecclesiae Dunelmensis (десятый век), а также другие материалы. Вышеприведенная цитата взята из Koehler, Kleinere Schrifften zur er-zahlenden Dichtung des Mittelelters, II, p.2. Этот "вопрос" задавался еще в англо-сакском "Dialogue between Saturn and Solomon" (Thorpe, Analecta Anglo-Saxonica, pp. 95ff.).

31   Isidore of Seville, De natura rerum, IX, (ed. Becker, p. 21). Цитируется в Jewish Encyclopaedia, I, p. 174, s.v. Adam.

32   Сравни с семью сыновьями Адама и семью металлами из крови Гайома-ра. Такая же неясность присутствует в легенде о семи спящих, приво­дящейся в 18-ой суре Корана: есть варианты, где спящих — семь, есть — где восемь, или восьмым спящим является собака, есть вариант с тремя мужчинами и собакой и т. д. (Смотри "О перерождении", пар. 242, пр. б) Точно так же Адам имеет то три цвета: красный, черный и белый, то — четыре: белый, черный, красный и зеленый. (Смотри Jewish En­cyclopaedia, 1, p. 174).

33   В другом месте он говорит о дьяволе: "Ибо он знал, что сквозь ternarius ему не пробраться к Адаму, поскольку ternatius защищен unarius, и потому он решил проникнуть в binarius Евы". ("Duellum animi cum corpore", Theatr. chem., I, p. 542).

34  "De tenebris naturam", Theatr. chem., I, p. 527.

35  "Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба".

36   "De igne et sale", Theatr. chem., Vi, p. 3.

37   Ibid.

38   Pirke de rabbi Eliezer, p. 79.

39   Jewish Encyclopaedia, s.v. Adam.

40   Упоминается у Зосимы, в Berthelot, Alch. grecs, III, xlix, 6. Смотри также Sibylline Oracles (ed. Gefficken), pp. 47ff.

41   В шестом часу, в пятницу, "Ева взобралась на древо греха, и в шестом часу Мессия взошел на крест". (Bezold, DieSchatzhohle, p. 62). Сравни с августиновым толкованием распятия, как брака Христа с "матроной". (Ниже, пар. 568).

42   Bezold, pp. 27ff.

43   Ibid., p. 76.

44  "Testament of Adam", in Rieeler, Altjudisches Schrifttum ausserhalb der Bibel, p. 1087.45 Charles, Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament, II, p. 142.

46   Ch. 20, pp. 148f. Доктор R. Scharf указывает, что пещера не тождест­венна Городу Четырех, поскольку Кириат Арба это название Хевро­на, в котором и расположена пещера.

47  "Стало быть, в первом человеке Адаме... были заключены все вышеупо­мянутые идеи и качества, от практической души до эманирующей простоты". [Профессору G. Scholem я обязан следующим толковым переводом последних нескольких слов: "... от нефеш (то есть нижних пяти частей души) мира асиях (то есть нижних четырех миров каббалисти­ческого космоса) до йехидах (высшей души) мира ацилут (высшего мира каббалистического космоса). От переводчика английского изда­ния. ] Кnоrr von Rosenroth, "De revolutionibus animarum", Part I, cap. 1, sec. 10, Kabbala denudata, II, Part 3, p. 248. 48 Berthelot, Alch. grecs, TV, xx. 49 Ibid., IV, xx. 15'.

50 De chemia, p. 64: "И тогда я собрал вместе голову, передние и задние лапы льва, и согрел их водой, извлеченной из сердец статуй, из белого и желтого камней, которые падают с неба во время дождя". 51 Stapleton, "Muhammad bin Umail".

52 Уже в Cyranides мы находим: "Л также опий ил бороды козла, то ость мумие, или иссоп, или пот". (Delatte, Textes latins et vievux jrancais relatifs aux Cyranides, p. 129).

53 Von. hyl. Chaos, pp. 310ff.: "Основа всего сотворенного... содержится в... изначальной влаге, мировом зерне, Мумие, materia prima". 54 Смотри "Парацельс как духовное явление", пар. 170 и пр. 5, 190. 55 Codicillus, 1651, р. 88. Смотри Maier, Symbola, p. 19. Касательно масла Луллий говорит: " Это масло есть раствор, золото и дута, а также мазь философов".  (.Codicillusp.  96).  Последователь Луллия,  Кристофер Парижский, говорит: "Это масло или божественная вода... называется Посредником". ("Elucidarius", Theatr. chem.,VI, p. 214). Стало быть, нет ничего удивительного в том, что Пернети (Diet, rnytho hermetique, p. 472) цитирует первый пассаж Codicillus следующим образом: "Ты извлекаешь этого Бога [deum вместо о1еит из сердец статуй с помощью влажного омовения водой и сухого омовения огнем". 56 Theatr. chemBrit., pp. 20f.

57 Из них Нортон рассказывает о железе, меди и свинце. 58 Смотри "Феноменология духа в сказках", пар. 425, 437 слл. 59 У меня был доступ только к нескольким из десятков написанных Лул-лием трактатов, так что я не пытался установить происхождение этой

истории. 60 Дионисий цитируется  в алхимической литературе.  Смотри Theatr.

chem., VI, p. 91.

61 "Они приделывают статуям дверцы, а сами статуи делают полыми, и внутрь их помешают образы богов, которым они поклоняются. Хотя статуя Меркурия такого типа не представляется очень ценной, она со­держит и себе образ бога" . (11ахимеров парафраз Дионисия Ареопагита, De caelesti hierarchia, в Migne, P./.,.,vol. 3, col. 162). 62 Symposium, 215a; trans, by Hamilton, p. 100. В своем комментарии к этому пассажу Р. Г. Бэри (The Symposium of Plato, p. 143) говорит: "Статуи были полыми и играли роль шкатулок, в которых хранились маленькие фигурки богов, сделанные из золота и других драгоценных металлов".

63   Нужно только прочитать размышления святой Терезы Авильской или святого Иоанна Крестителя на тему Песни Песней 1:1: "Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина". В первом из­дании Библии на латинском языке, в отличие от последующих изданий [в том числе и русского. — Прим. перев.], вместо слова "ласки" упот­ребляется первоначальное       "груди".

64   В соответствующем месте у Ипполита, Elenchos, V, 7, 6, сказано: "Но ассирийцы говорят, что рыбоед Оанн [первый человек] принадлежал к их племени, а халдеи то же самое говорят об Адаме; и они утверждают, что он был человеком, которого земля породила сама, и что он лежал бездыханный и неподвижный, подобно статуе [?????????], образ того, кто живет в вышине, которому поклоняются и называют Адамом, обла­дающим многими силами". (Legge trans., I, p. 122, исправленный).

65   Bousset, Hauptprobleme der Gnosis, pp. 34f. Эта история из Гензы (свя­щенной книги мандеапцев) может пролить свет на то место в трактате Сениора, где он говорит, что рептилия-самец "бросит свое семя на мра­мор статуи" (De chemia, p. 78).

66   Kohen, Emek ha-Melech.

67    Сравни с многозначительными высказываниями Эфраима Сира ("De poenitentia", Opera omnia, p. 572): "Были созданы два Адама: первый, наш отец, для смерти, поскольку он был создан смертным и грешил; второй, наш отец, для воскресения, поскольку, будучи бессмертным, он смертью попрал смерть и грех. Итак, первый Адам — это отец; второй является также отцом первого".

68   Phil, ref., p. 19. Нет никакой уверенности в том, что эта мысль принад­лежит самому Милиусу, который очень редко указывал использованные им источники. С таким же успехом он мог позаимствовать ее у кого-то, хотя я не могу проследить источник.

69   "Парацельс как духовное явление   " пар. 214.

70   Acta Archelai, XIII, p. 21.

71   Schmidt, Manichaische Handschriften der Staatlichen Museen, Berlin, I.

72   Ch. XXIV, p. 72, vv. 331".

73   Ch. LIX, p. 149, v. 29f.

74   P. 150, v. 8

75   Ch. LXII, p. 155, v. 10ff.

76   Ch. LXXII, p. 176, v. 3ff.

77   P. 177, v. 2ff.

78   Theatr. chem., VI, p. 91.

Просмотров: 5092
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь