Созависимость. Механизм формирования и соло-методики для индивидуальной работы.

Зависимость от отношения (с) партнера(ом) (в близком приближении) и от людского мнения (в широком смысле) - иначе это можно назвать тенденцией к созависимости - является сложностью для большого числа людей.

Часто это фигурирует в прямых запросах при обращении за терапией, либо в туманных – «я вынужден играть роль, и не могу быть самим собой», «мне не хватает уверенности в чем-то, мне нужна поддержка», «я постоянно ревную партнера», «не складываются личные отношения, т.к. противоположная сторона утрачивает интерес, говорит о моем занудстве, и чрезмерной заботе», «я слишком опекаю своего ребенка и не могу ничего с этим сделать», «мне не хватает сил на что-то решиться», «я устала от того, что от меня все чего-то хотят», «на мне все ездят», «меня не воспринимают всерьез», «меня не любят»….этот список можно продолжить.

Знакомо?

Созависимость Механизм формирования и соло методики для индивидуальной работы

При первом взгляде на эти запросы, кажется, что суть в них разная, но на поверку оказывается, что, распутывая все эти ветви, мы выходим на один и тот же корень. И самое печальное, что плодами описанного метафорического дерева являются расставания, невозможность выстраивать здоровые отношения, боль, страх и тиражирование симптома из поколения в поколение.

В этой статье я предлагаю вам разобраться в сути феномена и, для сухого остатка, расскажу вам о 2-х «соло-версиях» методов работы с таким состоянием, как созависимость, из моего инструментария, которые можно использовать как дополнение к терапии.

В ряде статей, можно встретить описание механизма формирования созависимости как научение такой форме поведения в процессе воспитания ребенка. Но это только один путь, который может подкреплять уже существующий радикал, или создавать его с «0». А поскольку, до того, как ребенка начнут воспитывать – хронологически -  он рождается -  с от этой точки и начнем отсчет.

Чаще всего, после самого рождения, ребенка лишь на некоторое время прикладывают к матери, после чего он поступает в распоряжение медицинского персонала на разный срок  - Берт Хеллингер называет этот феномен буквально  - «прерванное движение к матери». Этот подход особенно присущ странам пост-советского пространства (вероятно ученым еще предстоит определить корреляцию между традициями родовспоможения и уровнем пассионарности народов).

Так вот, для ребенка это колоссальный стресс, смысл которого в том, что его отрывают от источника любви и позитивных эмоций (а едва ли медицинский персонал сможет дать ему равноценный эмоциональный заряд), разрушают чувство защищенности, поддержки, принятия к которому он стремится после того, как покидает привычное место обитания и проходит дискомфорт и давление родовых путей. Таким образом, первый контакт с миром формирует ощущение его враждебности, состояние нехватки любви, а следовательно страх ее потерять. Само по себе этого может быть уже достаточно для выработки коупинг-стратегий, направленных на нейтрализацию этого страха (отвержения) и формирование созависимого радикала – «я так боюсь, что мама/любовь/защита опять уйдут, что сольюсь с ней».

Тут уместно будет дать краткую характеристику созависимости – это зависимость от отношений, в основе которой глубинный страх быть отверженным. В диадных отношениях он создает направленность на слияние с партнером в виде стремления поглотить его, или раствориться в нем, постоянное требование любви и форм ее проявления (забота, ласка, признание, почести); либо – в межличностных отношениях – это зависимость от мнения окружающих, подстройка себя под социально-приемлемые клише (общество-то не поглотишь – несварение будет), отказ от собственного «Я», слияние с масками.

Что происходит дальше? А вот тут как раз и вступает в силу процесс воспитания, который может усугубить ситуацию. В случае, если у ребенка был отвергающий, «кастрирующий», тираничный родитель – ребенок учится покупать (заслуживать) любовь – благо систему купли-продажи чувств он усваивает быстро – т.к. именно в это время его пытаются встроить в рамки социально-приемлемого поведения -  воспитывать. И причинно-следственная связь выстраивается мгновенно – «если я соответствую – то получаю любовь». Подсознательно – это трансформируется в убеждение «я достоин любви, только если я - «маска»; мои интересы не главное; я – это то, что обо мне думают» - так чаще всего формируется форма созависимости – растворяться в другом – жить им.

Такая форма поведения свойственна для детей из деструктивных семей, вне зависимости от того, кто из родителей выполнял функцию эмоционального тирана. В общем, любое эмоциональное насилие склонно смещать фокус внимания на настроение и желания «насильника».

А что мешает разорвать порочный круг – страх. В нашем подсознании эмоции и события одинакового заряда группируются, в типовые кластеры. Т.е. все факты отвержения или непринятия накладываются на базовый страх сепарации, усиливая его и создавая иллюзию непереносимости боли в случае если разрыв произойдет, делая ее объемной и гипертрофированной. Т.е. следование неэффективной форме поведения субъективно воспринимается как меньшее зло, в сравнении с раздутым страхом потери контакта.

Но в этом есть и позитивный механизм, который нам пригодится при терапии – разбивая каждый такой осевший в сознании в виде воспоминаний факт (ячейку одного кластера) мы лишаем энергии весь кластер со всем его содержимым, в особенности, если начинаем работу с тем переживанием-воспоминанием, которое ощущается нами как самое заряженное.

Однако, продолжим. Может быть ситуация, когда родители манипулируют ребенком (двойные послания – например – сохранения маски доброжелательности при внутренних негативных эмоциях), когда один из родителей сам созависим, когда у родителей нет возможности уделять ребенку достаточно времени, внимания, когда они не проявляют необходимый объем чувств (или они эмоционально бедны). В этом случае, происходит тот же процесс усиления страхов, но вероятнее всего, ребенок дополнит стратегию их превозможения, описанную выше, вымоганием эмоций – что сформирует вектор поглощения объекта любви. Такое утверждение как «меня любят, если я приковываю к себе внимание, если меня бояться потерять, если я слаб» или «я должен постоянно контролировать сохранение напряжения контакта» - это конечно более сильная позиция с точки зрения ее влияния на другие сферы жизни, но она так же про вето на свои истинные эмоции, про маски и низкое качество жизни из-за постоянного страха потери.

В норме, став взрослым, на основе полученной от родителей любви, индивид формирует приятия самого себя, происходит сепарация от родителей, т.к. он становится самодостаточен, имеет представление о своем «Я», его границах, адекватную самооценку и достаточный заряд витальности - говоря фигурально - сам становится для себя родителем. В описанных выше случаях, процесса сепарации не происходит, или иначе говоря, он искажен, т.к. самодостаточности индивида не на чем сформироваться и, по сути, он ищет объект замещения, от которого бы мог получать недостающие эмоции, ресурсы и поддержку. Страх остаться одному, лишает его способности воспринимать себя как отдельную, самостоятельную единицу (слишком долго учился чувствовать и жить чужими эмоциями, что не знает про свои), в итоге он не осознает ни своих границ, ни чужих.

Взрослея, этот базовый опыт и страх сепарации, начинает подкрепляться неудавшимися любовными связями (т.к. выстроить гормоничные отношения у такого индивида как правило не получается). Что формируется в образное умозаключение «я не достоин любви» и/или «тот, кого я люблю должен непременно меня покинуть». А если такая установка у индивида есть – он будет неконтролируемо вести любые отношения к тому, чтобы подтвердить себе свое убеждение – т.е. к разрыву. Так и формируется клубок из страхов, надстроек их превозможения и выросших на них новых страхов.

Как же с этим работать? Имея представление о деталях расстройства, мы понимаем, как развязать этот узел. В основании этой «конструкции» находится непринятие себя и острая нехватка любви к себе (как я описал выше, взрослея, дефицит родительского принятия и любви трансформируется в отсутствие принятия себя и любви к себе, т.к. индивид становится сам себе родителем).

Т.е. при иной напрвленности терапии - с вышеописанным блоком целесообразно поработать. Использование «соло –методов» в качестве домашнего задания,окажет дополнительный терапевтический эффект,  при условии наличия мотивации к изменениям. Описание механизма методик я намерено опускаю, дабы не растягивать статью – все они не раз апробированы разными терапевтами и читатель, если заинтересуется, сможет самостоятельно углубить свои знания о них.

В первую очередь начинаем работать с принятием себя и проработкой рекактивных страхов и тревоги, потому что устойчивость этих блоков может осложнить работу с убеждениями.

Т.к. индивидуальная история может быть разной и содержать неодинаковое количество травмирующих, подтверждающих базовый страх событий – лучше начать с проработки негативных переживаний.

Десенсибилизация и переработка движением глаз Ф. Шапиро. Предлагается к использованию для лишения эмоционального заряда воспоминаний утраты и сепарации, снижения страха относительно несоответствия мнению партнера и его возможной утраты.

  1. Вспомните неприятное переживание (воспоминание), от которого хотите избавиться, и оцените по шкале от 0 до 10-ти (где «0» — полное безразличие, а «10» — максимально возможное интенсивное переживание) насколько оно вас беспокоит. Все что выше 3 балов – целесообразно прорабоать. Но начинаем мы с самой эмоционально заряженной ситуации-переживания.

В нашем случае, это будут воспоминания (или представление возможной утраты, которые могут вызвать страх) утраты отношений с партнером, одиночества, ощущение ненужности, покинутости, чувство ревности по отношению к партнеру. Возможно, ситуации расставания с родителем, или случаи дефицита его признания или любви. 

  1. Ощутите в своем теле это переживание. Ощутите где именно вы испытываете неприятные ощущения, представьте на что они похожи.
  2. Вспомните (по возможности) слова или звуки, которые сопровождали вас в момент образования этого переживания.
  3. Представьте, наблюдая за ощущениями в своем теле, какое изображение («картинка» ситуации) встает перед вашими глазами, когда вы ощущаете свое переживание.
  4. Удерживая эту картинку перед внутренним взором (как если бы она проецировалась на экран перед вами), выставьте перед собой руку (если устанет одна, ее можно поменять на другую) с ладонью, сжатой в кулак и отведенным вверх большим пальцем.
  5. Сфокусируйте зрение на ногте большого пальца и начните движение рукой, все время продолжая удерживать на воображаемом экране картинку травмирующей ситуации (относительно вашего зрения палец находится перед картинкой).
  6. Во время движения руки вы, удерживая картинку, следите глазами за ногтем большого пальца (не поворачивая головы)
  7. Диапазон крайних точек руки такой – чтобы вы не поворачивая головы и не напрягая глаз могли следить за пальцем (90 градусов). Частота прохождения пальца через крайние точки 1-2с. Продолжительность одного упражнения (фигуры) 25 движений или 30 с-1 минута. После каждого упражнения сделайте глубокий вдох-выдох.
  8. Упражнение 1. Движения на уровне глаз право-лево.
  9. Упражнение 2. Рисуем круг.
  10. Упражнение 3. Рисуем знак бесконечности.
  11. Прокручиваем ситуацию до того времени пока степень ее напряженности не снизится до 0-2 баллов.
  12. После этого попробуйте представить, какая еще картинка  возникает у вас перед глазами, когда вы думаете о том, что вы недостойны любви, что любимый человек вас покинет, или о том, что вам нахватало любви в детстве. Если это образ (воспоминание) вызывает эмоциональный заряд более чем на 3 балла по 10-тибальной шкале – его необходимо проработать с помощью техники.

После того, как мы расчистили дорогу к себе, и можем по ней идти, не впадая в оцепенение от страха, целесообразно провести медитацию-транс на принятие себя (или своего внутреннего ребенка) предложенную Бертом Хеллингером.Поскольку речь идет о работе со взрослым (который уже хотябы частично сепарировался от родителей и символически стал сам себе родителем), то в сюжете медитации-транса взрослый будет символически принимать свою субличность ребенка, а не проигрывать воображаемые сцены принятия его со стороны родителей.

Поскольку четко следовать содержанию медитации самостоятельно очень сложно – могут вторгнуться отвлекающие мысли – лучше прочитать текст медитации медленно и спокойно и записать его на аудио. А потом уже проводить транс во время воспроизведения аудиозаписи текста. Это упражнение желательно провести не менее 3-х раз в течение недели.

Медитация. Инструкция.

Начинаем с расслабления. Примите удобную позу, лучше всего, если вы ляжете на кровать. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового теплого моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатывают одна за другой, тихо шуршат по песку... Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве – в три, четыре, пять лет... Если это сложно сделать, перед медитацией загляните в старый альбом – просмотрите свои детские фотографии.

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится? В чем он нуждается, какое у него настроение, рад ли он вам, какие у него желания, какие чувства он подавляет или не выражает, что он хочет, что ему необходимо. Дайте ему максимально то, в чем он нуждается сейчас, искренне выразите ему любовь, нежность, поддержку. Разрешите ему проявить свои чувства, желания.  Поделайте вместе то, что он хочет, почувствуйте его желания, искренне проявите любовь, заботу и поддержку к нему. Потом скажите своему внутреннему ребенку: «Я - это ты, ты - это я. Ты всегда в моем сердце, мы никогда не расстанемся. Я тебя никогда не покину, я всегда тебя буду защищать, ты всегда будешь со мной». Окружите его надежной и прочной любовью и скажите ему, что он теперь всегда с вами, вы никогда не бросите его.

Скажите ему: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

Если можете, посидите рядом, возьмите к себе на колени и обнимите его. Если он готов, то примите его в себя. Скажите ему: "ты можешь войти в меня и занять то пространство какое тебе нужно".

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенен (совершенна). Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью.

С этого можно начать, для того, чтобы прояснить индивидуальную картину расстройства. Иногда уже этого бывает достаточно, но чаще всего впереди вас ждет работа с подбором новых стратегий рационализации и поведения, позитивных подкреплений и развития ассертивности (уверенности). Так или иначе, понимая механику происходящего, вам будет проще подобрать нужный ключ.



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь