Лекция 6

Арабская алхимия

     В этой лекции мы продолжим рассматривать любовное послание солнца к луне. Конфликт у луны возникает потому, что она появляется в двух формах: на небе и на земле, подобно солнцу. Одно солнце испускает на землю только один луч и называется солнцем, сияющим без справедливости. Второе солнце испускает два луча и называется солнцем, которое сияет справедливостью.

     Солнце представляет собой один из аспектов сознания, феномен, отчасти связанный с эго и Самостью. Одна сторона солнца открыта для бессознательного, так как два луча олицетворяют принцип сознания, способного охватить противоположности. Другое солнце представляет собой «закрытую систему». Для него характерна тенденциозность и, следовательно, деструктивность. В «Mysterium Coniunctionis» Юнг описывает солнце как образ духовного божества, т. е. как Самость, с одной стороны, и один из аспектов эго, с другой.

     Эго отождествляет себя с Самостью в той мере, в какой оно служит инструментом самореализации Самости. Пребывая в состоянии инфляции, сосредоточенное на себе эго противопоставляет себя Самости. Однако, в случае правильного выполнения своей роли, эго олицетворяет свет во мраке бессознательного и в некоторых отношениях отождествляется с Самостью. Два солнца, по-видимому, служат примером противоположности деструктивного и позитивного аспектов сознания эго. Солнце с одним лучом олицетворяет принцип эгоцентрического сознания в состоянии инфляции, которое характеризуется предвзятым отношением к бессознательному или реальности и противопоставляет себя Самости. Солнце с двумя лучами символизирует эго как инструмент реализации Самости, действующей непредвзято.

     Примером этого может послужить эго человека, прошедшего стадию индивидуации. Такое эго служит Самости и открыто для бессознательного. Благодаря двойственному отношению к бессознательному, которое характеризуется стойкой непредвзятостью, такое эго создает основу для проявления и реализации Самости. Бог нуждается в нашем бедном сердце, чтобы стать реальным, говорит Ангел Силезский.

     Итак, двойное солнце, упомянутое в тексте Сеньора, свидетельствует о конфликте между неправильным отношением эго к земле или бессознательному и отношением правильным, обеспечивающим проявление Самости. Задача состоит в том, чтобы выявить эту дуальную, сознательную позицию, иными словами, терпимое отношение к противоположностям. Такая позиция отнюдь не свидетельствует о нерешительности, возникающей в связи с противоположностями; напротив, она указывает на способность выдержать напряжение, обусловленное ими.

     Для сознания характерна тенденция к однобокости. Эта тенденция связана с потребностью сознания в ясности и определенности. Нередко говорят, что Юнг писал не очень ясно; но он делал это умышленно. Неясность была продиктована двойственностью позиции, непредвзятым отношением к парадоксам бессознательного. Юнг рассматривает психические феномены с эмпирической точки зрения. Будда однажды сказал, что все его высказывания следует понимать на двух уровнях. Работы Юнга также имеют двойное дно, два уровня.

     Тот, кто «застрял» на уровне вишудха чакры, верит в слова и не способен постигнуть суть самой вещи. Юнг же применяет дескриптивный метод, который в настоящее время уже принят на вооружение ядерной физикой. Явления описываются с точки зрения двух взаимодополняющих подходов, которые противоречат друг другу, но тем не менее необходимы для полного осмысления описываемого явления. Слова служат лишь инструментом, а не являются самим явлением.

     Вопрос: Не указывает ли черное солнце на негативный, «несправедливый» аспект сознания?

     Доктор фон Франц: Да, черное солнце олицетворяет темный, теневой аспект сознания. Поэтому в мифологии бог солнца имеет скрытый, деструктивный аспект. Например, Аполлон является богом мышей, крыс и волков. Негативный аспект солнца популярен преимущественно в жарких странах, где жгучее полуденное солнце уничтожает все растения. В жарких странах призраки появляются в полдень. В Библии упоминается полуденный демон. Темная или теневая сторона солнца демонична.

     Пребывание во власти влечения, которое толкает эго в спину, позволяет понять темную, демоническую сторону солнца. Для таких случаев характерно неправомерное применение сознания для оправдания влечения, если эго не обладает достаточной силой для того, чтобы принять решение относительно объективных явлений, и отвергается из-за слабости его страстей: страха или секса. В Индокитае существует легенда о том, как один герой сбил с неба солнце, которое было слишком горячим. Таким образом, черное солнце, Сатурн, является тенью солнца, которое лишено справедливости и грозит смертью всему живому.

     

     Рис. 46. Изображение пожирающего своих детей Сатурна в виде черного солнца, тени солнца (или темного аспекта Бога).

     Человек, обладающий сознанием, выполняет в природе роль дестабилизирующего фактора. Мы действительно можем поставить вопрос, является ли человек действительно удачным изобретением природы? Так, существует миф о глупом боге-трикстере. В известном смысле человек слишком глуп и не обладает здравым смыслом, достаточным для того, чтобы жить в гармонии. Человек — чересчур неспокойное и плодовитое животное. Ответ на вопрос, является ли человек ошибкой или венцом творения, зависит от наличия или отсутствия справедливости у его солнца. Если сознание функционирует так, как ему положено, то оно полезно для жизни. Но когда сознание сбивается с истинного пути, оно становится деструктивным.

     Задача анализа состоит в том, чтобы заставить сознание вновь действовать в согласии с природой. Инфляция является симптомом неправильной работы сознания. Если последнее очень сосредоточено и находится во власти влечения, значит, у человека превалирует темное солнце. Люди используют сознание, чтобы убедить себя в свое правоте, когда они совершают скверные поступки. Каждый из нас рождается несовершенным, ибо греховность и раздвоенность присущи человеческой природе. Исходной моделью такого состояния послужил миф об Адаме и Эдеме, который показывает, что человек изначально был далек от совершенства. Когда Самость не получает поддержки, она вызывает невроз, т.е. в действие вступает тень Самости, и тогда и Бог и природа оказываются врагами человека.

     Неправильно функционирующее сознание служит вместилищем темных аспектов Бога. Если сознание действует в согласии с природой, темнота не кажется столь мрачной и деструктивной. Если же солнце останавливается в своем движении, оно становится жестоким и выжигает жизнь дотла. По мнению некоторых индейских племен, солнце можно привести в движение, принеся в жертву человеческое сердце. Каждый раз, когда мы формулируем правило, мы должны сформулировать исключение из правила, ибо в противном случае сознание не будет соответствовать жизни.

     Две луны и два солнца составляют четверку, которая сопровождает встречу двух людей (мужчины и его анимы, женщины и ее анимуса). Согласно исследуемому тексту, конъюнкция реализуется в чреве «закрытого дома», образа, соответствующего алхимическому сосуду, в котором солнце соединяется с луной. Египетская гробница представляет собой закрытый дом, в котором царь берет себе в жены свою мать: Изида и Гор или Хатор и Гор. Закрывая дверь склепа, священник говорит: «Теперь ты будешь пребывать здесь, соединившись в любви со своей матерью». Дзэн-буддистский наставник говорит о таком человеке: «Он держит закрытой дверь своего сердца, чтобы никто не догадался о его чувствах». Благодаря единению с Самостью человек становится тайной для других.

     В тех случаях, когда можно предугадать реакцию человека, его психическая деятельность происходит только на коллективном уровне. Сходство коллективных реакций вызывает ощущение, которое можно выразить словами «я знаю, что ты чувствуешь». В основе эмпатии, проникновения в эмоциональное состояние другого человека, лежат коллективные черты характера. В большинстве случаев мы обращаемся с людьми на коллективном уровне, сознавая такие общие для нас черты характера, как ревность и любовь. Без эмпатии мы не могли бы общаться друг с другом. Но она не свидетельствует об уникальности индивида. Особенность гения заключается в способности создать нечто неожиданное, удивительное, готовое нравиться всем и не быть при этом банальным. Невозможно предугадать, что создаст творческая личность, ибо каждое ее творение — новость. Источником идей является ум, а источником реакции — эмоциональная сторона психического. У творческой личности и то и другое носит абсолютно уникальный характер.

     Процесс индивидуации непрестанно приводит к самобытному творчеству, с этим тайным центром личности, тайным источником жизни соотносится образ закрытого помещения. Это закрытое помещение сердца, самобытного творчества в каждый момент жизни. В тех случаях, когда процесс индивидуации приводит к реализации этой уникальности, другие люди теряют возможность предугадывать наши реакции, ибо они не могут заглянуть в закрытое помещение нашего сердца, которое служит источником неожиданных, творческих реакций.

Просмотров: 2410
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 2. СОЛНЦЕ
  • 4. ЛУНА
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 5 ХАРАКТЕР И СОЗНАНИЕ
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • I. ВСТРЕЧИ ЛЮДЕЙ И ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ
  • V. ХРИСТОС, СИМВОЛ САМОСТИ
  • XIV. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА САМОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Володимир Одайник «Массовая душа и массовый человек»
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 4. Артемида: богиня охоты и луны, соперница и сестра
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • Глава 9 ЧУВСТВО ДОМА: ВОЗВРАТ К СЕБЕ
  • Джозеф Л. Хендерсон "Древние мифы и современный человек"
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мюррей Стайн ТРАНСФОРМАЦИЯ:ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСТИ
  • О.Горнева "Человек и символическая реальность: опыт тренинга Лабиринт"
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Концепции эго и Самости: сравнение
  • Приложение 2 ЧЕЛОВЕК МАССЫ И ЯВЛЕНИЯ РЕКОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
  • Часть вторая ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
  • Часть первая МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ
  • Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"
  • Эрих Нойманн "Творческий человек и трансформация"
  • Эрих Нойманн "Человек мистический."
  • Юнг К.Г. "Сознание, бессознательное и индивидуация"
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Инстинкт и бессознательное"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь