|
СмыслЫ жизни по Булгакову.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Как юнгианец, я смогла пройти мимо такой синхронистичности. Явления, заново «открытого» К.Г. Юнгом, и по-простецки звучащего «Все случайности – не случайны». Про синхронистичность что-то есть в моих статьях. Для тех, кого заинтересовал этот феномен. Так вот, обсуждая статью, которую можно было бы назвать «уникальность каждого из нас», в комментариях делался акцент на нашей с вами различности. Ведь все мы уникальны, но в чем-то какие-то группы людей схожи. На этом стоят и авторы теорий личностных черт, акцентуаций характеров, специалисты, разделяющие клиентов на экстравертов и интровертов, астрологи со своими гороскопами, Гиппократ и Павлов с типами темперамента и нервной системы и так далее. Было выражено интересное мнение о различии в смыслах, в которых живут разные люди. А также, согласно их смысложизненным ориентациям, предложены направления психотерапии, подходящие одним людям и не подходящие другим. Я предлагаю рассмотреть действующих лиц повести «Собачье Сердце» с учетом их «картины мира», или их жизненных смыслов. Самое главное противостояние, конечно, наблюдается у профессора Преображенского с Полигрф Подигафычем: «Одни в семи комнатах разместились, а другие по помойкам пропитание добывают»[Шариков П.П.] Однако, я вижу это противостояние в отношении этих героев повести к Миру. Когда Преображенского спрашивают, как он смог подманить к себе пса, тот отвечает: «Лаской. Только лаской можно убедить в чем-то животное или человека». И далее по развитию сюжета, мы слышим неоднократные призывы Преображенского к отказу от террора. Филипп Филиппович не позволяет наказать животное за устроенный этим псом разгром в комнате, за его прожорливость и прочие огрехи. И неоднократно спасает уже человека, Шарикова, от кулаков его, профессора, домочадцев, которые делают попытки применить силу, «воспитывая» «Клима Чугункина». Честно говоря, вчера я смотрела этот фильм с совершенно иным чувством, поражаясь терпению и высокому такту и самообладанию профессора. Точнее, даже я бы сказала, что это – не самообладание. Он не делал попыток сдержать себя, подавить свой гнев, как делали его домашние. Такое поведение отражало смысл его жизни. Он попросту не гневался! Внутри. По честному! Это его жизненное кредо - ни при каких обстоятельствах не применять террор, а действовать исключительно лаской и убеждением. Сам Шариков не мог поверить в то, что его не будут бить. Сломав водопровод, он так боялся выйти из комнаты, что выволок его оттуда дворник. «Бить будете, папаша?», уныло поинтересовался он, на что Преображенский только устало махнул рукой. Шариков, живя в СВОИХ смыслах, не мог поверить, что кто-то НЕ побьет его за то, за что сам бы он шею свернул, как тем несчастным кошкам, которые «пойдут на польты». И только в ответ на требование Шарикова отдать тому часть квартиры и его высказывание о несогласии ни с Энгельсом ни с Каутским, вкупе с предложением «все поделить», профессор высказывается самым резким образом: «Вы стоите на самой низкой ступени развития. Вы – звериное существо. Даёте советы космического масштаба и космической же глупости, а вчера наглотались зубного порошку». И предлагает, раз уж «все делить», внести деньги за упущенную выгоду, случившуюся по вине Шарикова, от не принятых в потоп пациентов. Женщины, работающие у Преображенского, так же как и дворник, советуют примерно наказать паршивца, а доктор Борменталь пытается следовать авторитету Преображенского, хотя время от времени сжимает кулаки и грозится накормить строптивца мышьяком. Причем, ради благой цели – спокойствия его наставника. Все эти персонажи живут в своих смыслах. Они у них разные. Мало кто из них может понять Филипаа Филипповича…. и, вот, скажите мне, друзья… смогли ли бы вы провести консультацию с Полиграфом Полиграфовичем в рамках юнгианского анализа? А с кем бы из персонажей такая консультация могла бы состояться? Кому бы вы посоветовали НЛП или гипноз? Архетипическая картина мира… совпадает ли она с картиной мира Шарикова? А с картиной мира профессора? Непротивление злу насилием – вот негласный лозунг профессора Преображенского. Возможно, мудрость его простирается намного дальше, чем видит это профанный (обыденный) взгляд Шарикова. Возможно, Шариков видит в этой картине слабость профессора и возможность одержать над ним верх. Женщины, возможно, видят слишком воспитанного и мягкого человека, дорожащего своей репутацией, несколько изнеженного и капризного. Доктор Борменталь готов на своем уровне приблизиться к разгадке тайны профессора после того, как на угрозу застрелить его, Шариков отвечает, что «у самих револьверы найдутся». Ответить злом, говорите? Насилием? И доктор Борменталь начинает «догонять» на что способно изнасилованное зло после доноса Шарикова властям. А истинные мысли профессора Преображенского, возможно, знал только Михаил Афанасьевич. Я вижу это как его собственную научную парадигму. Его личный «кодекс чести», его стойкость и верность своим принципам и идеалам при любых обстоятельствах. Что стоит за этим? Думаю, есть нечто большее, не доступное моему пониманию. Кого «его»?.... профессора или автора повести? Тоже вопрос. Здесь Статья "Ты не ловок, дай-ка Я!" Ваша Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|