|
Женские психологические типы на примере сериала "Секс в большом городе"Автор статьи: Соловьева Ирина Александровна
Психолог Ирина Соловьева специально для журнала "Наша психология"
Скажу честно, я поклонница «Секс в большом городе» (и одноименного фильма, соответственно) о жизни четырех подруг в Нью-Йорке. Причем поклонница – и как женщина, и как психолог… Во-первых, в «Сексе в большом городе» наконец-то поднимается тема женской дружбы. Обычно кинематограф воспевает «крепкую мужскую дружбу» со «своим парнем», с которым «можно пойти в разведку». А вот максимум, куда можно пойти с подругой – это на распродажу зимней коллекции, и единственное, что может объединять женщин – удачный шоппинг… Отношения между женщинами зачастую представляются поверхностными или конкурентными, скрывающими подвох. Как в присказке о змее и черепахе: Черепаха перевозит через реку змею. Змея думает: «Сбросит – укушу». Черепаха думает: «Укусит – сброшу». А ведь дружеские отношения с другими женщинами важны не меньше, чем связь с мужчиной. И более успешна не та женщина, которая всю себя вкладывает в любовь и семью, а та, которая имеет еще и поддержку подруг. Как сказала в одной из серий «Секса в большом городе» главная героиня: — Приятно идти по улице, обнявшись с любимым мужчиной. Но иногда так здорово сходить в кино со своими подругами! Во-вторых, «Секс в большом городе» поднимает важные во взаимоотношениях полов темы, которые, несмотря на название фильма, не сводятся исключительно к сексу. Что касается названия, тот тут сыграли свою роль «трудности перевода»: английское «sex» означает и «половой акт», и «пол», «гендерная принадлежность». Поэтому в сериале затрагиваются самые разные вопросы, касающиеся полов и актуальные отнюдь не только в «большом городе»: возможны ли гармоничные отношения с мужчиной ниже тебя ростом, или это даст о себе знать? стоит ли показывать ревность? если ты не отвечаешь взаимностью, лучше сказать об этом прямо или просто избегать общения? может ли женщина первой сказать о своих чувствах? сохраняются ли любовные отношения, если в профессиональной сфере появилась конкуренция?.. И наконец, сами образы четырех героинь, контрастные как внешне, так и внутренне. Во многом именно они определили популярность сериала и последующих за ним фильмов, причем по обе стороны океана. Но не в том ли их секрет, что эти образы восходят к архетипическому уровню (глубинному Бессознательному)? Это не просто 4 героини сериала – это 4 ипостаси, которые живут в каждой из женщин. Важна гармония между ними – чтобы эти внутренние женщины дружили между собой, как и героини сериала… Но в каждой из нас может преобладать та или иная ипостась – и в выборе мы не вольны, это определяется внешними обстоятельствами, которые нас формируют. То есть изначально в нас есть и Кэрри, и Саманта, и Шарлот, и Миранда, но какая-то из них играет первую роль, а остальные дополняют. Но если одна из ипостасей отсиживается в закулисье, то это приведет к внутреннему расколу, дисгармонии… Человек никогда не относится к какому-то одному психотипу – но можно говорить о ведущемпсихотипе.
Психотип «Шарлот». «Хорошая девочка» — обычно единственный ребенок из интеллигентной и/или состоятельной семьи. Отличается милой, аккуратной, даже немного кукольной внешностью, идеальными манерами, имеет хорошее образование. Голосок высокий, нежный, немного детский. В одежде предпочитает светлые («невинные») цвета, создает романтичный образ, может украшать себя изображением бабочек или цветочков (заколки, брошки, тату…). Вежлива: никогда не забудет поздравить с праздником и сделает это в соответствии со всеми законами этикета. Профессию выбирает близкую к красоте и искусству (Шарлот в фильме – искусствовед), либо ту, где получит много внимания (часто идет на сцену). «Шарлот» — этакая принцесса, не просто любимая, а «залюбленная» своими родителями. С одной стороны, она получает в семье много тепла и заботы и идет по жизни с открытым сердцем, даря тепло другим. С другой – родители балуют дочь и создают завышенные требования к партнеру. Она ждет даже не прекрасного принца – на фоне папы-короля он проиграет по-определению: ей нужен еще один король, не меньше… Такой психотип формируется в возрасте 3-4 лет и, по сути, так и остается ребенком. Это имеет свои плюсы и минусы. Сильные стороны «Шарлот»: она добрая, милая, мягкая, порядочная, верный друг. У нее есть свои идеалы (правда, зачастую наивные), веру в которые она не теряет, и своя система ценностей, за которой она следует. Минусы: инфантилизм, излишняя требовательность и оценочное отношение к другим, эгоизм. А кроме того, полученное ей «правильное» воспитание формирует узость кругозора и мешает получению нового непривычного опыта, который мог бы быть полезным. Кто будет ее избранником? Так как она ждет «короля», то требования у нее завышенные. Как в анекдоте, это должен быть «мастер спорта полковник Чингачгук». При этом ориентируется «Шарлот» на внешние, а не внутренние качества: красавец, состоятельный, из хорошей семьи, образованный, с манерами, престижной работой… Если кандидат в мужья не соответствует хотя бы одному из пунктов, то вычеркивается из списка: так, Шарлот в сериале разрывает отношения сразу же, прямо в магазине, потому, что мужчина выбрал не тот сервиз, тем самым проявив плохой вкус… Поэтому задача, которая стоит перед «Шарлот»: повзрослеть и научиться принимать человека таким, какой он есть. Любить не за что-то, а просто так, и любовь мужчины не требовать, а принимать с благодарностью. Вот и Шарлот в сериале обрела свою любовь только тогда, когда с ней произошла эта внутренняя трансформация. Ее избранник оказался диаметрально противоположным шаблонному идеалу: рядовой адвокат, полноватый и лысоватый, зато с потрясающим чувством юмора, заботливый, умеющий любить. Но она, в соответствии со своим психотипом, начинает требовать: «Я столько для тебя сделала – женись на мне!» Он уходит и возвращается лишь тогда, когда она говорит: «Мне все равно – женишься ты на мне или нет. Я просто хочу быть с тобой». Об этом психотипе и об уроке, который он должен усвоить, говорят и сказки со следующей фабулой. Король в гневе отдает дочь-гордячку за путника (или свинопаса, кузнеца…). Смирившись со своей участью, она вдруг понимает, что любит мужа-простолюдина – и в этот миг он оборачивается правителем соседнего королевства… Сказка ложь, да в ней намек: «Шарлот» нужно не ждать прекрасного принца, а увидеть то хорошее, что есть в реальном мужчине, тогда он и станет для нее тем единственным… Другие известные кинообразы, относящиеся к этому психотипу: героини Ларисы Гузеевой в «Жестком романсе», Одри Хопборн в «Римских каникулах», принцесса в «Бременских музыкантах»…
Психотип «Саманта». Противоположность «Шарлот» — соблазнительница, роковая женщина. Притягивает внимание мужчин сексуальной одеждой, соблазняющим поведением и флюидами, которые никак изобразить нельзя – они или есть, или нет. У «Саманты» они есть. Сильные стороны: раскрепощенность, уверенность в своих силах, умение смотреть на жизнь без прикрас, называть вещи своими именами, знание – что она хочет, и умение добиться цели. Минусы: закрытость сердца, то есть нежелание устанавливать сердечную связь, так называемая интимофобия – а за этим стоит недоверие к мужчинам. Связано это с историей «Саманты». Не даром говорят, что «Циник – это уставший романтик». Сегодняшняя «Саманта» может получиться из вчерашней «Шарлот», если та будет ранена в сердце и разочаруется во всем и всех. Из одной крайности (полное доверие) она перейдет в другую (абсолютное недоверие). Сформировать «Саманту» может ее отец, если испытывает к ней бессознательное инцестуозное влечение. Особенно часто это бывает в семьях, где муж сексуально неудовлетворен. В этом случае он скрыто соблазняет дочь, сбрасывая таким образом напряжение. Например, «не замечая», что «девочка созрела», продолжает физически ласкать ее, как это было в детстве. Так, одна моя клиентка вспоминала, как отец пытался зайти в ванну, когда она была голой, со словами: «Ну я же купал тебя в детстве – что я там не видел!» А клиентка на тот момент уже училась в институте… Также отец может при совместном просмотре ТВ отпускать комментарии, которые дочери не подобает слышать из уст отца: «Вау! Какие буфера!» Или из всех качеств дочери постоянно подчеркивать именно сексуальность: «От нее мужики будут с ума сходить!» Но «Саманта» может сформироваться и во взрослости, если почувствует себя преданной мужчиной. Ну, как если бы Татьяна обиделась на Онегина и уехала в Париж делать карьеру куртизанки… Подобная история произошла с киношной Самантой: некогда ее бросил мужчина, которого она любила, и с тех пор она боится серьезных отношений. Задача «Саманты»: научиться доверию, открыть сердце для отношений. Это и произошло с героиней сериала. В нее влюбляется молодой человек, который становится преданным другом. Сперва Саманта не доверяет ему: они идут по улице, он хочет взять ее за руку, но она так пугается, что, отскочив, даже травмирует ногу – и тут уже вынужденно принимает приглашение опереться на него. И постепенно ее друг завоевывает доверие: вместе они проходят через ее тяжелую болезнь… Другой кинообраз, ярко представляющий этот психотип: героиня «Основного инстинкта».
Психотип «Миранда». Если два предыдущие психотипа живут отношениями («Шарлот» романтическими, «Саманта» сексуальными), то для женщины-«Миранды» на первое место ставится работа. И у этого психотипа, и собственно у киношной Миранды плохие отношения с матерью. А именно в контакте с матерью развиваются наши эмоции. Поэтому чувства «Миранды» закрыты, и живет она головой. Это и плюс, и минус. Она рассудительна, рациональна, ответственна, дисциплинирована. Но при этом боится чувств – своих и чужих, убегает в работу и недооценивает себя как женщину (в одной из серий Миранда удивляется: «На мне старая футболка, а он назвал меня привлекательной!»). «Миранду» отличает деловой или спортивный стиль одежды. Внешне она никак не подчеркивает свою женственность — напротив, стремится спрятать ее, становясь асексуальной или мужеподобной: брючный костюм, галстук… Этот психотип формируют холодные, требовательные родители. «Миранда» часто — нежеланный ребенок, который воспринимается как помеха. Нередко семья ждала мальчика и была разочарована появлениям девочки. Родители не приняли дочь, не дали тепло, не увидели в ней маленькую женщину. Если они и уделяли ей внимание, то речь шла об учебе, секциях… И они требовали от дочери успехов: медаль, красный диплом… Конечно, дочь стремилась соответствовать их ожиданиям, чтобы хотя бы так получить немного любви. Поэтому и во взрослости «Миранда» продолжает эту гонку за достижениями, нередко достигая карьерных высот – так она компенсирует нехватку любви… «Миранда» — отвергнутая дочь, поэтому и в личной жизни она постоянно или отвергаема мужчиной, или отвергает его сама. Ее сердце закрыто, и проявления чувств другими людьми она тоже не допускает. Так, киношная Миранда воспринимает сентиментальность мужчины как слабость. Задача «Миранды» — раскрыть свои чувства, научиться слышать свое сердце и доверять ему, позволять себе выражать чувства. Именно так Миранда в сериале обретает любовь: долгое время она страдает от безответной (как ей кажется) любви, пытаясь заменить эмоциональную связь то едой, то сериалами… Наконец, не выдержав, импульсвно признается в любви – и узнает, что она тоже любима… С кем себя видит «Миранда»? Да ни с кем – зачастую именно «Миранды» объявляют институт брака «пережитком прошлого» и отказываются от семьи. Либо их избранник – своего рода «деловой партнер», с которым удобно идти по жизни (например, открыть семейный бизнес), и он так же холоден, как и сама «Миранда». В действительности же ей нужен «свой парень» — принимающий, сердечный, не требовательный. Мужчина, нацеленный на семью, а не карьеру. Он помогает «Миранде» избавиться от излишней требовательности и открыть сердце. В кинематографе тот тип также представлен образом Сандры Балок в фильме «Мисс Конгениальность». «Отечественный аналог» — героиня «Служебного романа».
Психотип «Кэрри». Она рефлексивна, аналитична, имеет глубокий взгляд на жизнь, порой парадоксальный. Это ее сила и слабость одновременно: она смотреть вглубь вещей, но при этом порой усложняет себе жизнь. Ей нужно научиться относиться к жизни проще и иногда просто радоваться, ни о чем не думая. Привлекательная, умная, социально-успешная, женщина, относящаяся к этому психотипу, в личной жизни находится в вечном поиске: она или одна, либо же партнеры часто сменяют друг друга. Это связано с ее отцом и детством. Девочка или растет без папы (как это и произошло с киношной Кэрри), или отношения с ним нарушены (он по каким-то причинам не принял дочь). В результате у «Кэрри» есть нехватка мужского внимания, стремление к мужчине – но при этом неумение сделать правильный выбор и простроить отношения, так как сценария здоровых отношений нет. Бессознательно она ищет отца, ей могут нравиться мужчины старше нее, состоявшиеся, но дистатнтные и отвергающие (это воспроизводит ее детскую ситуацию с отцом). Нередко она идеализирует мужчину, а затем разочаровывается – так и Кэрри в начале сериала встречает «мужчину мечты», как она его называет, а затем страдает. Задача «Кэрри» — сосредоточиться не на поиске идеального партнера, а найти себя. Тогда и отношения с мужчиной нормализуются. Так и происходит: в конце сериала Кэрри окончательно запутывается, она в чужой стране, без подруг, с мужчиной, в котором она не уверена… Она даже теряет талисман — цепочку со своим именем. Такая вот символическая потеря себя во всех смыслах. И, найдя цепочку (символически: себя), поняв, что же она хочет, Кэрри обретает вторую половинку… «Кэрри» в отечественном кинематографе – героиня фильма «В ожидании чуда».
источник https://solirina.ru/materialy/stati/vzglyad-vnutr-sebya/155-seks-v-bolshom-gorode Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|