8. Безразличная мать

Король, не подозревая ничего дурного, пришел только на другое утро, и когда он заговорил с женой, при каждом слове выскакивала у нее изо рта жаба, тогда как прежде выскакивал червонец. На вопрос короля, что это значит, старуха объяснила, что это у нее от сильной испарины и скоро пройдет. А к ночи увидел поваренок, как приплыла по водосточной канаве утка и спросила: Король, как поживаешь? Бодрствуешь иль почиваешь? А потом: А как мои гости, сидят? Ответил ей поваренок: Нет, они крепко спят. Стала она тогда спрашивать: А как родимый сыночек? И ответил поваренок: Он спит себе в люльке всю ночку. Тогда обернулась утка королевой, вошла в замок, покачала сына в колыбельке, укрыла его и опять уплыла по канаве. Так являлась она две ночи подряд, а на третью сказала поваренку: «Ступай и скажи королю, чтобы он взял свой меч и трижды взмахнул им надо мной на пороге». Явился король и трижды взмахнул мечом над привидением. И только он взмахнул в третий раз, видит — стоит перед ним его жена, жива-здорова и невредима, как прежде. Потом король спросил у старухи: «Как должно поступить с человеком, который стаскивает человека с постели и бросает его в воду?» «Лучше всего,— ответила старуха,— посадить такого злодея в бочку с вбитыми в стенки гвоздями и скатить ее с горы в реку». И сказал король: «Ты сама себе вынесла приговор». Он велел принести такую бочку и посадить в нее старуху с дочкой. Забили бочку наглухо и спустили с горы, и покатилась она прямо в реку. Перед женитьбой отец девушки ведет себя нерешительно. Он оставляет на волю случая выбор: жениться ему или нет. В других делах он, возможно, более решителен, но в сфере эроса предпочитает не вмешиваться в естественный ход событий. Он один из тех мужчин, которые не принимают всерьез свои эмоциональные проблемы и таким образом попадают под влияние негативной анимы, или недостойной его женщины. Хотя его родная дочь беспрекословно подчиняется мачехе, та становится для нее типичной пожирающей матерью. Своей «материнской любовью» она портит родную дочь и, несмотря на все свои обещания, не испытывает никаких теплых чувств к падчерице. Поскольку ее родная дочь — это ее плоть и кровь, то ее любовь — это прежде всего любовь к самой себе, т. е. бессознательная форма любви исключительно инстинктивного характера, которая проявляется как мистическая причастность, бессознательная идентификация. Трудная жизнь главной героини в семье (связанная с постоянной враждебностью мачехи) создала для девочки тяжелую психологическую атмосферу, побудили ее встать на путь индивидуации. В данном случае фигура злой мачехи символизирует инстинктивную основу с негативной функцией. Однако эти трудности заставляют девушку включиться в процесс личностного развития, который, в конечном счете, приводит ее к лучшему пониманию самой себя. Злая мачеха посылает ее в холодный зимний лес, что демонстрирует архетипическую беззащитность героя-ребенка. Холод символически усложняет положение ребенка-изгоя, лишенного обычной материнской защиты. Этому ребенку предстоит отправиться в холодный зимний лес. Во многих сказках злая мачеха выгоняет героя-ребенка из дома. В образе мачехи воплощается сила, которая выталкивает девочку из бессознательного состояния, в котором ей сравнительно легко жилось, к новому, более высокому уровню осознания. Сводная сестра главной героини, которая прежде была ее подругой, символизирует ее Тень; когда мачеха заставляет падчерицу покинуть дом и подвергает ее смертельной опасности, родная дочь мачехи сидит дома и ничего не делает. Посылая девушку в лес, злая мачеха запрещает ей возвращаться домой, пока та не совершит невозможное: не наберет зимой целое лукошко земляники. Подобные невыполнимые задачи обычно побуждают человека повышать уровень своего осознания; они напоминают нам о двенадцати подвигах Геракла. С точки зрения психологии, это означает следующее: основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания — обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. К своему удивлению, в самой чаще снежного леса девушка находит маленький домик. Это значит, что за проторенными и хорошо знакомыми путями мира сознания существуют активные психические силы, которые могут нас защитить, хотя мы меньше всего этого ожидаем. В дремучей чаще главная героиня встречает трех маленьких лесовиков (гномов). Гномы обычно живут в подземных пещерах и являются духами, тесно связанными с Земной Матерью86. Как и в сказке о Белоснежке, они ассоциируются с творческими духовными импульсами и, может быть, с проявлением артистизма. В народном фольклоре гномы, как правило, ищут сокровища, занимаются кузнечным делом или дают добрые мудрые советы. В этой сказке они воплощают позитивный творческий анимус, психическую деятельность, которую не следует путать с чисто интеллектуальной работой. Они живут в пещерах и извлекают пользу из недр земли, т. е. из бессознательного. Поскольку их всегда несколько, они символизируют действия относительно разобщенных сил. В сказках символическая фигура Природы-Матери часто является в сопровождении маленьких помощников мужского пола, похожих на гномов. Поскольку женская, обычно фемининная, духовность обычно приобретается вместе с жизненным опытом, эти мужские природные существа обычно появляются рядом с Природой-Матерью. В этом случае сама Природа-Мать воплощает бессознательное, связанное с телом и с влечениями, тогда как чувство, которое кристаллизовалось из опыта, обычно символизируют мужские духи. Разумеется, с гномами может ассоциироваться не только женская духовность; существует и особая духовность, связанная с мужским бессознательным, а также духовный аспект природы в целом. То, что лесовиков трое,— показатель динамического начала, прелюдии к достижению целостности. В данном случае целостность достигается с появлением короля, четвертого мужского персонажа. Маленький рост лесовиков — признак детского, еще неполного развития: возможно, это символическое воплощение не оформившихся умозрительных представлений. В общении с лесовиками девушка проявляет доброту и трудолюбие. По первой их просьбе она делится с ними единственным куском хлеба, хотя хлеба мало даже для нее одной. Энергия архетипа влияет не только на то, как человек ведет себя по отношению к более слабому существу. Мы можем проявлять избыточные или недостаточные материнские чувства по отношению к самим себе, выказывая свою слабость: в таком случае наше поведение будет определяться первобытной матерью, или материнским архетипом. Можно считать, что доброта главной сказочной героини относится и к ней самой. Анимус иногда просит нас что-то отдать, когда мы искренне полагаем, что нам отдать нечего, потому что наша психическая энергия нужна нам самим, чтобы поддержать нашу сознательную установку. Затрачивать больше психических усилий так же затруднительно, как и делиться куском хлеба, который и без того слишком мал. Хлеб часто ассоциируется с телом87 (Transformation Symbolism in the Mass // Psychology and Religion. CWl.Par. 38Iff), в данном случае речь идет о физическом истощении. Иными словами, для выживания требуется бесконечная доброта, которая исходит изнутри. Часто мы должны делать первый шаг по направлению к бессознательному. Только тогда оно нам ответит и осыплет дарами, которыми обладает в изобилии. Затем девушку просят подмести снег у двери избушки. Очищение символизирует упорную внутреннюю работу. Вдруг совершенно неожиданно для себя в зимнюю стужу она находит под снегом ягоды. Красная, сладкая и растущая у самой земли земляника символизирует плоды эроса. У женщины с негативным материнским комплексом часто проявляется некоторая эротическая холодность. Она никогда не получала тепла, а потому не может его дать. В сказке речь идет о том, что творческая работа над своими проблемами позволяет ей получить доступ к своим чувствам. Но это еще не все; лесовики собираются на совет, и, поскольку девушка была с ними вежлива, преподносят ей три дара. В итоге многое зависит от того, пройдет ли девушка нравственное испытание — встречу с тремя маленькими лесовиками. Анимус амбивалентен по своему характеру. Его воздействие во многом определяется нравственными чертами женщины, ее готовностью подчиняться внутренней морали.
Просмотров: 6702
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10. Персефона: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь