V. АДАМ И ЕВА

Это состояние человека, который, блуждая в лабиринте своей психи­ческой трансформации, наталкивается на тайное счастье, которое примиряет его с его одиночеством. В общении с самим собой он находит не смертельную скуку и меланхолию, а интересного партнера; более того, он находит отношения, которые напомина­ют счастье тайной любви, или скрытой от посторонних глаз весны, когда зеленое семя228 прорастает сквозь голую землю, обещая будущий урожай. Это алхимическая benedicta viriditas, благословенная зелень, означающая, с одной стороны, "проказу металлов" {verdigris), но, с другой стороны, — тайную имманен­тность божественного духа жизни во всех вещах. "О, благосло­венная зелень, которая порождает все вещи!" — восклицает автор Rosarium229. Милиус пишет: "Разве не дух Господен, который есть огненная любовь, дает водам, над которыми он родился, определенный огненный порыв, ибо ничто не может быть создано без тепла? Бог вдохнул в сотворенные вещи... определенное зерно или зелень, посредством которой все вещи размножаются... Все вещи называются зелеными, поскольку быть зеленым значит расти... Стало быть, эта способность к воспроизводству и сохранению вещей может быть названа Душой Мира"230.

624   Зеленый цвет означает надежду и будущее, и в этом кроется причина тайной радости Суламифи, которую, в противном слу­чае, было бы трудно объяснить. Но в алхимии зеленый цвет оз­начает также и совершенство. Так Арнольд из Виллановы гово­рит: "Аристотель потому говорит в своей книге "Наше золото — это не золото черни", что зеленый цвет, который находится в этой субстанции, означает ее полное совершенство, ибо с помощью нашего мастерства зелень быстро превращается в самое настоя­щее золото".231 Суламифь продолжает:

Но я должна быть подобна крылатой голубке, и вечером я стану сво­бодной, когда отступят нечистые воды, с помощью зеленого оливкового листа; тогда моя голова будет светлейшим Азофолом232, а мои кудрявые Волосы засверкают, как   )). И Иов говорит (27:5)233, что из моей V хлынет кровь234. Ибо все это, как ? 235, сверкающий красный Ада­мах236, смешанный с мерцающей ? . Хотя я ядовита, черна и отврати­тельна снаружи, очистившись, я стану пищей героев; так из убитого Самсоном льва тек мед. Так Иов 28:7 говорит: Semitam поп cognovit ille avis, neque aspicit earn oculus vulturis23^. Ибо этот камень принадлежит только испытанным и избранным Богом238.

625  Черная Суламифь надеется, что однажды "вечерней порой" вероятно, на закате жизни, она станет подобна голубке Ноя, ко­торая, принеся в своем клюве оливковую ветвь, возвестила об окончании потопа и стала знаком примирения Бога с детьми че­ловеческими.239. В Песне Песней (2:14)сказано: "Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок..." В нашем тексте ее голова — из золота и напоминает солнце, а ее волосы подобны луне. Таким образом она провозглашает себя соедине­нием солнца и луны. И в самом деле, золотая голова и "волнистые" кудри являются атрибутами Возлюбленного240. Она, в сущности, смешалась с Возлюбленным, из чего явно следует, что в совершенном состоянии sponsus и sponsa сплавляются в одну фигуру, солнечно-лунного ребенка241. Черная Суламифь, которой идут "волнистые кудри, черные, как ворон", становится луной, которая, таким обра­зом, приобретает кудрявые и сверкающие волосы242.

 

7. ROTUNDUM, ГОЛОВА И МОЗГ

626 Хотя мотив "золотой головы" пошел прежде всего из вышеп­риведенного отрывка из Песни Песней, необходимо подчеркнуть, что он появляется в алхимических трактатах и без прямой ссылки на последнюю. "Его голова была из чистого золота", говорится в "Splendor solis" о расчлененном человеке, тело которого было "бе­лое, как соль"243. В греческой алхимии адептов называли "деть­ми золотой головы"244. Простая (то есть таинственная) субстан­ция называлась "Золотой Головой; такое название ей дал богом посланный Даниил, глашатай Божий"245. По легенде, Папа Силь­вестр II (ум. 1003), известный, как популяризатор арабской науки, владел золотой головой, произносившей пророчества246. Возможно, эта легенда восходит к харранитской церемонии вещающей головы247. У головы было и дополнительное значение — carpus rotun dum, обозначавшее таинственную субстанцию248. Это особенно со ответствует нашему тексту, поскольку "внутренности" головь превратились в золотую и/или белую землю. Последняя — этс terra alba foliata (слоистая белая земля), которая в данном случае должна представлять мозг. Это предположение подкрепляется тем фактом, что "внутренности головы" — это буквальный перевод словосочетания ???????????????(головной мозг) Кроме того, мозг является синонимом таинственной субстанции о чем ясно говорит цитата из Гермеса в Rosarium: "Возьмите его мозг, поливайте его очень сильным уксусом... до тех пор, пока он не почернеет"249. Мозг интересовал алхимиков, поскольку он представлял собой трон "духа наднебесных вод"250, вод, которые находятся над небесной твердью (Книга Бытия 1:7). В "Visio Arislei" мозг Морского Царя это место рождения пары брат-сестра251, В "Liber quartorum" мозг называется "местом обитания божественной части"252. Ибо мозг "близок к разумной душе" которая, в свою очередь, обладает "simplicitas", божественным качеством253. Считалось, что мозг тайно участвует в алхимическом процессе254, и поэтому Вей По-ян утверждает, что "при правильном обращении с мозгом в течение требуемого периода времени, человек обязательно добьется чуда"255. Мозг упоминается и в греческой алхимии, в которой особенно большую роль играет ????? ????????? (мозг-камень), отождествляемый с  ????? ?? ????? (камнем, который не камень)256. Последнее выражение это один из терминов, которые Зосима употребляет в отношении мозга он также называет его "данным и не данным Богом ", и "митраическим секретом"257. В трактате "Философский Камень" сказано, что "алебастр — это самый белый мозг-камень"258. В пенотовой Таблице Символов мозг связан с "луной", тайной крещения и "богами ада"259 Молодая луна обозначает albedo и белый камень260; аналогом крещения является история с детьми Морского Царя, заключенными в стеклянном доме, находящемся на дне моря, и подвергшимися трансформации261; боги ада могут быть связаны с мозгом, как с троном сознания и мышления, ибо сознание ведет к "безбожному" существо­ванию, так как отрывает человека от божественной совокупности262 7 Зосима является связующим звеном между алхимиками и гнос­тиками, у которых мы обнаруживаем сходные идеи. Мозг у них "имеет форму головы дракона".263 Греховный Корибас, родст­венный, с одной стороны Адаму, а с другой — килленическому Гермесу264, возникает из "головы, что находится наверху, и из непостижимого мозга"26*, и проникает во все вещи; "нам не из­вестно, каким образом и в каком виде он появляется". В данном случае Ипполит перефразирует Евангелие от Иоанна 5:37: "А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели", на­мекая на наличие отчасти бессознательного фактора. Чтобы под­черкнуть этот аспект, Ипполит продолжает свое сообщение утвер­ждением, что Корибас живет в "глиняной статуе" (?? ?? ???????? ?? ????), то есть в человеке266. Далее он пишет: "Это есть Бог, который обитает в воде, и о котором в Псалтыре сказано, что глас его гремит над водами многими"267. Мы можем воспринять это как стремление бессознательного стать сознанием. Когда заду­мываешься над этим текстом, написанным во времена (второй век нашей эры), когда не существовало никакой концепции психологии в ее современном смысле, то признаешь, что Ипполит, при тех скудных средствах, которые были в его распоряжении, сумел дать вполне пристойное описание психологических фактов. Лдам, о ко­тором говорят наассенцы, — это "камень".

Это, как они говорят, есть Адамас, краеугольный камень [?????  ? ????????????], который ставится во главу [???????] угла. Ибо в голове нахо­дится получивший название [???????????????] мозг, от названия кото­рого пошло имя [??????????????] всей семьи, "Адам, которого я кладу в основание Сиона"268. В аллегорическом смысле, под всем этим пони­мается образ [??????] Человека. Но тот, кто так положен, является Адамом [внутренним человеком, основанием Сиона]... отпавшим от Адама, архичеловека [???????????], живущего в горнем"269.

628 Этих отрывков вполне достаточно для того, чтобы понять, насколь­ко оригинальной была основа алхимических идей. Если нельзя до­казать, что они являются продолжением какой-то традиции, то мы просто вынуждены предположить, что одни и те же идеи могут спон­танно, вновь и вновь возникать из архетипической основы.

 

8. АДАМ КАК СОВОКУПНОСТЬ

629 Теперь, когда мы увидели значение мозга и земли-луны, как таинственной субстанции, мы можем продолжить наш коммента­рий к тексту Елиазара.

630 В алхимическом рецепте говорится: "Посей золото в слоистую белую землю"270. Таким образом соединяются золото (солнце) и белая земля или луна271. В христианстве, как и в алхимии, солнце и луна тесно связаны друг с другом, объединенные фигурой бо­жественной матери. Соединение солнца и луны происходит в го­лове, что указывает на психическую природу этого события272. Как я уже сказал, концепции "психики", в том ее виде, в каком мы ее понимаем сегодня, в Средние Века не существовало, и даже современному образованному человеку трудно понять, что такое "реальность психе". Так что нет ничего удивительного в том, что средневековому человеку было несравненно труднее представить себе что-то, существующее между "esse in re" и "esse in intellectu solo"*273. ("Бытие в вещи" и "бытие в одном лишь представлении" (лат.) — Прим. ред.) Выход был в "метафизике"274. Поэтому алхимик был вынужден формулировать свои якобы химические факты и мета­физически275. Так белая земля, соответствует земле, которая сим­волизировала "человечество, поднятое над всеми кругами Мира и помещенное в разумный рай святой Троицы"276. (Где, мы можем добавить, оно прибавляется к Троице, образуя "Четверицу", то есть совокупность)277. Эта веселая ересь остается неосознанной и ее пос­ледствия никогда не выходят наружу. 631 Вывод, который делает Елиазар, требует пояснения. Само по себе примечательно, что он, в связи с совершенным состоянием, то есть с coniunctio Solis et Lunae, вынужден перефразировать тот самый отрывок из Книги Иова (выше, пар. 624) и сказать: "Из моей земли хлынет кровь". Это уместно только в том случае, если coniunctio символизирует воспроизводство гермафродити-ческого второго Адама, а именно Христа и corpus mysticum Цер­кви . В церковном ритуале эквивалентом coniunctio является сме­шивание субстанций или Причастие обоих типов. Стало быть, отрывок из Иова должен быть истолкован следующим образом — Христос говорил: "Из моей земли, моего тела, хлынет кровь". В православном ритуале тело Христа заменяется буханкой хлеба. Священник пронзает ее маленьким серебряным копьем и дырка является аналогом раны в боку Христа, из которой текли кровь и благодать; кроме того, этот ритуал, возможно, является аналогом жертвоприношения (mactatio Christi). 632 Как мы уже поняли, алхимическая земля — это таинственная субстанция, в данном случае являющаяся аналогом тела Христа и "адамаха", красной земли рая. Имя "Адам" традиционно вы­водится из "адамаха", так что и тут обнаруживается связь райс­кой земли с corpus mysticum. (Это специфически христианская идея и приписываемое ей иудейское происхождение представляет­ся сомнительным.) Тем не менее странно, что, по словам Елиазара, эта земля "смешивается с пламенем". Это вызывает в памяти алхи­мическую идею "ignis gehennalis", "центрального огня"278, благо­даря теплу которого все в природе размножается и растет, потому что огонь этот обитает в меркуриевом змее, саламандре, которая не горит в огне, и в драконе, который огнем питается279. Хотя этот огонь есть часть огня духа Божьего ("огонь божественного гнева", о котором писал Беме), он также является Люцифером, самым кра­сивым из ангелов Бога, который после своего падения превратился в адский огонь. Елиазар говорит: "Этот старый Отец-Родитель280 однажды будет извлечен из первичного Хаоса281 и будет он изры-гающим огонь драконом". Парящий в воздухе дракон — это все­мирный "Питон"282, начало всех вещей283. 633   Еще одним источником выражения "огонь, смешанный с землей" может быть образ Сына Человеческого из Апокалипсиса l:14f.:

Глава Его и волосы белы, как белая шерсть, такие белые, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану284, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

И снова здесь голова сравнивается с солнцем, а также с белизной полной луны. Но ноги находятся в огне и мерцают, словно рас­плавленный металл. Мы находим низший огонь в Книге Иова 28:5: "Terra igne subversa est" (Земля... внутри изрыта как бы огнем). Но из нее "вырастает хлеб" — образ единения полных противоположностей! В апокалиптическом образе мы с трудом уз­наем Сына Человеческого, который является истинным воплоще­нием Божьей любви. Но, вообще-то, этот образ гораздо ближе па­радоксам алхимиков, чем Христос из евангелий, внутрення поляр­ность которого была сведена почти к нулю после инцидента с Дья­волом. В Апокалипсисе эта полярность снова становится видимой, а еще сильнее она проявляется в символизме алхимии285. 634 Наше предположение, что Елиазар имел ввиду апокалиптичес­кий образ Сына Человеческого подтверждается тем, что во фран­цузском манускрипте восемнадцатого века286 имеется изображение "fils de l'homme Q" (= Меркурий), именуемого "Jezoth le Juste", которому придано важное число 4 х 4 в форме шестнад­цати точек (Иллюстрация З)287. Это перекликается с четырьмя херувимами из видения Иезекииля, у каждого из которых было по четыре лица (Книга пророка Иезекииля 1:10, 10:14). Изобра­женный на картине мужчина одет нестандартно — в женкий на­ряд; гермафродитический Меркурий часто изображался в таком виде на алхимических иллюстрациях семнадцатого и восемнад­цатого веков. Эта картина создавалась под воздействием видений святого Иоанна Богослова (Апокалипсис 1 и 4) и Даниила (7:9ff.). "Jesoth" (=Yesod) — это девятый и средний сефирот низшей триады каббалистического дерева; его толковали, как творческую и воспроизводящую силу во вселенной. С алхимичес­кой точки зрения он соответствует spiritus vegetativus, Мерку­рию288. В алхимии у Меркурия, связанного с Гермесом Киллени-ем289, имеется фаллический аспект, и такой же аспект имеется у Иесода в Зохар; и действительно, "Заддик" или "Единствен­ный", как еще называли Иесода, — это орган воспроизводства. (290) Он — "фонтан воды" (effusorium aquarium)2^, или "труба" {fistula) и "водопровод" (сanalis)292, и "бурлящий ключ" (scaturigo)2^3. Подобные сравнения уводят современный разум на неверный путь однобоких толкований типа того, что Иесод — это просто пенис, или, наоборот, что в основе демонст­ративно сексуальных выражений отсутствует какая-либо реаль­ная сексуальность. Но следует помнить, что в мистицизме любой "символический" объект имеет не только одно значение. Их у него всегда несколько. Сексуальность не исключает духовности, а духовность — сексуальности, ибо в Боге все противоположнос­ти отменяются. Нужно только вспомнить о unio mystica Симеона бен Йохая в Зохар III, о которой Шолем (смотри пр. 290) почти ничего не говорит. 635 У Иесода много значений, которые в манускрипте связываются с Меркурием. В алхимии, Меркурий — это "связка" души, соединяющая дух и тело. Его двойственная природа дает ему воз-можность играть роль посредника; он является, как плотским, так и духовным, и представляет собой единение этих двух принци­пов. Соответственно, в Иесоде содержится загадка единства294 верхнего мира, Тиферета, и нижнего — Малхут. Его также на­зывают "мирным договором"295. Другими его титулами являются "хлеб", "глава Лиц"296 (то есть горнего и дольнего), "вершина", касающаяся земли и неба297, "propinquus" (Близкий), поскольку он более близок к Славе (Шекинах), то есть к Малхут, чем Ти­ферет298 и " Израильский Силач"299. Иесод соединяет эманацию правой, мужской стороны (Незах, сила жизни), елевой, женской стороной (Ход, красота)300. Его называют "твердым, падежным, постоянным"301, потому что он направляет эманацию Тиферета в Малхут302. 636   Символом Меркурия часто является дерево, а символом Иесо-да  -- frutex (ствол дерева) и virgultum (заросли)303.   Мерку­рий  —   это spiritus vegetativus, дух жизни и роста,  а Иесода называют "vivus",  "живущий"304 или  "живущий  веками"305 Меркурий — это prima materia и основа всего процесса, а Иесод означает "основа"306. "В естественных вещах Иесод содержит в себе ртуть, ибо это есть основа всего искусства трансмутации"307; речь, разумеется, идет не об обычной ртути, а о той, "которая несколько загадочно называется звездой". Из этой звезды текут "воды доброго Бога Эля или ртуть...  Эта ртуть...  называется Сферической Водой", или "водой крещения"308.

Эта вода называется дочерью Матреда, то есть... человека, который без устали трудится над созданием золота. Ибо эта вода течет не из земли, и не из наших шахт, но создается и совершенствуется большим усердным трудом. Иго жену зовут Золотой Водой или такой водой, которая даст начало золоту. И если этот мастер соединится с ней в браке, он породит дочь, которая будет Водой царской купели"309.

На основании этого изопсефического*310 (* От греч. isopsephia равное право голосования   —- Прим. ред.) рассуждения, золотая иода была отождествлена с Иесодом. Табличка с шестнадцатью обозначаниями золота или солнца ©, лежащая у ног fits de I'homme, указывает на это (Иллюстрация 3). В Kabbala denudata воспроизводится "Kamea"311, содержащая не число 2x8, а. число 8x8 64312, "которое представляет сумму имени золотой воды"313. 637 Поскольку prima materia также называется свинцом и Сатур­ном, мы должны упомянуть о том, что Шабад связана с Иесодом, как и буква "Тет"314, которая находится под воздействием Шаб-тай (Сатурна). Точно 'так же, как Меркурий, который является летучей субстанцией, именуется птицей, гусем, птенцом Гермеса, лебедем, орлом, грифом и фениксом, так и Иесод (и Тиферет тоже) величается "pullus avis"315 и "penna, ala" (перо, крыло)316. Перья и крылья играют свою роль и в алхимии: орел, пожирающий свои перья или крылья317, и перья феникса у Михаеля Майера318. Поедающая свои перья птица — это вариант уробороса, который, в свою очередь, связан с Левиафаном. Левиафан и "великий дра­кон" -   это названия, как Иесода, так и Тиферета319.

638    Но отношению к целому Иесод является частью, а целое — это Тиферет, который величается солнцем320 Ноги апокалиптического Сына Человеческое, горящие словно огнем, могут быть связаны с Малхут, поскольку ноги — это орган, который касается земли. Зем­ля, Малхут, это "подставка." для Иесода321. Малхут — это также и "печь", "место, предназначенное для приготовления продукта, пос­ланного ей ее супругом для кормления гостей"322.

639    После этого отступления давайте снова вернемся к тексту Ели-азара. Золотая голова с серебряными лунными волосами и тело, сотворенное из смешанной с огнем красной земли, являются "внутренностями" черной, ядовитой, уродливой фигуры, како­вой представляется Суламифь. Конечно, эти отрицательные ка­чества должны пониматься в нравственном смысле, хотя с хими­ческой точки зрения они означают черный свинец первоначаль­ного состояния. По "внутри" находится второй Адам, таинствен­ный Христос, что явно следует из аллегории "убитый Самсоном лев", в теле которого поселился рой медоносных пчел: "Из яду-щего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое"323. Под этими словами Елиазар понимает corpus Christi, Гостию324, которую он называет "пищей героев". Это странное выражение и еще более странная концепция "Христа", присутствующего в Гостии, являют­ся намеками на алхимический секрет. Вот почему автор вместе с Иовом (Книга Иова 28:7) может сказать, что путь неведом, что "не видал его глаз коршуна". Это скрыто под покровом тайны, ибо "камень принадлежит только испытанным и избранным Богом".

640   Lapis также фигурирует в Каббале: "Иногда так называют Адоная, последнего сефиру, и Малхут, Царство; ибо последняя является основой всей ткани мира"325. Действительно, камень имеет главенствующее значение, потому что он выполняет фун­кцию Адама Кадмона, как "главного камня, из которого на свет появляются верхние и нижние сонмы созданий"326. Его называют "сапфиром, потому что высшие силы наградили его разными от­тенками, и в одной сотворенной вещи он является разумом, в другой  - его противоположностью, творит то добро, то зло, то жизнь, то смерть, то болезнь, то исцеление, то бедность, то бо­гатство"327. В данном случае камень представляется силой судь­бы; более того, как показывает ссылка на Второзаконие 32:39, он представляется самим Богом328 Кнорр фон Розенрот сам был алхимиком и написал эти слова с определенной целью329 Он под­черкивает, что этот камень является тем самым камнем, "который был отвергнут строителями и стал краеугольным камнем"330. Он занимает центральное положение в системе сефиротов, поскольку он объединяет в себе силы верхнего мира и распределяет их в нижнем мире"331. Стало быть, по своему положению, он соответ­ствует Тиферсту. (332) 641    В алхимической литературе я не нашел никаких доказательств того, что сапфир был таинственной субстанцией еще до Пара-цельса.  Похоже на то, что этот автор ввел его в алхимию из Каббалы в качестве синонима таинственной субстанции:

Заключенные в сапфире качества даны ему свыше путем растворения, свертывания и закрепления. Что ж, поскольку небо создано таким об­разом, что оно должно пройти через эти три процедуры, чтобы достичь этого [то есть создания сапфира и его качествъ], то и разрушение сапфира должно соответствовать тем лее самым трем процедурам. Это разруше­ние состоит в том, что тела исчезают, а таинственная субстанция оста­ется. Ибо, пока не было сапфира, не было и таинственной субстанции. Но потом, точно так же, как небо дало жизнь человеку, оно дало таин­ственную субстанцию этому материалу333.

Здесь мы можем заметить связь с каббалистическими идеями. Уче­ник Парацельса, Адам фон Бодешитейн, говорит в своем Onomas-ticon"Материал сапфир: это жидкость, в которой нет никакой вредной материи"334. Дорн335 связывает "сапфирный цветок" с "Ar­canum Chevri" Парацельса336. В "Epistola ad Hermanum" цитиру­ется некий Родочсй де Гелейн Гус337: "Тогда вырастает сапфирный цветок гермафродита, чудесная тайна Макрокосма, одна часть ко­торого, если ее вылить в тысячу частей расплавленного Офиризия, преобразует это все соответственно своей природе"338. Этот пассаж написан под воздействием Парацельса. 642   Lapis Sapphireus или Sapphirinus взят из Книги пророка Иезс-кииля 1:22 и 26, в которой говорится, что свод над "головами животных" был подобен "изумительному кристаллу" и "камню сапфиру" (так же и в 10:1) и из Исхода 24:10: "И видели место стояния Бога Израилева; и иод ногами его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как само небо, ясное". В алхимии "наше золото" — это "кристалл"339; сокровище Философов — это "не­кое небо, мерцающее как кристал, и вязкое как золото"340; золо­той раствор "прозрачен как кристалл, хрупок как стекло"341. В "Книге из Пещеры Сокровищ" говорится, что тело Адама "сияло как кристалл"342. Кристалл, "чистый, как изнутри, так и снаружи", в церковном языке является синонимом "незапятнанной чистоты" Девы343. Григорий Великий говорит, что трон из видения Иезеки-иля справедливо сравнивается с сапфиром, "поскольку этот камень имеет цвет воздуха"344. Его манера сравнения Христа с кристаллом стала моделью для языка и идей алхимиков345. 643 Комбинацию воды и кристалла можно найти и в каббалисти­ческой "Sifra de Zeniutha". В пар. 178 комментария Лурии гово­рится: "Вторая форма называется кристальной росой, и она воз­никает из Строгости Царства346 первого Адама, которое вошло в Мудрость Макропросопа347: потому в кристалле отчетливо появ­ляется красный цвет. И эта форма есть Мудрость, о которой говорят, что в ней корень Здравого Смысла"348. Хотя на алхи­мию, конечно же, подобные сравнения оказывали определенное воздействие, от камня нельзя протянуть ниточку назад к Христу, несмотря на все аналогии349. Он принадлежал только алхимии — этот мистический "камень, который не камень", или "камень, у которого есть дух" и который находится в "течении Нила"350. Это символ, от которого нельзя отделаться простым объяснени­ем, что он является еще одной тщетной попыткой усложнить христианскую тайну. Напротив, он представляется новым и осо­бым продуктом, который в давние времена постепенно выкрис­таллизовался в ходе ассимиляции христианских идей гностичес­ким материалом; впоследствии были предприняты откровенные попытки принудить христианство, в свою очередь, ассимилиро­вать алхимические идеи, хотя, как показывает текст Елиазара, между ними существовали непреодолимые различия. Причина этого заключается в том, что камень, как символ, несмотря на аналогию с Христом, содержит элемент, который никак нельзя примирить с исключительно духовными предпосылками христи­анства. Сама концепция "камня" указывает на особую природу этого символа. "Камень" это нечто твердое и земное. Он пред­ставляет женскую "материю", и эта концепция является чужаком  в сфере "духа" и его символизма. Герменевтические аллегории Церкви о краеугольном камне и камне, "оторвавшемся от горы без содействия рук"351, толковавшиеся, как Христос, не были источником символа "lapis", но были использованы алхимиками для того, чтобы оправдать его, ибо происхождение ????? ?? ?????, было не христианским. Камень был чем-то большим, чем "вопло­щением" Бога, он был конкретизацией, "материализаицей", ко­торая дотянулась до тьмы неорганического царства или даже воз­никла из нее, из той части Божества, которая противопоставляет себя творцу, потому что, как говорят василидианцы, она остается скрытой в "панспермии" (всемирной грядке), как формирующий принцип кристаллов, металлов и живых организмов. Неорганичес­кое царство включает в себя области (типа области адского огня) готорые являются владениями дьявола. Трехглавый Меркуриев змей был на самом деле триединством в материи352—  "нижней триадой"353 _ дополняющим божественную Троицу.

644   Стало быть, мы можем предположить, что в алхимии была пред­принята попытка символической интеграции зла посредством лока­лизации божественной драмы покаяния в самом человеке. Этот про­цесс выглядит то распространением покаяния с человека на материю, то   как восхождением ????????? ??????, "духа подражания" или Люцифера, и как примирение этого с духом, спускающимся свыше, причем и Верх, и Низ проходят через процесс взаимной трансфор­мации. Мне кажется, что в тексте Елиазара присутствует эта идея, поскольку трансформация черной Суламифи делится на три ста­дии, которые упоминались Дионисием Ареопагитом при описании мистического восхождения: emundatio, (????????, "очищение"), illuminatio (????????), perfectio (????????)354. Говоря об очище­нии, Дионисий ссылается на Псалом 50:9: "Омой меня и буду белее снега"; а говоря о просветлении — на Псалом 12:4: "Про­свети очи мои". (Согласно представлениям древних, два небес­ных светила, солнце и луна, соответствуют глазам.) Говоря о совершенстве, он ссылается на Евангелие от Матфея 5:48: "Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". Здесь мы имеем один аспект приближенности к божеству; другой аспект представлен образом Апокалиптического Сына Человеческого, описанным выше 645  Таким образом, трансформация Суламифи, как она описана в тексте, может быть истолкована как предварительная стадия про­цесса ипдивидуации, неожиданно возникающая из бессознатель­ного в символической форме и сравнимая со сновидением, кото­рое стремится придать этому процессу определенные очертания, и с этой целью использует то религиозные, то "научные" образы.

Если вглянуть на эту стадию с психологической точки зрения, то можно увидеть следующие факты.

646 Nigredo соответствует тьме бессознательного, которое содер­жит в себе, прежде всего, низшую личность, "тень". Она превра­щается в женскую фигуру, которая стоит сразу же за ней и кон­тролирует ее: анима, типичным представителем которой является Суламифь. "Черна я, по красива" — а не "ужасна", в чем пыта­ется убедить нас Елиазар, переосмысливший этот вопрос. Ибо, раз природа была деформирована грехом Адама,-то ее чернота, с его точки зрения, должна рассматриваться, как уродство, как чернота греха, как сатурниево начальное состояние, тяжкое и черное, как свинец. Но Суламифь, жрица Иштар, обозначает землю, природу, плодородие, все, что цветет под влажным светом луны, а также естественную жажду жизни. Анима — это дейст­вительно архетип самой жизни, которая выходит за пределы лю­бого смысла и всех нравственных категорий. То, что поначалу поражает нас своей непостижимостью, а именно то, что старый Адам должен вновь появиться из нее на свет, тем самым давая обратный ход Творению, теперь может стать понятным, ибо если кто-нибудь знает, как жить естественной жизнью, то это знание и есть старый Адам. В данном случае человек — это не столько старый Адам, сколько Адам вновь родившийся у дочери Евы, Адам, возвращенный в свою первоначальную естественность. Тот факт, что она даст новое рождение Адаму и что черная Суламифь порождает первоначального человека в его диком состоянии не­искупленного греха исключает подозрение, что выражение "ста­рый Адам" -- это описка или отпечатка. В этом есть определен­ный метод, который позволяет нам понять, что именно подтолк­нуло автора взять себе иудейский псевдоним.

Просмотров: 5093
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь