|
Психология чакр. Из Анахаты в Сахасрару. Часть 2.Автор статьи: Полотнянко Анастасия Николаевна
Продолжим наше исследование движения Кундалини. Вообще Кундалини – это отпечаток Космической Шакти, Творящей энергии в человеческом теле. Можно сказать, что это след духа на материале. В человеке эта творящая сила располагается в тазу, в том месте тела, где производится вода, еда и дети. Считается, что она спит внутри тела. И эта творящая сила в наших чреслах идентична творящей энергии Космоса, но загрязнена телесной эмоциональностью. Задача йога – поднять Кундалини вверх, сначала к сердцу, потом к голове. Это значит понять Кундалини вначале эмоционально, затем когнитивно. Анахата (переводится как «безударная») проецируется на середину грудины. Название чакры – «безударная», говорит медитирующему, на чем сосредотачиваться. Анахата – это не та, что стучит за грудиной, он глубже, тоньше и не стучит. Цвет зеленый, стихия Ветер. Биджа-мантра Йам. Здесь циркулирует Вьяна-прана, ее движение изнутри кнаружи. Зеленый – это любимый цвет Магомета. В зеленую рясу одевается священник на Духов день. Это цвет Любви в ее возвышенном аспекте. В Анахате живет Любовь, Нежность, Благодарность. Достигнуть Анахаты значит сгореть в огне своих страстей и научится прощать. Здесь же находится Баналингам, символизирующий творящую энергию Любви. Согласно ведическим представлениям Душа, Дживатма находится в сердце, месте Анахаты. Средоточие человеческой самости помещается, таким образом, не в голову, а сердце. Я как то изучала тексты по йоге и наткнулась на интересную мысль. Мы все медитируем неправильно. А нужно медитировать из сердца. Так говорят древние сказания. Нам же сложно представить, что значит медитировать из сердца. Не на сердце, а из сердца. Интересна также мантра сердечной чакры — Йам. Она удивительно близка к русскому Я, английскому " I (ай)", итальянскому "io( йо)",французскому "je (же) и другим.Повторяя ее адепт старается утвердить свою самость, свое Я в точке сердца. Постичь Анахату значит постичь свою эмоциональную природу, но не грубую страстную эмоциональность, а способность испытывать возвышенные чувства. Это способность поместить себя в сердце, мыслить и действовать из сердца, а не от живота. Я говорю, от живота, а не от головы, хотя это могло показаться более закономерным. Ведь противопоставляют же рациональность эмоциональности. Но чаще оказывается, что видимая рациональность – это просто недостаток Любви, то есть застой в Манипуре. Потому что высшие чакры проявляют себя Мудростью, а отнюдь не формальным рационализмом. Подобно тому как от сердца отходят сосуды с циркулирующей кровью, так и от Анахаты идет прана Вьяна, которая ощущается как исходящее тепло, как телесное, так и эмоциональное. Эта ловушка Анахаты-чакры – возможность рассеять себя, потерять в любви к другим и никак не продвинуться в самореализации. На самом деле Анахата – это серьезная преграда в психологическом развитии. Слишком сильная ненависть мешает проявиться любви. В итоге человек только достигает Анахаты, и сразу скатывается в зависть или ревность. Как известно любовь и ненависть неразлучны. Сегодня мы влюблены, завтра проклинаем. Так вот постичь Анахату значит научиться растворять ненависть в эмоции добра. В историческом плане Анахату можно толковать как этап появления мировых религий Любви. Хотя сейчас мы находимся в постоянном колебании между любовью и войной, как и индивидуальный человек в своей жизненной истории. Весь мир балансирует между Манипурой и Анахатой, как мне кажется. В индивидуальном развитии ребенка Анахата приходится на заключительный этап нормальной Эдиповой фазы. Когда ребенок отказывается от своих агрессивных побуждений и начинает любить родителей и испытывать благодарность. До этого момента ребенок не любит. Любят ребенка. Если же ребенка любят недостаточно, то накопившаяся обида и ненависть не дают ему покинуть Манипуру и закончить свое эмоциональное развитие. Действительно, на Анахате можно было бы закончить. Ведь человек Анахаты, сильный, смелый,добрый, динамичный, творческий, способный любить, давать, свободный от страстей и природно сексуальный – это идеальная цель любой психотерапии. В буддизме высшие чакры – это место существования тел Будды. Будда здесь понимается, как «просветленный человек». Анахата – это место Нирманакайи, феноменального, то есть обыденного тела Будды. Например, Далай Лама – это Нирманакайя. И если Далай Лама признается достигшим лишь Анахаты, то что говорить о простых людях. Анахатой мы только грезим. Но путешествие по чакрам имеет более серьезный мотив, чем простая адаптация к жизненным реалиям. Конечная цель – распутать все нейронные сети и освободить Дух из тела. Поэтому увлеченный йог следует дальше, в зону Эфира. Как это видно, процесс извлечения духа из тела оказывается обратным процессу погружения: творение идет от стихии Эфира к Земле, а Кундалини двигается в противоположную сторону. Вишудха (переводится «очищенная») проецируется на центр горла. Цвет голубой, элемент Эфир, биджа-мантра Хам. На мой взгляд, Вишудха – это не обыденное состояние, поэтому уже ее не так просто понять. Каждая последующая чакра еще более сложна для психологического понимания. Итак, она «очищенная». В процессе движения Кундалини постоянно очищается. В Вишудхе она очищается даже от любви. Предположим, страсти перегорают в топке Манипуры, пепел вздымается ветром вверх и оседает на Анахате. Это наши печали, боли, разочарования. Ветер Анахаты постепенно развеивает весь пепел и сам утихает, потому что нечего больше веять. Так получается Вишудха, чистый Эфир, пустое пространство. Это очень тонкий этап творения. Чтобы понять, что такое эфир или Аакаша, представьте, что из места, где вы находитесь, вынесли всю мебель, стены, даже выкачали воздух и фотоны света. То, что останется, это Аакаша, пространство, которое можно заполнить. Это просто сетка координат. Аакаша обычно понимается, как Чидакаша, пространство разума или Читты. Единственное качество Аакаша – это звук. Таким образом, постижение Аакаша означает овладение первичным звуком, который обладает силой творить мир. То есть сознание Вишудхи знает, что нет разницы в пространстве ума и пространстве снаружи. Конечно, современная физика близка к такой трактовке, но все же это слишком необычно для нашего понимания. В коллективном смысле, мы фазы Вишудхи еще не достигли. В этой чакре циркулирует Прана-вайю, это первичная прана, идентичная Пране космоса. Апана, самана и вьяна поддерживают функции тела, Удана (она же Кундалини ) поднимается вверх в результате их слаженного действия. Прана заставляет делать вдох, приносит в психику восприятия органов чувств, эмоции и идеи. Это тот ветер, который приносит мысли в момент вдоха. В том числе мысли космического плана. Что же произойдет, если Кундалини-Удана, достигнет зоны горла? Она может быть выговорена или выдохнута. Говорят, что контролирующий Вишудху обладает особым красноречием. «Ком в горле» - это частый психосоматический симптом. Обычно его понимают, как «проглоченную обиду» или «ком невыплаканных слез». С точки зрения динамики Кундалини это блок между Анахатой и Вишудхой. Подобно тому, как боль и тоска на сердце – это побочные продукты ненависти Манипуры, так и ком в горле – это пережиток «сердечных ран». Чтобы поднять Кундалини выше адепт повторяет мантру Хам. Эта мантра разогревает, придает огня и сосредотачивает. Огромным усилием йог достигает Аджня чакры. Аджня (переводится «власть, команда») находится между бровей. Часто ее проецируют как ось от третьего глаза до затылка. Цвет синий, биджа мантра Ом. Точка пересечения основных энегретических каналов: Сушумны, Иды и Пингалы. Обитель Бинду и вместилище Буддхи. На мой взгляд, пытаясь понять Аджню психологически, мы неизбежно попадаем в область метафизики. Слишком уж предмет далек от нашего обыденного опыта. Но в метафизике есть интересные корреляты с современной физикой. Бинду значит «точка или капля». Это специальная констелляция Творческой Силы, этакий аппарат для непосредственного творения. Бинду – это корень всего сущего, она содержит Шунью, Пустоту. Говоря современным языком, Бинду – это абсолютная точка, которая не имеет размера, находится вне времени и пространства. Эта точка способна разворачиваться в бесконечность. Если в Вишудхе мы наблюдали пустую координатную сетку, то в Аджне мы находим точку из которой эта система координат разворачивается. В Бинду сходятся ноль и бесконечность. Интересно, что Бинду еще и «бинду-васага», то есть капля. Капля за каплей нектар теменной Сахасрары сочится и падает на Аджню, производя Бинду. В этой метафоре сильно заметна квантовая динамика, энергия освобождается квантами. В Аджне мы снова находим Лингам, который называется «Итар», то есть другой. Слово «Лингам» имеет много значений в зависимости от контекста. Это метка, знак, доказательство, результат или фаллос. Под Лингамом обычно понимают Творческую энергию, дух. Он всегда изображается вместе с йони, маткой, материей, означающей порождающую силу, которая может быть активизирована только творческой энергией Лингама. Йонилингам – это символическое обозначение ключевого условия любого творческого процесса. Продвигаясь по чакрам. мы находим три лингама. В Муладхаре находится Свайамбху-лингам, "Лингам,каков он есть". Это творческая энергия инстинктивной Природы. В Анахате он проявляется, как Баналингам, творческая сила Любви. И наконец в Аджне он выступает как Итаралингам. Что же значит тот факт, что здесь Лингам «другой»? Скорее всего это указывает на запредельность, отличность от всего проявленного и невозможность постижения посредством органов чувств. Эта такая энергия, природа которой очень отлична от природы тела или эмоций. Итарлингам – это творческая сила Духа,Буддхи. Буддхи иногда переводят как «разум или сознание». Это тонкая ткань наших умственных процессов. Буддхи – это материя наших мыслей, образов и чувств. Буддхи динамичен, в нем творческая и порождающая сила находятся во взаимодействии. Согласно индуистским представлениям буддхи трансфомиуется и порождает Аханкару, принцип индивидуальности, индрии, психологические предпосылки для восприятия и движения и манас, своего рода конденсатор-переключатель для деятельности индрий. Все это находится в Аджне и практикующий йог надеется выпутаться из тела, созерцая эту динамику. Задача понять, как же капля Бинду превращается в мир. Как видите, сознание Аджня-чакры очень необычно. Хотя мы можем представить себе практика, отстраненно наблюдающего за ходом своих мыслей и чувств. Но это, скорее всего, предыдущая Вишудха. В Аджне наблюдение, наблюдающий и наблюдаемое становятся одним и тем же. Это своего рода Муладхара наоборот: внизу, в самом начале развития, Я неотличимо от Природы, инстинкта, грубой материи. А наверху в Аджне оно опять таки перемешано, но теперь Я неотличимо от тонкой материи Пракрити. Но йог знает, что это не предел. Ему осталось выделить чистое сознание из этой достаточно эфемерной субстанции. Повторяя Ом и многократно задерживая дыхание, практик пытается пробиться в Сахасрару. Сахасрара (переводится «тысячелепестковая») не относится к телесному плану и проецируется где-то над теменем. Цвет фиолетовый. Биджа-мантра Ом. Но это не тот звук, который произносит адепт, медитируя на Аджню. Здесь Ом – непроизносимый психический звук, таттва-шабда. От этих вибраций запускается процесс творения. Сахасрара находится не в человеке, а в Космосе. С точки зрения физики, это момент за секунду до большого взрыва. Пока еще ничего не существует в реальности, но все уже существует в возможности. В Сахасраре Шива,Творящее сознание находится в непрерывном единстве со своей Шакти, Творящей энергией. Есть известная метафора: Шива смотрит на Шакти и та начинает танцевать. Сознание запускает некие процессы в первоматерии и они ведут к появлению индивидуальных форм, подобных жестам и позам в танце. С современной точки зрения, Шакти – это первичная энергия-материя Большого взрыва. Сначала она проявляется как лучистая энергия, затем начинает остывать и обретает массу и форму. Затем Шива говорит: «Я это уже видел» и отворачивается. Шакти прекращает свой танец и, смутившись, исчезает. Этим описывается процесс Пралайи, схлопывания мира. С другой стороны, различив и узнав танец Шакти во всем сущем, адепт надеется разорвать узы духа и плоти и стать, наконец, бессмертным. Единственная аналогия, которая мне приходит в голову опять таки находится в сфере квантовой физики. Это постулат о том, что наблюдаемое не существует, пока нет наблюдателя. С одной стороны, это научный довод, а с другой стороны он совершенно не вписывается в нашу обычную картину мира. Так что, в историческом плане нам до Сахасрары еще очень далеко, а в индивидуальном формате сознание Сахасрары – это вещь вообще принципиально недостижимая. Это то что, существует до Большого взрыва, и еще раньше, до самого начального этапа творения. Даже такая глубокая вещь, как индийская философия не может сказать нам ничего внятного. Говорят, что это «ничто», или «не что-то». Это не обладает никакими качествами или атрибутами. Все что можно помыслить, мыслится в отрицательном ключе: это не то, не это и не вот это… В то же время это неизвестное понимается как истинный источник всего. Короче говоря, из Манипуры или даже Анахаты смысл высшей чакры Сахасрары видится очень туманно. Получается, что человек ограничен возможностями своей психики и для более глубоко понимания мира ему необходима еще определенная психическая эволюция. Сахасрара находится вне сферы чувственного или ментального восприятия, поэтому психологически непонятна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|