8. Безразличная мать

В проблеме анимуса крайне важна связь не только с интеллектуальным развитием, но и с ее духовностью, исходящей из женщины как целого, из глубины ее бытия. А потому если поступки женщины неискренни, то влияние анимуса оказывается негативным. Когда сводная сестра главной сказочной героини, символизирующая ее Тень, вознамерилась обладать такими же дарами, она получила от лесовиков очень незавидную награду. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности. Это следует учесть тем, кто стремится проникнуть в бессознательное, не имея на то достаточных оснований (таким основанием может быть состояние стресса или конфликта). Только те, кому приходится покинуть дом, иначе говоря, кто не может оставаться в материнской утробе бессознательного, могут отважиться на путешествие в страну гномов. Девушка, которая приходит к ним в меховой шубке с пирожками в лукошке, не получает ничего, кроме неприятностей, потому что она точно знает, чего хочет, и именно за этим пришла. Первый лесовик дарит главной героине красоту. Иными словами, полученный ею психологический опыт должен отразиться на ее внешности. Интересно отметить, что в данной сказке именно мужской персонаж дарит женщине красоту, которая считается исключительно женским качеством. А это значит, что благодаря правильному отношению к своему анимусу девушка становится более женственной, и наоборот: сказка указывает на то, что при неправильном отношении к анимусу женщина отталкивает от себя окружающих. Анимус может сделать ее фанатичной, т. е. жесткой в ее внешних проявлениях и совершенно непривлекательной. Дар второго лесовика — золотые червонцы, которые выскакивают у девушки изо рта, как только она начинает говорить. (В других версиях сказки у нее изо рта сыплются розы или жемчужины, когда она говорит или улыбается, или же у нее с головы сыплются драгоценные камни или золотые нити, когда расчесывает волосы.) Иными словами, теперь она может пользоваться особым, символическим языком, чтобы выразить все, что для нее ценно. Ее дружба с лесовиками позволяет ей сознательно выражать нечто очень важное, до сих пор пребывавшее в латентном и бессознательном состоянии. Этот мотив для женщин особенно важен. Те из них, у кого нет осознанной связи с их анимусом, часто много знают о том, что происходит у них в душе, но не могут выразить это знание словами. Они просто живут с этим и довольствуются тем, что есть. Но в этом случае возникают условия для внутреннего самоотчуждения. Язык позволяет людям по-настоящему познать себя. Зачастую человек не может чего-то понять, пока не выразит это психическое содержание в словах; например, чтобы интерпретировать сновидение, лучше сначала его записать или кому-то рассказать. Если женщина научится описывать то, что она чувствует глубоко внутри себя, она может спастись от внутренней тюрьмы, в которую ее заключила сама природа, и тем самым обезопасить себя от негативного влияния материнского архетипа. Для нее это может стать великим освобождением. Вообще говоря, анимус отчасти представляет собой принцип логоса, а потому язык для женщины становится средством духовного выражения, и, в зависимости от ее духовной установки, влияние анимуса на нее будет либо позитивным, либо негативным. Искусство речи не всегда повышает уровень осознания. Многие женщины могут выразить важные вещи, только идентифицируясь со своим анимусом. В таком случае их речь далеко не аутентична. Это значит, что у них изо рта скорее выскочит жаба, чем золотой червонец. Когда они что-то говорят, они создают неприятное впечатление, так как находятся в состоянии одержимости. Третий лесовик дарит девушке прекрасное будущее — брак с королем, он помогает ей выполнить свое предназначение. Третий перекидывает мост к четвертому, королю, через которого осуществляется coniunctio, союз противоположностей. Три лесовика предвосхищают появление четвертого мужского персонажа; они символизируют путь, который, с одной стороны, ведет к возрождению, с другой — к мучительной смерти. После благополучной встречи с тремя лесовиками девушка возвращается домой. Из-за того, что попытка ее сводной сестры-тени навестить лесовиков заканчивается весьма плачевно, жизнь падчерицы становится хуже, чем раньше, и она еще в большей степени подвергается преследованиям ревнивой мачехи. Иными словами, как только она достигает какого-то прогресса, что-то предвзятое и даже опасное формируется у ее Тени. Гора, на которую она поднимается, становится выше, но соответственно углубляется и яма, в которую она может упасть. Если считать мачеху и сводную сестру внешними по отношению к главной героине персонажами, то с того момента, как девушка достигла столь многого, завистницы делают все, чтобы отравить ей жизнь. Злая сводная сестра девушки проецирует на нее свое высокомерие: «Поглядите-ка на это чванство!— кричит она.— Так деньгами и швыряется!» Нам нередко встречаются люди, которые, достигнув каких-то явных успехов, привлекают к себе зависть окружающих. Грустно признавать, что почти каждому талантливому человеку мешает зависть людей, похожих на мачеху и сводную сестру главной героини сказки. Ничто не может сравниться с таким злом по силе пагубного воздействия на интеллектуальную жизнь человека, поэтому нам не следовало бы забывать о своей бессознательной Тени. Именно она подрывает наши отношения с другими людьми из-за наших поступков, мотивированных ревностью. К тому же она уменьшает наши шансы на успешный личностный рост. Но в ужасном отношении к главной героине ее мачехи и сводной сестры есть и положительная сторона. Вполне естественно, что девушка, к которой так плохо относятся дома, не может там долго оставаться. А если ее не выгонят из дома, она может не выполнить свое предназначение, предопределенное ей судьбой, и не стать королевой. Проявление зависти часто может привести к прямо противоположному результату: возвысить человека над его окружением, которое слишком навязчиво ему противодействует. Разумеется, не только внешние темные силы привели девушку к кризису после ее возвращения от лесовиков с изумительными дарами; возрастает и ее уязвимость для собственной внутренней Тени. Человек, добившийся какого-то успеха, гораздо больше рискует быть сбитым с толку своей эгоцентричной Тенью, чем человек, который потерпел неудачу. Архетипического героя часто преследует злая мать. Это преследование как раз и превращает его в героя. Она заставляет его достигать высоких целей, так как ему постоянно приходится преодолевать внутренние опасности88 (См. Symbols of Transformation // CW 5. Par. 251ft). У женщины гораздо реже возникает желание совершать героические поступки; как правило, она более пассивна в преодолении трудностей, и тогда, как в этой сказке, анимусу приходится спасать ее от беды. Итак, мачеха снова посылает главную героиню в ужасную погоду выполнять невыполнимое задание, надеясь на ее верную погибель. Девушка должна топором вырубить прорубь в реке и хорошенько прополоскать в ней пряжу. «Девушка послушалась, пошла и вырубила во льду прорубь». Символически действие топора означает «прорыв» в интеллектуальной деятельности, в суждениях, в установлении различий и принятии решений. Такая способность компенсирует крайне пассивную установку главной героини. Упорное вырубание льда может иметь следующий смысл: теперь она должна использовать свою энергию и силу воли, чтобы получить доступ к потоку жизни, прорубив слой льда, отделяющего ее от течения воды. Именно в это время появляется королевский экипаж. Так неисполнимое задание неожиданно заканчивается для нее счастливо. Большой символический смысл имеет экипаж, на котором она уезжает прочь. Колесный экипаж — это одно из самых перспективных изобретений человеческого разума, которое значительно ускорило движение технического прогресса. Его четыре колеса можно трактовать как четыре психологические функции; сама карета символизирует особые свойства сознания — «содержать» самые ценные человеческие или божественные черты 89 (Муsterium Coniunctionis // CW 14. Par. 276ff). В данном случае экипаж предназначен для того, чтобы вывезти главную героиню за пределы досягаемости сил темной матери и доставить ее в королевский дворец.
Просмотров: 6703
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10. Персефона: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь