|
II. PARADOXA1. ТАЙНАЯ СУБСТАНЦИЯ И ТОЧКА 36 Огромная роль, которую противоположности и их единство играют в алхимии, помогает нам понять, почему алхимики так любили парадоксы. Для того, чтобы достичь этого единения, они пытались не только представить соединение противоположностей, но и выразить его в тот же миг1. Характерно, что больше всего парадоксов возникло вокруг тайной субстанции, которая, как считалось, подобна prima materia, содержит в себе противоположности в их обособленном состоянии, и, подобна lapis Phi-losophorum, соединяет их в единое целое. Поэтому lapis2 называли, с одной стороны, примитивным, дешевым, незрелым, летучим, а с другой — драгоценным, совершенным и твердым; или prima materia — то благородной, то низменной3, то драгоценной, то parvi momenti (незначительной). Материя видима всеми, весь мир ее видит, трогает, любит, но при этом никто ее не знает4. "Стало быть этот камень — вовсе не камень"5, — гласит Turba -"это вещь дорогая и дешевая, таинственная, непонятная и известная всем, имеющая одно название и много названий"6. Этот камень, подобно богам таинственных религий, имеет " тысячу имен", а таинственная субстанция — это "Часть и Целое" (ev то rcav). В трактате Комариоса, в котором философ Комариос преподает философию Клеопатре, сказано: "Своей рукой он показал единство целого"7. Пелагий спрашивает: "Почему ты говоришь о многообразии материи? Субстанция всех природных вещей — одна и обладает одной природой, которая побеждает все"8. Еще парадоксы: "Я выкрашен в черный цвет белой краской, и в красный цвет белой краской, и в желтый цвет красной краской”;9 или "Принцип искусства есть бескрылый ворон, летающий во тьме ночной и при свете дня"10. Камень "в своей видимой части является холодным и влажным, а в невидимой-горячим и сухим"11. "В свинце содержится мертвая жизнь"12, или Торит в воде и купается в огне"13. В "Allegoriesapientum" говорится о двух фигурах, одна из которых "белая и не отбрасывает тень, а другая — красная, которой не хватает красного цвета"14 Цитата из "Сократа": "Ищи прохладу луны и найдешь тепло сеянца"15. Opus характеризуется, как "бег без бега, движение без движения"16. "Делай ртуть из ртути"17. Корни философской дерева находятся в воздухе18 (вероятно, имеется ввиду дерево Сефиро-та). Эти парадоксальность и амбивалентность являются лейтмотивом всей работы, продемонстрированной в "Химически свадьбе": над главным порталом замка начертаны два слова: Congratulor, Condoleo".19 38 Парадоксальные качества Меркурия уже были темой отдельного исследования 20. Поскольку Меркурий является (шовным названием таинственной субстанции, здесь он заслуживает упоминания, как парадокс parexcellence. Все, что говорится о нем, верно и для lapis, который является всего лишь еще одним синонимом таинственной субстанции с "тысячью имен". Каксказано в "TractatusaureusdeLapide": "У нашей материи столыо названий, сколько есть вещей в этом мире"21. Синонимами таинственной субстанции являются также Монада и Сын Человека, о которых идет речь у Ипполита: Моноимос думает, что существует такой Человек, которого вэт называет Океаном, когда он говорит: Океан, прародитель богов ипрароди-тель людей22. Излагая это другими словами, он говорит, что Человек есть все, источник вселенной, существующий изначально, существующий вечно, не подверженный разложению; и есть Сын вышупомяну-того человека, рожденный и способный страдать, рождение ксгорого не предопределено ни волей, ни временем23... Этот человек есь единая Монада, цельная и неделимая, и все же состоящая из разньпчастей и делимая; любящая все вещи и находящаяся с ними в мире.н все же воюющая со всеми вещами и с самой собой во всех вещах; пхожая и непохожая на себя, как будто она — это музыкальная гармони, содержащая все вещи; ... объясняющая все вещи и рождающая се вещи. Она — это ее собственная мать, ее собственный отец, два бесмертных имени. Эмблемой целостного человека (теХеюи ауЭрютгаи), гоорит Моноимос, является йота или малейшая частица24. Эта мельчании частица есть цельная, простая, единая Монада, абсолютно однородна!и все же состоящая из множества форм, множества частей. Эта единая! неделимая йота многолика, тысячеглаза и имеет тысячу названий. Она — это эмблема совершенного и невидимого Человека... Сын Челоека есть одна йота, низвергающаяся свыше, полная и наполняющая все вещи, содержащая в себе все, что есть в Человеке, Отце Сына Человека 25. 39 Похоже на то, что алхимики примерно так же представляли свои lapis или primamateria. В любом случае, что касается парадоксов, они могли превзойти Моноимоса. Вот, что они говорили о Меркурии: "Этот дух порожден субстанциями моря26 и называет себя влажным, сухим и огненым"27, что очень напоминает молитву Гермесу в магическом папирусе под названием "Тайная Надпись", в которой к Гермесу обращаются, как к "влажно-огнен но-холодному духу" (uyporcupivovj/uxpooяуеица)28. 40 Алхимия знает и загадку самого маленького письменного знака, точки. Точка — это символ таинственного творящего центра в природе. Автор "Novumlumen"29 предостерегает своего читателя: Но ты, дорогой читатель, ты должен прежде всего задуматься над точкой в природе... и тебе нужно ничто иное, как осторожность, чтобы ты не стал искать этой точки в вульгарных металлах, где ее нет. Ибо эти металлы, особенно обычное золото, мертвы. Но наши металлы — живые, у них есть дух, и вот ими ты и должен заняться. Ибо знай — огонь есть жизнь металлов. Точка тождественна primamateria металлов, которая является "жирной водой" (aquapinguis}, продуктом влаги и тепла. 41 Джон Ди (1527-1607) размышляет следующим образом: "Вполне разумным будет предположение, что четыре прямые линии, расходящиеся в противоположных направлениях из одной, отдельной точки, символизируют тайну четырех элементов". По его мнению, четверка состоит из четырех прямых линий, сходящихся под прямым углом. "Источником вещей и существ является точка и монада"30 Центром природы является "точка, порожденная Богом"31, "солнечная точка" яйца32. Это, как сказано в комментариях к Turba, есть "зародыш яйца в желтке"33. Вот из этой маленькой точки, говорит Дорн в своей "PhysicaGenesis", мудрость Бога с помощью творящего Слова создала "огромную машину" мира34. В "Consiliumconiugii" есть замечание, что точка — это цыпленок (pullus)35 Милиус добавляет, что это птица Гермеса36, или дух Меркурий. Этот же автор помещает душу в "центр сердца" вместе с духом, которого он сравнивает с ангелом, "вместе с душой введенным в эту точку" (то есть в матку)37. Парацельс говорит, что "animailiastri" живет в огне в сердце.Она "неспособна на страдание", в то время, как "animacagastris" способна на страдание и размещается в воде перикардия 38. Точно так же, как земля соответствует треугольнику, а вода — линии, так огонь соответствует точке39. Демокрит утверждает, что огонь состоит из "огненных капель"40. Свет также имеет эту круглую форму, отсюда и термин "солнечная точка". Эта точка, с одной стороны, является центром мира, "крупинкой соли посередине огромной ткани всего мира", как называет ее Кунрат (соль -Sapientia). И все же "это не только связующий элемент, но и разрушитель всех подверженных разрушению вещей". Поэтому этот "мир-яйцо есть древний Сатурн... самый таинственный свинец мудрецов", и "двуполый Философский Человек, Андрогин софистов", Ребис, и т. д.41. Самая совершенная форма -- круглая, поскольку она сотворена по образу точки. Солнце — круглое, и огонь Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|