|
9. Яд ужасной матери
У мужчины источником таких идей является анима. Ее позитивная сторона заключается в соединении мужчины с его бессознательным. Она указывает ему путь, по которому он может прийти к своей духовности. Вероятно, именно по этой причине сказка не может закончиться смертью ведьмы и ее подручных, поскольку проблема материализма и связанной с ним Тени остается неразрешенной до тех нор, пока главный герой не завоюет свою аниму, преодолев ее негативную сторону. В этом и заключается основная тема последней части сказки.
После смерти ведьмы и разбойников дочь хозяина харчевни открывает все комнаты и показывает королевичу груды сокровищ, но тот отказывается от богатств и вместе со слугой скачет дальше. Он торопится пройти следующее испытание — встречу с прекрасной, но гордой королевной. Она символизирует фигуру анимы, которая всегда права. Он должен загадать ей загадку, которую та не сможет разгадать: тогда анима станет более скромной.
Знать все обо всем — типичное свойство женщины, одержимой анимусом; но, рассматривая данную сказку преимущественно с точки зрения мужской психологии, мы увидим прежде всего проблему опасного интеллектуального высокомерия, другими словами, аниму, одержимую анимусом. В таких случаях мужской интеллект используется уже не для того, чтобы найти истин)', а, например, для удовлетворения собственного тщеславия. Анима, которая полагает, что все знает, может просто погубить мужчину, так как мешает ему обратиться к его подлинной духовности. Мы уже говорили, что психологически это может восприниматься как результат порожденного темной матерью материализма, ведущего к фрагментации психики. Можно себе представить мужчину, утратившего связь с бессознательным, который продолжает считать, что все знает о своей психике; он совершенно не осознает, что все его знания — только теория96 (См.: The Aims of Psychotherapy // The Practice of Psychotherapy. CW 16. Par. 106, где Юнг говорит о ценности изображения пациентом своих фантазий: «То, что он изображает, — это его живые фантазии, которые активизируются у него внутри. А то, что активизируется у него внутри, — это он сам, уже не прикрывающийся своей прошлой ошибкой, когда он перепутал свое индивидуальное Эго с самостью; это он сам в новом, все еще отчужденном смысле, но его Эго теперь становится целью тех сил, которые действуют у него внутри. В своих многочисленных рисунках он пытается уловить источник этого внутреннего воздействия только для того, чтобы в конце концов осознать, что это непознаваемая и отчужденная, скрытая основа психической жизни»).
Мужчина может делать теоретические обобщения, только если обладает реальным опытом психологического самопознания. Прежде всего это относится к королевичу, который пробрался через дремучий лес бессознательного и столкнулся с большой опасностью в образе ведьмы и разбойников. Теперь ему нужно покончить с гордыней своей (подверженной инфляции) анимы, загадав ей загадку, которую та не сможет отгадать. Содержание загадки относилось к яду ужасной матери и его скрытому воздействию: «Один не одолел никого, но при этом одолел двенадцать». Только с помощью интеллекта эту загадку отгадать невозможно; для этого нужно обладать соответствующим опытом.
Королевна пытается хитростью узнать тайну королевича, когда тот спит, т. е. пребывает в бессознательном состоянии. Но юноша лишь притворяется обманутым и, чтобы иметь доказательства ее хитрости, сохраняет у себя ее серое, как туман, покрывало, которое она использует как «дымовую завесу». Королевна стремится скрыть свидетельствующие против нее факты. Но ей все же пришлось вышить покрывало золотом и серебром, чтобы сделать из него свадебное одеянье. Отказавшись от своей гордыни, королевна занимает предназначенное ей место. Став фемининной составляющей королевской четы, она привносит в нее чувственность и интуицию, необходимые королю, чтобы обрести целостность и установить связь со своей психикой и скрытыми в ней образами.
Основная цель нашей интерпретации этой сказки заключается в том, чтобы понять психологическое значение яда, главного оружия ужасной матери. Здесь яд становится крайне эффективным смертоносным средством. Но, с другой стороны, он может поразить и злейшего внутреннего врага мужчины. Опыт обращения с ядом вырабатывает у него способность преодолевать интеллектуальные искушения, исходящие от анимы; он проникает в таинства жизни гораздо глубже, чем это делает она.
Только благодаря своему опыту общения с ведьмой главный герой может трансформировать свою аниму и интегрировать ее, одержав над ней победу. Ее пагубное интеллектуальное высокомерие сменяется истинной связью с психикой. Именно эта связь может служить мужчине единственной гарантией его решительной победы над ядовитыми аспектами Великой Матери.
«8. Безразличная мать Вверх 10. Мать как судьба»
Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|