Сегодня многие психологи ведут блоги (ярчайший пример тому В17) и лишь единицы – видеоблог (хотя на нашем сайте такая возможность есть). Почему так происходит?
С биологической точки зрения наш мозг призван замечать изменения, поскольку в окружающей среде они повышают вероятность опасности. В определенных случаях это важно для выживания. Большинство из нас привыкли к стабильности и не любят перемены. Перемены = риск, опасность. Однако там есть и масса новых возможностей.
Например, наше отношение к дополненной реальности. Для многих это непривычно, неудобно, непонятно. И тут возникает гениальный ход – игра Pokemon Go, которая формирует психологическую готовность к использованию дополненной реальности в простом и удобном для использования виде.
На сегодняшний день создается больше контента, чем когда-либо прежде, и число цифровых доступных форматов растет: текст, видео, слайд-шоу, инфографика, лонгрид и т.д. В плане выражения и восприятия различных сигналов – вербальных и невербальных, видео является самым эффективным СМИ. Я задумалась над различием восприятия текстового и видеоконтента, какими достоинствами обладает тот или иной формат.
Поскольку нас инстинктивно привлекают стимулы, такие как движение, звук и человеческие лица, видео имеет ряд преимуществ перед текстом:
1. Видео в большей степени затрагивает эмоциональную сферу. При просмотре в мозгу зрителя активизируются «зеркальные нейроны», которые позволяют испытать (в несколько меньшей степени) поведение и ощущения людей на экране. Подобная активность мозга позволяет эмоционально вовлекаться в происходящее в гораздо большей степени, чем при чтении. А эмоции, как известно, являются главной движущей силой нашего поведения.
2. Более высокая скорость восприятия: наше внимание сегодня перегружено, видео экономит время и энергию (просмотр фильма, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем чтение книги). Поскольку во время информационного бума мы склонны минимизировать нагрузку на мозг, чтобы уделить внимание наиболее важному, видеоконтент, легко поддающийся восприятию, выходит на первый план.
3. Наглядность: есть ряд вещей, которые проще показать, чем описывать с помощью текста.
4. Видео вызывает доверие: наша психика устроена таким образом, что если мы видим что-то, а не читаем об этом, то мы склонны с большей вероятностью в это верить. Видя выступающего, мы понимаем, что имеем дело с реальным человеком. Чем больше схож выступающий с аудиторией, тем более правдоподобным будет его сообщение. Увеличивается фактор реалистичности, и информация воспринимается как убедительная.
5. Эффект присутствия и присоединения. Можно почувствовать себя связанным с темой, идеей, персонажами, создается иллюзия взаимодействия.
6. Эволюция мышления: визуальные эффекты в движении захватывают наше внимание и удерживают его, что способствует лучшему усвоению информации.
В свою очередь, текстовые материалы популярны в силу следующих причин:
1. Высокая активность мозга. Чтение (активный процесс) активизирует ментальные структуры, требует больших энергетических затрат и большей концентрации, чем просмотр видео (пассивный процесс). Формирующиеся навыки позволяют нам повышать концентрацию внимания и развить умение грамотно формулировать свои мысли.
2. Чтение позволяет выработать индивидуальный темп. Скорость вашего чтения может быть быстрее, чем темп речи выступающего. Или, наоборот, если информация сложная, требуется читать медленнее, вдумчивее, чтобы сконцентрироваться (в то время как в видео мы должны сделать паузу или перемотать).
3. Можно легко найти нужную информацию в тексте. Можно читать «по диагонали», если мы не заинтересованы в части сообщения (в видеоролике можно промотать не интересующую нас информацию, но мы рискуем пропустить что-то важное).
Так какой же формат лучше? Трудно сказать, любой из них побеждает в определенном случае и в определенной сфере. Каким бы полезным и популярным ни было видео, оно не сможет в полной мере заменить традиционный текстовый контент, как мне кажется.
Не думаю, что я откажусь от текстовых постов, но попробовать вести собственный видеоблог, пожалуй, стоит. А как вы думаете, уважаемые коллеги и читатели?
Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=10604