Психологические особенности супружеского кризиса в позднем браке

В последние десятилетия отношение общества к браку изменилось. В 2013 году БЕЛТА со ссылкой на Национальный статистический комитет опубликовало данные, в которых отмечается, что с начала XXI века претерпел изменения средний возраст вступления в брак. Если в 2000 году впервые вступали в брак женщины в среднем в возрасте 22,8 года, мужчины – 25 лет, то в 2013-м эти показатели составили для женщин – 25 лет, для мужчин — 27,1 года. В описании к представленным данным отмечается, что данная тенденция характерна для многих европейских государств. В Республике Беларусь и средний возраст матери при рождении первого ребенка увеличился с 23,3 лет в 2000 году до 25,4 года в 2013.

Средние показатели – это медиана, соответственно есть и крайние значения. Иными словами, существуют так называемые ранние и поздние браки. Под ранними браками принято понимать союз молодых людей, не достигших социальной, экономической и психологической зрелости. В нашей статье под поздним первым браком мы будем понимать официально зарегистрированный союз мужчины и женщины, вступивших в брак впервые после 35 лет, не имевших предыдущих браков и детей. Подобные браки описаны в психологии в меньшей степени. Тенденции к позднему вступлению в брак способствует ряд причин. «Выбор времени таких социальных действий, как брак, рождение и воспитание детей, выбор карьеры, широко варьируют у разных людей и культур» [5, с. 561]. Во взрослости присутствуют финансовая стабильность, высокая мотивация именно на создание семьи, в отличие от юности, где нередки мотивы самореализации за счет кого-то, демонстрации идеи любви, легализации сексуальных отношений. В зрелом браке повышается вероятность, что он будет единственным, появляется желание отдавать, тратиться на кого-то. В обществе нет строгих моральных правил на счет сожительства, поэтому отсутствует острая необходимость заключать брак для удовлетворения сексуальных потребностей, избегания одиночества или отделения от родительской семьи. Приходящие на консультации клиенты рассказывают об опыте жизни в таких отношениях от 3 до 7 лет. Обычно инициатором изменений в статусе отношений является женщина. И тогда отношения переживают кризис, заканчивающийся браком или расставанием. Правда реакция на это событие имеет половую дифференциацию: мужчины чаще всего воспринимают его как появляющиеся новые возможности, а женщины – как развод и гибель возможностей и надежд.

Современные супруги, вступившие в брак в 35-40 лет это те люди, подростково-юношеский возраст которых пришелся на распад Советского Союза и последовавшую за этим событием эпоху перемен. Время, когда многие юноши ввязывались в сомнительные финансовые предприятия, «зарабатывали» бандитизмом или не могли найти себе место в жизни и профессии. По воспоминаниям современных мужчин и женщин за 35 лет – почти в каждом классе был парень, который отбывал наказание в исправительных учреждениях, был вынужден скрываться или погиб. Подобная ситуация серьезно повлияла на создание семей и рождение детей. Это поколение либо сразу создавало семью, как оплот радости в этом неспокойном мире, с желанием доказать, что еще есть высшие ценности и не все утрачено, что можно и нужно сражаться с кризисом идей и ценностей. Либо приходило к браку позднее, когда построена карьера, восстановлена вера в безопасность мира и собственные силы, произошло переосмысление приоритетов.

Есть еще одна категория поздних браков, не являющаяся предметом нашей статьи, это поздний брак верующих людей. В нее входят те, кто был женат или замужем, разведен и вступает в брак уже согласно своей вере, либо искал партнера исключительно внутри своей конфессии или духовного братства. Иными словами, поздний брак может являться сознательным выбором личности, а может случиться потому, что не были решены возрастные задачи предыдущих этапов развития в силу травмирующих (кризисных) или тормозящих событий в обществе или на жизненном пути человека.

Первые поздние браки становятся феноменом современности. Супруги в них так же, как и в любых других видах брака, нуждаются в информационной поддержке и социально-психологическом сопровождении. И тут есть ряд теоретико-прикладных вопросов. В психологии развития нет единого подхода к периодизации периода взрослости. Единство достигнуто в основном в понимании примерных границ данного периода, но даже деление его на раннюю, среднюю и позднюю взрослость варьирует у разных авторов. Рассматриваемый возраст специфичен тем, что, в отличие от предыдущих этапов онтогенеза, «изменения в мышлении, личности и поведении взрослых значительно меньше зависят от специфических биологических изменений, чем от личностных, социальных и культурных воздействий или событий. Отличительным признаком зрелости является способность реагировать на изменения и приспосабливаться к новым условиям. Позитивное разрешение противоречий и проблем является основой зрелой взрослой деятельности» [5, с. 561]. Ниже мы рассмотрим периоды ранней и средней взрослости.

Характеристики взрослости определяются социумом в категориях принимаемых личностью семейных и профессиональных ролей и статусов. Вслед за Г. Крайг мы можем говорить о смене в наше время возрастных часов и социальных норм. В индивидуальный жизненный путь взрослого человека вплетаются события, составляющие его собственный, уникальный жизненный опыт, находящийся, вместе с тем, в связи с исторической эпохой, в которой он живет.

На индивидуальном уровне супруги, у которых поздний брак первый – зрелые люди, у которых сформировано свое представление о жизни. Они отличаются осознанностью поступков, и отсутствием ярко выраженных романтических ожиданий в отношении партнера. Если время вступления в брак приходится на период ранней взрослости, каждый из них, согласно Э. Эриксону, призван пережить кризис интимности-изоляции. Результатом эффективного итога данного кризиса является упрочение личностной идентичности и способности создавать близкие отношения с другим человеком без потери собственной уникальности. В средней взрослости важной задачей является прохождение кризиса перехода к генеративности или поглощенность собой и стагнация. Чтобы преодолеть чувство неудовлетворенности жизнью, перестать обесценивать свои достижения, либо не останавливаться в постановке и реализации целей, человеку необходимо реализовывать свой творческий потенциал в профессиональном плане и в рамках общественно значимой деятельности, в создании собственной семьи и заботе о последующем поколении. На данном этапе, по К.Г. Юнгу, личность занята поиском или пересмотром смысла собственного существования.

На микросистемном уровне (нуклеарная семья) супругов ожидают кризисы и задачи нормативного кризиса первого года жизни (в нашей статье мы возьмем его для рассмотрения). Специфика данных пар состоит в том, что они находятся на той стадии жизненного цикла, которая предполагает освоение новой роли мужа или жены (невестки, зятя – на макросистемном уровне (расширенной семьи), матери и отца при наличии собственных стареющих родителей. Нормативные жизненные события переживаются позже, чем у большинства сверстников, что может порождать, с одной стороны, субъективное ощущение молодости и видение перспектив и больших возможностей впереди. С другой – мысли об упущенном времени и утраченных возможностях, несоответствии социальным нормам и страхе «не успеть». Стереотипы в обществе и в них самих сильны. Женщину, рожающую первого ребенка в данном возрасте скорее всего назовут «старородящей». Знакомые могут транслировать идею о том, что жизнь перешла половину и скоро будет закончена. Родители, если они еще живы, могут выразить беспокойство о том, кто же «поднимет» их внуков, ведь дети и сами уже «в возрасте».

Попробуем разобраться, на примере функций семьи и кризиса первого года официальной совместной жизни, где же поздний брак имеет свои плюсы, а где супругам придется столкнуться с рядом непростых вопросов и затруднений. Первый год совместной жизни, независимо от возраста супругов, предполагает «решение проблем, связанных с установлением оптимальной психологической дистанции», а также «молодым супругам необходимо распределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейной иерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности, согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу» [6, с. 40]. Переживание семейного кризиса уникально для каждой семейной системы в том смысле, что не всякая супружеская пара остро переживает кризис и не все его признаки могут иметь место в конкретном случае. Период «снятия масок» в позднем браке проходит обычно легче, чем в молодых семьях, поскольку взрослые супруги имеют более реалистичный взгляд на другого человека. В случае, если этот брак был очень ожидаемым в течение многих лет, то могут быть завышенные ожидания от него, что порождает напряженность после деидеализации долгожданной и в красках придуманной совместной жизни. Происходят «страшные открытия» относительно привычек и пристрастий, реальных убеждений партнера. На смену романтике и новизне обычно приходят монотонность и однообразие [7]. Пережить данный кризис позволяет, как уже упоминалось, реалистичный взгляд на жизнь и партнера. В случае, если супруги обеспечивают развлекательно-рекреативную функцию, организовывая совместные (или индивидуальные: встречи с подругами, поездки с друзьями на футбольный матч и проч.) развлечения и досуг, то данный период пара так же способна пройти с наименьшими признаками кризиса. Как видим, в позднем браке, при общей положительной социальной ситуации, все же присутствуют опасные для целостности семьи тенденции.

Установление оптимальной психологической дистанции внутри семьи и внешних границ в поздних браках имеет характеристики, присущие молодым семьям, но и обладает спецификой. Положительным фактором для семьи является то, что взрослые люди имеют сложившиеся характеры и, в целом, обладают умениями в поддержании границ собственного Я и способов коммуникации с окружающими, то есть эффективно и свободно функционируют на уровнях Я и Я, Я и Другие. В большинстве случаев брак заключается в результате сознательного и взвешенного выбора, что является залогом установления прочных партнерских отношений. Обычно взрослый человек уже умеет быть один и вступает в брак не столько для избегания одиночества, сколько потому, что хочет тратить накопленные ресурсы: эмоциональное тепло, заботу, интересы, знания, финансы (вспомним задачу: генеративность-стагнация). Вместе с тем, упомянутый выше индивидуальный кризис интимности – изоляции у супругов может совпадать с задачей установления эмоциональной связи между ними с сохранением контактов с расширенной семьей (эмоциональная функция семьи). В данном случае эти параллельные явления могут либо облегчать, либо усложнять названную задачу. Названные процессы могут принимать причудливую форму. Так, одна клиентка жаловалась, что не может спать, поскольку рядом ночью лежит муж. Она просто физически не привыкла, чтобы рядом кто-то был. Ей даже на какое-то время приходилось уезжать на свою квартиру, чтобы восстановить внутренние и внешние границы и побыть одной.

Фактором риска так же будет являться ригидность и уверенность в исключительности собственного мнения, правильности позиции у супругов, поскольку в семье предполагается иерархичность, распределение ролей и обязанностей. Часто употребляемая фраза «не сошлись характерами» отражает опасное для позднего брака место, ведь за прошлые годы сложились привычки, устои, система ценностей, мировоззрение, которые менять не хочется, либо нецелесообразно. Мужчина и женщина привыкли к одиночеству, к самостоятельности и независимости, им теперь представляется сложным перераспределить власть над своей жизнью, доверить ее другому человеку, а также взять ответственность за партнера, выполнять роль мужа или жены. В данном случае на успешность в установлении договоренностей влияют не только опыт родительских семей каждого супруга, но и индивидуальный жизненный стиль, сложившийся на основе жизненного опыта, а также предыдущих отношений. Вместе с тем, положительной чертой взрослых браков является определенная свобода, присущая взрослому, которая идет в паре с ответственностью и умением договариваться. Человек свободен в принятии решений, но и готов принимать их последствия, а также уважать свободу и право выбора другого. Немаловажным фактором является обычно сложившаяся к этому времени карьера, что не требует сильных жертв с чьей-то стороны, хотя тоже предполагает договоренность. Выполняя хозяйственно-бытовую функцию такие семьи чаще всего действуют по принципу «кто видит проблему, тот ее и решает», независимо от того, чья сфера ответственности здесь предполагается. Клиентка рассказывала, что приготовление пищи считает своей обязанностью и радостью, но если она приходит поздно с работы – муж всегда приготовит ужин, что позволяет ей чувствовать себя любимой и еще больше уважать его и испытывать нежность.

Сексуально-эротическая функция обеспечивает удовлетворение сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение ее членов [1]. Сексуальная жизнь во взрослости обычно имеет ряд преимуществ. Каждый супруг имеет опыт во взаимоотношениях с противоположным полом и не стремится изменить другого, понимая специфику мужественности и женственности. Зрелая сексуальность представлена пониманием собственных потребностей и потребностей партнера, умением их удовлетворять. Вместе с тем, различия в насыщенности предыдущей сексуальной жизни, степени индивидуальной потребности в ней, травматичный опыт предыдущих отношений или закрепившиеся годами чувства стыда или вины, подавление агрессии могут сильно затруднять адаптацию супругов друг к другу в сексуальной сфере. Спасают ситуацию терпение и такт, а так же умение играть, легкость, свобода в выражении своих желаний и уважительное отношение к потребностям партнера, стремление радоваться и радовать другого. В современном обществе повышается уровень психологической культуры и информированности, благодаря чему супруги способны не только самостоятельно разрешать возникающие проблемы, но и обращаться за профессиональной психолого-сексологической помощью.

Репродуктивная функция в позднем браке имеет свою специфику. Дети чаще всего очень желанны, окружены вниманием и обеспечены. Взрослые женщины и мужчины, в отличие от молодежи, склонны ответственно готовиться к рождению ребенка и планировать беременность. Тем не менее, пары могут столкнуться с принятием ряда решений и признанием определенных объективных фактов, касающихся возраста, желания иметь детей, репродуктивного здоровья, воспитания приемных детей.

Следует также отметить, что в последнее время в социологии стало обсуждаться явление чайлдфри. Чайлдфри, в переводе с английского, означает «свободный от детей» – это «субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Основная идея чайлдфри – отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни» [2]. Среди многообразия причин данного явления можно выделить следующее объяснение: «люди стремятся сначала сделать карьеру и устроить жизнь, а уже потом, может быть, рожать детей. Часто постоянное «потом» перерастает в «никогда». Либо они становятся бесплодными (бесплодные — не чайлдфри), либо они понимают, что настолько вросли в свой образ жизни, что дети в него уже не впишутся» [4]. Однако, данное явление нельзя назвать приметой только поздних браков, поскольку решение состоять в браке без детей может приниматься гораздо раньше. Если в европейских странах и США чайлдфри известно давно, то на постсоветском пространстве его появление связывают с возмужанием «детей 90-х» (поколения «жесть»), являющегося приметой инфантилизации общества [2]. Одна из клиенток, объясняя свою позицию в отношении бездетного образа жизни высказалась так: «я из поколения моральных уродов. Зачем плодить таких же моральных уродов и обрекать их на подобную жизнь?».

Воспитательная и обучающая функции характеризуются с одной стороны наличием жизненного опыта, которым зрелые родители обычно рады поделиться, а с другой – значительной разницей в возрасте, некоторым образом осложняющей взаимопонимание между поколениями. Экономическая функция в позднем браке отличается тем, что супруги к данному возрасту обычно имеют собственный капитал и финансовые привычки. За первый год брака, им, как и молодым семьям, необходимо организовать и распределить семейный бюджет, определив добытчиков и распорядителей. Модным явлением в этом плане выступает свадебный контракт – юридический документ, регламентирующий финансовые отношения, который составляют партнеры до брака. Как известно, виды семейного бюджета делятся на три основные категории: совместный семейный бюджет, раздельный и смешанный (долевой) [3]. Поздние браки тяготеют к последней категории бюджета, поскольку это позволяет сохранять привычную финансовую независимость наряду с формированием общего хозяйства и экономических связей. Сохранение личных средств необходимо не только для собственных нужд, но и в случае, если на попечении одного из супругов находятся другие люди (родственники, родители).

Эффективность любого брака, а также позднего, зависит от активизации его психотерапевтической функции, позволяющей членам семьи «удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите» [8, с. 64]. Не исключено, что поздний брак будет единственным в своем роде, кроме того у него есть все шансы стать стабильным оплотом близких эмоциональных отношений, ведь процесс создания семьи – это работа длинною в жизнь.   Иными словами, бытовое понятие «счастливая семья» включает в себя баланс в реализации различных функций семьи, причем, значимость каждой из них на различных этапах жизненного цикла семьи изменяется.

Можно заключить, что поздний брак является приметой времени, и обусловлен рядом причин. Чаще всего поздним принято называть первый брак, в который вступают люди после тридцати пяти лет, не имевшие детей. Наряду с нормативными и ненормативными периодами, присущими браку вообще, в позднем браке имеются условия, специфические для возраста взрослости. Социально-психологическое сопровождение первых поздних браков требует операционализации понятий, касающихся данной темы, более детального описания специфики возраста и внутрисемейного функционирования с последующей разработкой рекомендаций для психологов и супругов.

 

Список использованных источников

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
  2. Антонова, Ю.А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма / Ю.А. Антонова // Политическая лингвистика. - № 2 (44). – 2013. – С. 170-177.
  3. Белый, К. Виды семейного бюджета / К. Белый // Финансовый гений [Электронный ресурс] : Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами. – 2013. – Режим доступа : http://fingeniy.com/vidy-semejnogo-byudzheta/. – Дата доступа: 25.06.2015.
  4. Исупова, О. Феномен чайлдфри в обществе / О. Исупова // ПостНаука [Электронный ресурс] : видео, TV, курсы, проекты. – 2014. – Режим доступа : http://postnauka.ru/video/31220. – Дата доступа: 25.06.2015.
  5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с.
  6. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Олифирович Н.И. [и др.]. – СПБ. : Речь, 2008. – 360 с.
  7. Целуйко, В.М. Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения / В.М. Целуйко. – Екатеринбург : У-Фактория; М. : ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 254 с.
  8. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.


Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как спасти брак в период кризиса семьи в России
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Семьи и браки! Белый брак.
  • Гражданский брак, первый шаг к созданию семьи или форма самообмана?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Брак без «брака» или готовность к семейной жизни.
  • Что брак, что не брак-все равно!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Гражданский брак или илюзия семьи
  • Изменения в системе. Новый брак и "бывшие". Дети от первых браков и новые супруги.
  • Крепкий брак или пять потребностей в браке.
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • Семьи и браки! Виртуальный брак!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Записки психолога. Гражданский брак – брак или не брак?
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Личность или брак. Что важнее?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Одиночное проживание, гостевой брак, кризис семьи.
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь