2 СТРУКТУРА ПСИХИКИ

Это «подсознание», согласно Юнгу, расположено между сознанием и Коллективным Бессознательным. Было бы логичным предположить, что, следовательно, предсознание является той частью юнговского Личного Бессознательного, которая обращена к сознанию, а «подсознание» (определение которого дано выше) — это та часть Личного Бессознательного, которая обращена к Коллективному Бессознательному. Другими словами, «подсознание» можно в большей или меньшей степени отождествить с юнговским Личным Бессознательным, но не с Коллективным Бессознательным.
Обратившись к Коллективному Бессознательному, мы обнаруживаем, что содержание, которое оно включает, не характерно для индивидуума и не приобретается личным опытом, а приобретается благодаря наследственной способности к психической деятельности как таковой — наследию, присущему всему человечеству. Тем не менее Коллективное Бессознательное подразделяется на две области, из которых первая и ближайшая к Личному Бессознательному — это область эмоций, аффектов и примитивных импульсов, до некоторой степени поддающихся рациональному контролю. Сзади или снизу от этой области или, если воспользоваться другим выражением, в темном ядре Коллективного Бессознательного, находится нечто, обладающее стихийной силой, извечно непостижимое и не подлежащее ассимиляции эго. Центр этого ядра невозможно постигнуть разумом, хотя более близкие к поверхности содержание и эмоции могут прорываться в сознание — например, в неврозах и психозах, а также в видениях и галлюцинациях тех, кто одарен творческим духом.
И здесь, оставив на время за скобками такие концепции (структуры, функции или понятия) как тень, анима и анимус, а также архетип, мы можем остановиться и подвести предварительные итоги. Фрейдиста знакомство с некоторыми из теоретических концепций Юнга поначалу приводит в замешательство, сравнимое с тем, что пережила Алиса в Зазеркалье. Термины звучат знакомо — чему не следует удивляться, поскольку многие из них были введены в оборот Фрейдом, — но означают они нечто совершенно новое и непонятное. Часть юнговского Личного Бессознательного, именуемая «предсознанием», является лежащей ниже порога сознательного восприятия областью, чье содержание, что называется, ждет вызова, чтобы войти в сознание. С другой стороны, более глубокое «подсознание», хотя оно также является частью Личного Бессознательного, включает невостребованные, непредусмотренные и незамеченные предметы, лежащие между сознанием и Коллективным Бессознательным. Где именно находится подавленное, не совсем ясно. По-видимому, оно расположено главным образом в «стране детства» (понятие, целиком принадлежащее Юнгу), где, однако, оно смешивается с производными Коллективного Бессознательного. Таким образом, юнговское Личное Бессознательное включает в себя подавленное, но также содержит то, что, по мнению Фрейда, можно осознать (фрейдовское предсознание). Но даже «подсознательный» слой Личного Бессознательного, содержащий подавленное, отличается от более важного Коллективного Бессознательного, которое, по-видимому, обладает каким-то собственным барьером, разделяющим вечно бессознательное ядро от эго-сознания. Однако, судя по тезису о подавлении детских воспоминаний, некоторое смешение происходит в более близких к поверхности слоях. Тем не менее вся юнговская концепция Личного Бессознательного указывает на то, что по его мнению это сравнительно ограниченная система, чье значение меркнет рядом со всемогущим Коллективным Бессознательным. Также следует заметить, что Юнг вновь и вновь пытается идентифицировать свое Личное Бессознательное с «динамическим бессознательным» Фрейда и таким образом лишить фрейдовское бессознательное его динамики.
Однако те сложности, которые преследуют Юнга при выстраивании его концепций, лучше всего рассмотреть на примере его теории эго. Основываясь на неких снах, видениях и опыте общения с мистическими силами, Юнг строит предположение о наличии какого-то сознания в бессознательном. Казалось бы, в таком случае было логично счесть возможным существование эго в бессознательном; и Юнг старательно ищет следы личности в бессознательном, которое считает разумным и служащим определенной цели, подразумевая тем самым, что оно способно к когнитивной деятельности. Неясно, отрицает ли Юнг идею трансцендентного сознания, существующего «над» эго-сознанием, но он утверждает, что если такое сознание действительно существует, его центром не может быть человеческое эго — тем более что, будучи изначально сознательным, эго, если верить Юнгу, неспособно стать центром своего Персонального или Коллективного Бессознательного. Если все изложенное имеет какой-то смысл, он заключается в том, что Юнг не уверен, существуют ли все-таки все три типа динамического эго (или, во всяком случае, следы эго), из которых по меньшей мере два способны к самостоятельной когнитивной деятельности и по крайней мере один, обретающийся в Коллективном Бессознательном, обладает интуицией. Бессознательное, как утверждает Юнг, перевоплощается (персонифицируется).
Хотя я не ставлю перед собой задачи искать выход из лабиринта юнговских структурных концепций, я склонен предположить, что основной источник противоречий заключен в недооценке Юнгом факторов развития, которые неизбежно должны играть роль в построении того, что он называет Личным Бессознательным. В своем нынешнем виде юнговское Личное Бессознательное действительно напоминает описанный Пристли чулан. Также возможно, что причиной трудностей, которые испытывает Юнг, является узость его концепции Эго и его амбивалентное отношение к концепции бессознательного Эго. Из этих двух предположений вытекает третье — а именно, что для Юнга структура детской психики представляет собой terra incognita и он куда лучше ориентируется или в схемах взрослой психики, которые, кстати, очень легко поддаются антропоморфизации, или в силуэтах недоступных компонентов психики, которые имеют либо доисторическую, либо трансцендентную природу. Какова бы ни была научная ценность этих предположений, можно считать очевидным, что распространенное мнение, согласно которому разработанная Юнгом система бессознательного в чем-то шире или глубже системы Фрейда, совершенно беспочвенно. Концепция динамического бессознательного, впервые выдвинутая Фрейдом, подверглась у Юнга расщеплению. Одна из ее частей была помещена в новую упаковку с фирменным ярлыком Юнга — «Коллективное Бессознательное». Другая, разъединенная с первой и лишенная динамической важности, была названа Личным Бессознательным. Однако эту поверхностную и во многом предсознательную юнговскую систему представляют так, будто она включает в себя весь арсенал фрейдовских приемов, и возвращают фрейдизму облепленной ярлыками, рассчитанными на то, чтобы ввести в заблуждение несведущих. Нет нужды объяснять, что вся эта трансформация фрейдизма чрезвычайно затрудняет проведение какого-либо сравнения между концепциями умственной деятельности, выдвинутыми Фрейдом и Юнгом. Нельзя ожидать от организма со смещенными органами, что он будет функционировать согласно первоначальному плану. При данных условиях наибольшее, что можно сделать — это выделить из учения Юнга те элементы, которые выходят за рамки трансформированного фрейдизма, и решить, обладают ли эти тезисы, сформулированные собственно Юнгом, достаточной научной ценностью, которая бы оправдала их введение в научный оборот.
Возвращаясь к юнговской концепции Коллективного Бессознательного, мы обнаруживаем, что это название имеет несколько дополнительных значений. Термин «Коллективное», которое точнее было бы определить словом «Расовое», также означает для Юнга идеи, присущие всей данной популяции. В одном из своих трудов Юнг пытается провести аналогию между имеющимися у младенца видовыми «знаниями» (о том, как дышать и т. д.) и расовыми «знаниями» (о значении символов и т. д.) Но в общем и целом его Коллективное Бессознательное представляется как природное явление, нейтральное по отношению к моральным, эстетическим и интеллектуальным оценкам. Оно напоминает коллективное существо, в распоряжении которого человеческий опыт миллиона лет, это мощная система психического функционирования, передаваемая людьми из поколения в поколение, филогенетическая субструктура современного мышления. В то время, как сознательные психологические установки управляются Высшей (то есть доминирующей) Функцией, которая подчиняется сознанию данного индивидуума и принадлежит к системе сознания, Коллективное Бессознательное — это хранилище Низших (то есть неиспользуемых) Функций. В их число входят не только совершенно недифференцированные функции, но и функции, которые, будучи забыты или неприменимы, ушли в бессознательное — скорее всего, через Личное Бессознательное. Там они находятся совершенно вне контроля воли индивидуума и, по всей видимости, могут наделать немало бед.
Просмотров: 15794
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • IV. Бессознательное рождение героя
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • ВКЛАД К.Г.ЮНГА В СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Различия между восточным и западным мышлением"
  • ОЦЕНКА ФРЕЙДОВСКОЙ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Последний общий портрет семьи Маккормиков к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Розмари Гордон. Подход школы развития.
  • Случай Джоан: подходы школ развития, классической и архетипической
  • Часть первая МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ
  • Элио Дж. Фраттароли. Я и моя анима: сквозь темное стекло на границе между юнгианством и фрейдизмом
  • Эрих Нойманн "ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ"
  • Эстер Мак, Фарланд Соломон. Школа развития.
  • Юнг К.Г. "Сознание, бессознательное и индивидуация"
  • Юнг Карл Густав. О значении бессознательного в психопатологии
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"
  • Юнг, Карл Густав "Инстинкт и бессознательное"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь