V. АДАМ И ЕВА

Он также отдал карбункул, драгоценную каплю своей крови, и он навек привязал к себе женщину. "Я обручил вас единому мужу" — говорит апостол — "чтобы представить Христу чис­тою девою". [Второе Послание Коринфянам, 11:2]85.

569 Поскольку Адам обозначает не только начало работы, prima таteria, но также и се конец, lapis, a lapis является продуктом царст­венного брака, то возможно, что вигенерова "statua Dei", заменя­ющая более привычный "imago Dei", каким-то образом связана с каббалистическим толкованием камня в Ведгиле , который, в свою очередь, символизирует единение Тиферета и Малхут. Эта статуя символизирует инертную материальность Адама, который по-пре­жнему нуждается в оживляющей душе; стало быть, это символ одной из основных навязчивых идей алхимии.

 

3. АДАМ КАК ПЕРВЫЙ АДЕПТ

570 В алхимии Адам не всегда создается из четырех элементов. Например, в "Introitus apertus" говорится, что душа золота со­единяется с Меркурием в свинце, "чтобы они смогли родить Адама и его жену Еву"86. Здесь Адам и Ева занимают место Царя и Царицы. Но в принципе Адам, состоящий из четырех элемен­тов, является и prima materia, и таинственной субстанцией87 или же он принес ее с собой из рая, на заре существования мира, как первый адепт. Майер упоминает, что Адам принес сурьму (в то время считавшуюся таинственной субстанцией)88 из рая89. С него начинается долгая череда "Философов". В "Aquarium sapientum утверждается, что тайна камня была открыта Адаму свыше и потом "страстно искалась всеми Святыми Патриархами"90. В

"Gloria Mundi" говорится: "Господь наделил Адама великой муд­ростью и такой восхитительной проницательностью, что он сразу  же, без помощи учителя — просто в силу своей изначальной праведности — получил совершенное знание семи гуманитарных наук, а также знание всех животных, растений, камней, металлов и минералов. Более того, он обладал полным пониманием Святой Троицы и пришествия Христа во плоти"91. Эта любопытная точка зрения традиционна и содержится, в основном, в раввинских ис­точниках92. Фома Аквинский тоже думал, что Адам в силу его совершенства должен был обладать знанием всех природных ве­щей93. В соответствии с арабской традицией, Шит (Сет) научился медицине именно у него94. Адам также построил Каабу, для чего архангел Гавриил передал ему план строительства и драгоценный камень. Впоследствии камень стал черным из-за человеческих грехов95.

571 Иудейские источники еще более красноречивы. Адам понимал все искусства96, он изобрел письмо, а у ангелов он научился зем­леделию и всем профессиям, включая профессию кузнеца97. В трактате одиннадцатого века перечисляются тридцать видов пло­дов, которые он принес с собой из рая98. Маймонид утверждает, что Адам написал книгу о деревьях и растениях99. Раввин Елизер приписывает Адаму изобретение високосного года100. По его мне­нию, скрижали, на которых Бог впоследствии написал законы, сделаны Адамом101. Возможно, что мысли Елизера получили раз­витие в утверждении Бернарда Тревизана, что Гермес Трисмегист нашел семь каменных скрижалей в долине Хеброна, которые там находились с допотопных времен. На них было описание семи гуманитарных наук. Адам поместил эти таблицы в долину после его изгнания из рая102. По мнению Дорна, Адам был первым "теоретиком и практиком всех наук". Он обладал знанием всех вещей "до и после Падения", и он также предсказал обновление И очищение мира посредством потопа103. Его потомки установили две каменные скрижали, на которых они иероглифами записали все "естественные науки". Ной нашел одну из этих скрижалей у  подножия горы Арарат. На ней содержалось описание астрономии. 572   Эта легенда, вероятно, восходит к иудейской традиции, к ис­ториям типа той, что приводится в Зохар: Когда Адам был в раю, Бог послал к нему святого ангела Разиеля105, Хранителя главных тайн, с книгой, в которой была записана высшая священная мудрость. В этой книге шестьсот семьдесят глав, в которых описаны двести семьдесят видов мудрости. Посредством этой книги ему были даны полторы тысячи ключей к мудрости, которые были неведомы ни одному из высших святых, и хранились в тайне до тех пор, пока эта книга не попала к Адаму... Поэтому он держал эту книгу в потаенном месте, ежедневно пользуясь этим сокровищем Господа, которое открывало ему главные тайны того, о чем ничего не знали даже выдающиеся ангелы. Так продолжалось до тех пор, пока он не был изгнан из рая. Когда он согрешил и нарушил Божью заповедь, эта книга сбежала от него... Он завещал ее своему сыну Сегу. И от Сета она перешла к Еноху, а от него... к Абрахаму106.

573   В Clementine Homilies (второй век нашей эры), Адам — это первое из восьми воплощений "истинного пророка". Последним был Иисус107. Эта идея предсущего провидца могла развиться из иудейской или иудейско-христианской традиции, но в Китае она была реализована в ярком образе Пань Гу108. Он представлял собой карлика, одетого в медвежью шкуру или наряд из листьев; на голове у него было два рога109. Он вышел из ян и инь, упо­рядочил хаос, создал небо и землю. Ему помогали четыре сим­волических животных  —   единорог, феникс,  черепаха и дра­кон110. Он также изображался с солнцем в одной руке, и с лу­ной   - в другой. По другой версии, он имел голову дракона и тело змеи. Он превратил себя в землю со всеми ее созданиями и тем самым доказал, что является истинным homo maximus и Ан-тропосом. Пань Гу  -   это порождение даосизма и о нем ничего не было известно до четвертого века нашей эры111. Он вновь воплотил себя в Юань-ши Тянь-цзы, Первопричину и всевышне­го112. Будучи источником истины, он открывает каждой новой эпохе тайное учение, которое дает возможность бессмертия. За­вершив работу по творению, он отказался от плотской формы и стал бесцельно дрейфовать в пустом пространстве. Поэтому он жаждал нового рождения в зримой форме. Наконец, он нашел святую девственницу сорока лет, которая жила в одиночестве на горе, где она питалась воздухом и облаками. Она была гермаф­родитом, воплощением, как ян, так и инь. Каждый день она со­бирала квинтэссенцию солнца и луны. Пань Гу привлекла ее дев­ственная чистота, и как только она сделала вдох, он проник в нее в форме луча света, в результате чего она забеременела. Беремен­ность продолжалась в течение двенадцати лег, а ребенок вышел из позвоночника. С этого момента ее стали называть Тай-юань Шен-му, "Священная Мать Первопричины"113. Относительно небольшой возраст этой легенды оставляет возможность христианского влияния. Тем не менее, ее аналогичность христианским и персид­ским идеям не означает ее зависимости от этих источников.

574   Цепочка восьми воплощений "истинного пророка" выделяется особым положением восьмого воплощения, а именно Христа. Восьмой пророк — не просто последнее звено цепочки; он соот­ветствует первому и, в то же самое время, является высшей точ­кой семи предыдущих и обозначает вхождение в новый порядок. В Психология и алхимия (пар. 200 слл.) на примере современного сновидения я показал, что если семь образуют непрерывную це-    почку, то переход к восьмому сопряжен с колебаниями или не-      уверенностью и является повторением того же самого феномена, который происходит с тройкой и четверкой (Аксиома Марии). Примечательный факт      мы снова встречаемся с этой цепочкой в даосской легенде о "восьми бессмертных" (hsien-yen): семь бес­смертных являются великими мудрецами или святыми, которые живут на небесах или на земле, но восьмым номером является девушка, которая подметает опавшие цветы у южных врат рая114. Аналогом этой легенды является сказка братьев Гримм о семи воронах: в ней у семи братьев есть одна сестра115. В этой связи вспоминается София, о которой Иреней говорит: "Эту мать они также называют Огдоад, Софией, Террой, Иерусалимом, Святым 5,   Духом и, учитывая мужской аспект, Господом"116. Она находит­ся "под Плеромой и вне ее". Такая же мысль приходит в голову и в связи с семью планетами из цельсиевой "диаграммы орфи-тов", подвергшейся критике Оригена117. Эта диаграмма является тем, что я называю мандалой  —  упорядочивающая схема или схема порядка, которая либо осознанно разработана, либо воз­никает спонтанно в результате проходящих в бессознательном процессов118. Описание, данное Оригеном, к сожалению не отли­чается особенной ясностью, но, по крайней мере, мы можем разо­брать, что диаграмма состоит из десяти кругов, скорее всего, кон-I   Центрических, поскольку он говорит об окружности и центре119. Круг, расположенный наиболее далеко от центра, называется "Ле-'Виафаном", а наиболее близко расположенный к центру — "Беге-мотом", что подразумевает их совпадение, поскольку "Левиа-фан" -- это название как центра, так и внешней границы120. В же самое время, "эта нечестивая диаграмма говорит, что Ле­виафан... есть душа, которая пронизывает всю вселенную"121.

575   Ориген раздобыл диаграмму, подобную той, что использовал Цельсий, и обнаружил на ней имена семи ангелов, о которых упоминал Цельсий.  Князя этих ангелов называли "проклятым Богом", а сами они иногда назывались богами света, а иногда — "архонтами". "Проклятый Бог", как верно замечает Ориген, со­впадает с иудейско-христианским творцом мира. В данном слу­чае,  князем и отцом семи ангелов является ни кто иной, как Яхве122. Первый из ангелов имел "форму льва" и назывался Ми­хаилом; второй был быком и назывался Суриилом, быкоподоб-ным; третий, Рафаил, имел форму змеи; четвертый, по имени Гавриил,      форму орла; пятый, Фауфабаоф, — форму медведя; шестой, Эратаоф, — форму собаки; седьмой имел форму осла и назывался Оноелем или Тафабаофом, или Фарфатаофом.123. 576   Следует предположить, что этим именами были наделены вос­емь внутренних кругов. Семь архонтов соответствуют семи пла­нетам и представляют такое же количество сфер, через врата которых участник обряда, должен пройти в ходе своего восхож­дения. Здесь, говорит Ориген, и находится источник Восьмерки, которая, несомненно, должна состоять из семи ангелов и отца их Яхве. В этом месте Ориген упоминает как "первого и седьмого", Ялдабаофа, о котором мы до того не слышали.  Этот высший архонт, как мы знаем и из других источников, обладает головой льва или вообще имеет львиную форму124. Стало быть, он соот­ветствует Михаилу с диаграммы офитов, первому в списке ар­хонтов.  "Ялдабаоф" означает "сын хаоса"; стало быть, он  --первый, кто родился в новом порядке, превосходящем первона­чальное состояние хаоса. Будучи первым сыном, он является пос­ледним в цепочке125, и это объединяет его с Адамом, а также с Левиафаном, который, как мы уже видели, представляет собой и окружность, и центр. Из этих аналогий вытекает, что на диаг­рамме была изображена серия концентрических кругов126. Ста­рое изображение мира, с землей в центре вселенной, содержало несколько различных "небес" — сферических слоев или сфер -концентрически расположенных вокруг центра и названных но названиям планет. Наиболее удаленной от центра планетарной сферой или архонтом был Сатурн. За ним находилась бы сфера неподвижных звезд (соответствующая Левиафану, как десятому кругу диаграммы), если бы мы не обусловили наличие места для демиурга или отца или матери архонтов. Из текста ясно следует, что имеется в виду Восьмерка127, как и в системе Птолемея, пересказаннои Иренеем128. Там восьмая сфера называлась Акамот (София, Sapientia)129, и обладала она женской природой, точно так же, как у Дамаска семерка относилась к Кроносу, а восьмер­ка—к Рее130. А нашем тексте девственник Пруник связан с мандалой из семи кругов131: "Они нагромоздили друг на друга высказывания пророков, круги внутри кругов... и энергия текла из некоего Пруника, девственника, живой души"132.

577   "Круги в кругах" определенно указывают на концентрическое расположение семи стен Экбатаны133, описанных, что весьма зна­менательно, в таком духе Геродотом134. Валы этих стен были окрашены в разные цвета; ближе всего находились к центру и были наиболее высокими серебряная и золотая стены. Стены явно представляли концентрические круги планет, каждый из которых символизировался определенным цветом.

578   Во введении к этой диаграмме Цельсий сообщает идею (имев­шую место в персидских и митраических мистериях) лестницы с семью лестничными площадками по одной двери на каждой, и с восьмой дверью наверху. Первая дверь была Сатурном и соот­ветствовала свинцу, и так далее. Седьмая дверь была золотой и соответствовала солнцу. Упоминались также и цвета135. Лестница представляет "переход души" (animae transitus). Восьмая дверь соответствует сфере неподвижных звезд.

579   Архетип семерки вновь проявляется в делении недели на семь дней и в названиях этих дней, а также в музыкальной октаве, где последняя нота всегда является началом нового цикла. В этом может заключаться понятная причина женственности восьмерки: это мать новых цепочек. В череде пророков Клементия восьмым является Христос. Как первый и второй Адам, он завершает це­почку из семи воплощений, точно так же как по словам Григория Великого, он,  "приходя во плоти, присоединился к Плеядам,  Поскольку содержал внутри себя результат работы семислойного Святого Духа"136. Этих замечаний достаточно для того, чтобы показать особую природу восьмерки и ее тенденцию (в христи­анском гнозисе) иметь женскую природу.

580 Двойственная природа Адама вновь проявляется в Христе: он Является мужчиной-женщиной. Беме выражает это своей фразой

о том, что Христос был "девой в уме"137.  Она  --  это "образ  священного числа Три"138, "никогда не создававшегося и никогда обновлявшегося"139. Где есть "Слово", там есть и дева, поскольку слово находится в ней140. Она — это "женское семя"141, которое поразит   голову змея (Книга Бытия 3:15)142. Тот, кто наступает на эту голову, является Христом, который, таким об­разом,  представляется тождественным женскому семени или деве. У Беме дева напоминает аниму, поскольку "она дана твоей душе, чтобы быть твоим спутником"143, и в то же самое время, как божественная сила и мудрость, она находится на небесах и в раю144. Бог взял ее себе в "невесты"145. Она выражает всю глубину и бесконечность Божества146, соответствуя, в силу этого, индийской Шакти147. Андрогинное единство Шивы и Шакти изо­бражается в тантрической иконографии в виде непрерывного пол­ового акта148. 581   Идеи Беме оказали сильное влияние на Франца фон Баадера, который утверждал, что Бог дал Адаму помощницу (adjutor), посредством которой Адам "должен был продолжать свой род, обходясь без внешней женщины", подобно тому, как Мария обо­шлась без мужчины. Но Адам "увлекся"149 животным актом со­вокупления и ему угрожала опасность самому опуститься на животный уровень. Бог, осознавая существование такой возможнос­ти, создал Еву, как "имеющий благотворное воздействие проти­вовес [retende Gegenanstalt], чтобы предотвратить грозящее мужчине погружение... в животную природу"150. Когда же Адам, невзирая на это, оказался па краю этой пропасти, его божествен­ная андрогинность покинула его, но сохранилась в Еве, как "жен­ское семя", с помощью которого мужчина освободит себя от "зми-ева семени". Ибо "тот, кто был рожден Девой Марией,  — это тот, кто ушел от Адама из-за его грехопадения"151. 582    Присутствия божественной пары или андрогина в человечес­кой душе коснулся и Ориген: "Говорят, что как па небосклоне двумя великими светилами являются солнце и луна, так внутри нас такими светилами являются Христос и Церковь"152. Стало быть, Адам и Ева тоже находятся в каждом из нас, как о том говорит Григорий Великий; Адам      это дух, Ева  - это плоть153.

583   Ориген, как и Климент Римский, приписывает Адаму дар про­видения, "ибо он предсказал великую тайну в Христе и Церкви, говоря, 'Потому оставит человек отца своего и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть' "154 (Книга Бытия 2:24; сравни с Евангелием от Матфея 19:5 и от Марка 10:7).

584   Я закончу описание великолепной "экипировки" первого чело­века арабской легендой, которая имеет более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд. Когда Адам покинул рай, Бог послал к нему ангела Гавриила с тремя подарками и предложе­нием выбрать один из них: скромность, ум или религию. Адам без колебаний выбрал ум. Тогда Гавриил приказал скромности и религии немедленно возвращаться на небеса. Но они отказались, ссылаясь на распоряжение самого Бога никогда не разлучаться с разумом, где бы он не оказался. Ибо Пророк сказал: "Никогда не подчиняйся тому, кто не подает признаков ума.

4. ПОЛЯРНОСТЬ АДАМА

585   Широкая потребность считать первого человека обладателем природы "света" существовала всегда; отсюда и частое его срав­нение с солнцем. Алхимики не настаивали на этом аспекте, так что мне нет нужды много говорить на эту тему. Тем не менее, в не алхимической литературе, Адам, как правило, — это "свет­лый" образ, сияние которого сильнее даже солнечного света. Свой блеск он потерял в результате Грехопадения156. Здесь нам уже слегка приоткрывается его двойственная природа: с одной стороны, сияющая и совершенная, а с другой темная и земная. Хаггадистские толкователи полагали, что его имя произошло от слова "адамах" -- "земля"157.

586   Его двойственная природа подтверждается Оригеном: один Адам был сделан из земли, другой "по образу и подобию Божь­ему. Он это наш внутренний человек, невидимый, нематери­альный, незапятнанный и бессмертный"158. Сходную точку зре­ния высказывает и Филон159. Стоить заметить, что в Послании кКолоссянам 1:15 Христос "есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари".

587 Двойственная природа Адама отражена в его гермафродитизме. Так Дорн говорит, что "огненный и совершенный Меркурий"  является "истинно гермафродитическим Адамом"160. Эта мысль встречается и у наассенцев. "Эти люди" — говорит Ипполит — "поклоняются Человеку и Сыну Человеческому, как началу всех вещей (в их понимании). Но этот Человек является мужчиной- женщиной [??????????] и называют они его Адамасом; и пос­вящены ему многие разнообразные гимны". В качестве примера он приводит цитату: "О, отец, о, мать, о два бессмертных имени, родители Веков, о, гражданин небес, о, Человек Великого Имени!"161. Адам является мужчиной-женщиной и в иудейской традиции. В Миддращ Раббах VIII, 1162 он является андрогином, или мужчиной и женщиной в одном теле с двумя лицами. Бог распилил тело на две части и дал каждой половине спину163, в силу своей аидрогинности Адам родственен Платонову сферооб-разному Первоначальному Существу, а также персидскому Гай-омару. Эта идея оказала на алхимию значительное влияние. На­пример, Глаубер приписывает знак круга Адаму, а квадрат -Еве164. Круг, как правило, является знаком золота и солнца. Нижеследующий отрывок из "Книги из пещеры сокровищ" сле­дует понимать именно в этом смысле: "Тогда Бог сотворил Адама... И когда ангелы увидели его величественное появление, они были тронуты красотой увиденного; ибо они увидели его лицо, в тот момент, когда оно воспламенились, в величественном сиянии подобное солнечному шару, и свет его глаз, подобный свету солнца, и форму его тела, подобную свету кристалла"165. В арабском герметическом тексте, посвященном созданию Адама, сообщается, что когда дева (Ева) пришла к власти, ангел Хар (Гор) был порожден единодушной волей планет. Этот Хар взял с планет шестьдесят духов, восемьдесят три — из зодиака, девяносто — из высшего рая, сто двадцать семь с земли, в общей сложности триста шестьдесят, перемешал их и создал из них Адамана, первого человека, "по подо­бию высшего рая"166. Число 360 и "подобие рая" указывают на сферическую форму первого человека.

588   Однако, помимо аидрогинности Адама, в нем имеется фунда­ментальная полярность, которая основана на противоречии меж­ду его физической и духовной природами. Такое ощущение воз­никло уже очень давно и выразилось в точке зрения раввина Иеремии бен Елиазара, который предположил, что Адам должен иметь два лица, ибо Елиазар таким образом истолковал Псалом 138:5: "Сзади и спереди ты объемлешь меня"167; и с исламской точки зрения душа Адама, была создана за тысячи лет до его тела и отказалась поселяться в фигуре, сделанной из глины, так что Богу пришлось принудить ее к этому168.

589    По представлениям раввинов у Адама даже был хвост169. Да и внешний вид его поначалу тоже не внушал оптимизма. Когда он, все еще неодушевленный, лежал на земле, то был он зеленого цвета, и тысячи нечистых духов роились вокруг него, стремясь проникнуть вовнутрь. Но Бог разогнал их и остался только один дух, Лилит, "повелительницы духов", которой удалось так силь­но прилепиться к телу Адама, что она забеременела от его. Лилит улетела только после того, как появилась Ева170. Похоже, что демоническая Лилит является определенным аспектом Адама, ибо легенда гласит, что она была создана одновременно с ним и из той же самой земли171. Природа Адама предстает в нехорошем свете, когда нам говорят, что из его ночных поллюций (ех пос turno seminis fluxu) возникли бесчисленные демоны и привиде­ния. Это происходило в течение ста тридцати лет, которые он провел в разлуке с Евой, "отлученной от рая"172. У гностиков первоначальный человек Адамас, который является ни чем иным, как парафразом Адама173, уравнивался с фаллическим богом Гер­месом и с Корибасом, соблазнившим Диониса педерастом174, а также с фаллическим Кабиром175. В Pistis Sophia мы встречаем Сафаофа Адамаса, повелителя (?? ??????) Вечности, который сражается со светом Пистис Софии176 и, стало быть, полностью находится на стороне зла. В соответствии с учением богомилов, Адам был создан Сатаниилом, первым сыном Бога и падшим ангелом, и создан он был из грязи. Но Сатаниил не мог вдохнуть в него жизнь, и Бог сделал это за него177. Внутренняя связь Адама с Сатаной предполагается и в раввинской традиции, по которой Адам когда-нибудь займет трон Сатаны178. 590 Будучи первым человеком, Адам является homo maximus, Ан-тропосом, из которого возникает макрокосм или который и яв­ляется макрокосмом. Он — это не только prima materia, но и всемирная душа, которая также является и душой всего челове­чества179. В соответствии с воззрениями мандеанцев, он также 'является "тайной миров"180. Концепция Антропоса впервые про­никла в алхимию из трудов Зосимы, который считал Адама двой­ственной фигурой плотским человеком и "человеком света"181. В своей работе Психология и алхимия я столько внимания уделил идее Антропоса, что здесь нет нужды в ее дальнейшем освещении. Поэтому я ограничусь историческим интересным материалом, позволяющим проследить ход мыслей алхимиков.

591 Уже у Зосимы (182) можно различить три источника: иудей­ский, христианский и языческий. В алхимии более позднего пе­риода языческо-синкретический элемент, естественно, уходит на задний план, чтобы освободить место доминирующему христиан­скому элементу. В шестнадцатом веке снова становится заметным иудейский элемент, что объясняется влиянием Каббалы, доступ К которой широкой общественности открыли Иоганн Реухлин183  и Пико делла Мирандола184. Несколько позднее гуманисты внесли свой вклад — материалы из источников, написанных на ив­рите и арамейском, и особенно из Зохар. В восемнадцатом веке появился якобы иудейский трактат Абрахама Елиазара Uraltes Chymisches Werck185, в котором активно использовалась иврит-ская терминология. Трактат преподносился, как таинственная "Rindenbuch" Абрахама-Иудея, из которой, как говорили, Нико­ла Фламель (1330-1417) узнал секрет изготовления золота186. В этом трактате имеется следующий пассаж:

Ибо Ной должен с большими усердием и тщанием искупать меня в самом глубоком морс, чтобы я смогла расстаться со своей чернотой; я должна лежать здесь в пустыне в окружении змей, и нет никого, кто пожалел бы меня; я должна быть привязана к этому черному кресту и должна быть избавлена от него посредством страданий и уксуса187, и должна стать белой, чтобы внутренности моей головы могли быть подобны солнцу или Марезу188, и чтобы мое сердце могло засиять, подобно кар­бункулу, и старый Л дам мог вновь выйти из меня. О! Адам Кадмон, как ты красив! И облачен в красивый рикмах189 Царя Мира! Я до сих пор черна, подобно Кедару190; ах! сколь долго! О, приди, мой месех131, и раздень меня,  чтобы могла открыться моя внутренняя красота...  О, змей, возбудивший Еву! Ему я должна быть обязана своей чернотой, въевшейся в меня в результате его проклятого красноречия, в силу чего я недостойна всех моих братьев. О, Суламифь, больная снаружи и внут­ри, стражи великого города найдут тебя и ранят, снимут с тебя одежды и изобъют тебя, и унесут твой покров... По я буду блаженна снова, когда меня освободят от яда, насланного на меня проклятием, и моего самого внутреннего семени, и тогда состоятся первые роды.  Ибо отцом его является солнце, а матерью -   луна. Да, я не знаю никакого другого жениха, который любил бы меня, поскольку я так черна. Ах! обрушь небеса и растопи мои горы! Ибо ты как пыль развеял могущественные царства Ханаана,  и раздавил их медным змеем Иисуса и предал их Альгиру ? [огню], чтобы та, которая скована многими горами, могла освободиться192.

592 Пет никакого сомнения в том, что оратор — это женское во­площение prima materia в состоянии nigredo. С психологической точки зрения эта темная фигура является бессознательной ани-мой. В этом состоянии она соответствует "нефеш" каббалис-тов193 Она это "желание"; ибо, как язвительно заметил Кнорр фон Розенрот: "Мать есть не что иное, как низменные наклон­ности отца". Причиной почернения является грех Евы. Сула­мифь (Суламита)194 и Ева (Хавва, земля) представляют собой одну порочную фигуру, которая содержит в себе первого Адама, подобно тому, как мать носит в себе ребенка, и, в то же самое время, ожидает второго Адама, то есть такого, каким Адам был до Грехопадения, совершенного Первоначального Человека. Она ждет его как возлюбленного и жениха. Она надеется, что он освободит ее от черноты. И снова мы сталкиваемся с мистициз­мом Песни Песней, когда в Aurora Consurgens I иудейский гнозис (Каббала) соединяется с христианским мистицизмом: жених и невеста — это, с одной стороны, Тиферет и Малхут, а с другой — Христос и Церковь195. Мистицизм Песни Песней196 проявляется в иудейско-гностических кругах в третьем-четвертом веках, что подтверждается фрагментами трактата, называющегося "Шиур Кома" (Размеры Тела). В нем идет речь о "мистицизме, только внешне иудаистском, в силу ссылок на Любимого из Песни Пес­ней"197. Фигура Тиферета принадлежит к системе Сефиротов, которая имеет форму дерева. Тиферет расположен посередине этого дерева. Адам Кадмон - это либо все дерево, либо он по­нимается как посредник между высшей властью, Эн Софом, и Сефиротом198. В нашем тексте черная Суламифь соответствует Малхут как вдова, которая ожидает соединения с Тиферетом и, таким образом, восстановления первоначальной целостности. Со­ответственно, Адам Кадмон здесь занимает место Тиферета. О нем упоминают Филон и мидраши. Именно последние установи­ли различие между небесным и земным Адамом, о котором идет речь в Первом послании Коринфянам 15:47: "Первый человек из земли, перстный; второй человек — Господь с неба", а также в строфе 45: "Первый человек Адам, стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий". Таким образом, пер­воначальный материально-психический человек противопостав­ляется последующему духовному человеку. 593 В Tractatus de Revolutionibus Animarum Кнорра фон Розенро-та, Part I, ch. 1, par. 10, есть место, имеющее большое значение Для психологического толкования Адама:

 В Книге Иезекииля 34:31 говорится: "Ты — это Адам"199 Это значит, что ты по праву называешься именем Адама. Значение: Если бы текст следовало понимать буквально, то можно было бы справедливо возра­зить, что все пароды мира или иноверцы это такие же люди, как и Израильтяне, то есть люди возвышенные. Тогда следовало бы сказать: Вы — это люди. Но на самом деле смысл заключается в следующем: из Наших душ составлен микрокосм Адама...200 Par. И. Ты — это Адам. (Он говорит, что все души израильтян были, на самом деле, ни чем иным, как первосозданным Адамом). И вы были его искрами и его суставами201

Здесь Адам с одной стороны представляется народной массой Израиля202, а с другой — "общей душой" израильтян. Эта кон­цепция может восприниматься, как проекция внутреннего Адама: homo maximus представляется как совокупность, как "самость" народа. Однако как внутренний человек он является совокуп­ностью индивида, синтезом всех частей психе, то есть сознания и бессознательного. В параграфе 20 говорится: "И потому наши мастера сказали: Сын Давида не придет до тех пор, пока все души, которые были в теле (первосозданного) не выйдут отту­да"203. "Исход" душ из Первичного Человека можно понимать, как проекцию психического интеграционного процесса: спаси­тельная целостность внутреннего человека то есть "Мессия" — не может возникнуть до тех пор, пока все части психе не станут осознанными. Это может быть убедительным объяснением того, почему второй Адам так долго не появляется.

594   В том же самом трактате говорится: "Из "Ен Софа, из самого общего Единого, была создана вселенная, которая есть Адам Кад-мон, который является Одним и Множеством, и из которого созданы все вещи, и в котором они все находятся". "Границы между родами обозначены концентрическими кругами", которые вышли из него или содержатся в нем. Стало быть, он — это что-то вроде схемы психической структуры, в которой "специфические разли­чия [характерные признаки разных видов] обозначены прямой линией"204 (то есть в концентрической системе, радиусом). "Таким образом, в Адаме Кадмоне представлены все порядки вещей, роды, виды и индивиды"205

595   Среди языческих источников мы должны выделить египетс­кий, в котором идет речь об очень древней традиции Бого-чело-века Осириса и о теологии царской власти; персидский, являю­щийся плодом трудов Гайомара; и индийский — продукт Пуру-ши206. Христианским источником алхимических идей является вышеупомянутая Павлова доктрина первого и второго Адама.

 

 

5. "СТАРЫЙ АДАМ"

После этих предварительных замечаний мы можем вернуться к тексту Елизара, начиная с середины, с того важного места, где появляется Адам. Читателя сразу же поражает выражение "ста­рый Адам", который явно отождествляется с Адамом Кадмоном. Вместо "старого Адама" мы скорее ожидали "второго" или "пер­воначального" Адама, в основном потому, что "старый Адам" прежде всего означает старого, грешного, не получившего отпу­щения грехов человека, как о том сказано в Послании к Римлянам 6:6: "Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы уп­разднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху". То, что эта строфа звучала в уме автора, доказывает фраза: "Я должна быть привязана к этому черному кресту и должна быть снята с него посредством страданий и уксуса".

597   Автор пытался создать впечатление, что он является иудеем, но оказался достаточно неуклюжим, чтобы не только использо­вать анахронизмы, но и обнаружить свою несомненно христиан­скую психологию. Он хорошо знал Библию и был знаком с "биб­лейским "языком. Как со стилистической, так и с грамматической точек зрения, его книга написана гладким немецким языком вос­емнадцатого века. Автору нравилась поучительная риторика (возможно, он был теологом). В любом случае ясно одно — вы­ражение "старый Адам" в устах такой личности могло иметь толь­ко одно значение, а именно — "ветхого человека", которого мы должны "отложить" (Послание Ефесянам 4:22) в соответствии с повелением из Послания к Колоссянам 3:9: "Совлекши ветхого человека с делами его". Автору должны были быть известны эти строфы, и он мог легко избежать неизбежного противоречия или двусмысленности, заменив "ветхого" на "первоначального" или что-нибудь в этом роде.

598   Я должен просить у читателя снисхождения за на первый взгляд  мелочный и педантичный разбор небольшой стилистической ошиб-    ки не слишком аккуратного автора. Но здесь речь идет о чем-то большем, чем о простой литературной погрешности: текст, напич­канный двусмысленностями, повествующий о самых неожиданных связях (Адам и Суламифь!) и смешивающий самые разнородные ситуации, имеет явное сходство со структурой сновидения. Со­ответственно, требуется тщательное изучение его образов. Клише типа "старый Адам", которое не может иметь никакого другого значения, не появляется в тексте-сновидении без веской на то причины, даже если автор мог в свое оправдание сказать, что допустил "оговорку". Даже — а на то похоже — если он понимал "старого" Адама как "Из-" или "первоначального" Адама, то какая-то смутная мысль подтолкнула его к употреблению выра­жения "старый", которое в данном контексте звучит совершенно двусмысленно. Если бы это произошло в настоящем сновидении, то аналитик совершил бы грубейшую техническую ошибку, если бы не обратил внимание на такую явную оговорку. Как мы знаем, такие qui pro quos* (Путаницы (досл.: одно вместо другого) (лат.)       Прим. ред.) неизменно происходят в критических местах, где пересекаются две противоположные тенденции.

599   Итак, у нас возникли подозрения и ниже мы будем проверять их обоснованность, предполагая, что "старый Адам" — это не просто случайность, а одна из тех раздражающих двусмыслен­ностей, которых полно в алхимических текстах.

Просмотров: 5090
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь