|
Видеоанализ в спортеАвтор статьи: Юлия Фефилова
Разбор полётов. Часть 3. 🎥 Видеоанализ в спорте. Услышала недавно мнение, что не стоит спортсменам после неудачных выступлений пересматривать свои видео и проживать заново разочарование и негативные эмоции. Я часто использую видео и аудио задания в бизнес-тренингах, дистанционных курсах, иногда снимаю кусочки тренировок сына. В 90% случаев – это получается видео и аудио, где много ошибок и неудач. Потому что это процесс обучения, освоения новых навыков, которые еще не встроены в жизнь. И конечно, там будут ошибки. И именно после анализа этих видео и аудио я наблюдаю значительный прирост в навыках. Я вижу в видеоанализе большой потенциал к росту, в спорте в том числе (да, неприятные эмоции тоже будут при просмотре – не вижу причин этого бояться, эмоции важно прожить, а не игнорировать и не делать вид, что их нет. Для вас, как для тренера или родителя это тоже будет важная информации – что стоит обратить внимание на работу с эмоциями и состояниями спортсмена, так как они оказывают не меньшее влияние на успех, чем спортивные навыки). Итак: Почему использование видео важно для тренеров и спортсменов? Почему видеоанализу стоит отвести важное место в тренировочном процессе и разборе поединков/игр и соревнований?
📹 1.После соревнования большинство спортсменов, тренеров и родителей помнят вещи иначе, чем они происходили на самом деле (сказываются стресс, напряжение в моменте, смещение фокуса внимания, предвзятость, фильтры мышления и т д. Все это не дает чисто воспринимать информацию, а тем более ее помнить после события. Человеческий мозг вспоминает определенные ситуации, уже пропущенные через фильтры вашего сознания и эмоций) Эмоции не позволят оставаться беспристрастными. Это может блокировать префронтальную кору, отвечающую за оценку, логику, анализ, осмысление. У тренера может быть гипотеза почему игрок или команда проиграли и все в обратной связи будет подстраиваться под эту гипотезу, так могут быть упущены из вида важные моменты и детали. Видео же возвращает потерянную объективность и потерянные кусочки целостной картины. Можно восстановить картину, поймать момент, в который был упущен шанс или возможность, или наоборот момент, где спортсмен отлично сработал. 📹 2. Психонейромышечная теория предполагает, что спортсмены улучшают свои показатели, когда смотрят видео с собой или другими спортсменами! Как это работает: когда вы представляете себя делающим что-то с помощью просмотра видео или с помощью визуализации – активируются те же нервные контуры, которые работают в настоящем упражнении – в меньшей степени, чем если бы это было физическое упражнение, но важно, что работа идет. (То есть вы может использовать видео с самим спортсменом или видео с успешными спортсменами в вашем виде спорта, или даже визуализацию для улучшения спортивных навыков). 📹3. Наглядность дает максимальный эффект. Возможность видеть себя со стороны значительно ускоряет восприятие информации и закладывает необходимые изменения. Иногда что-то, что вы пытаетесь донести до спортсмена, месяцами становится понятным и меняется после одного видеоанализа. Анализ видео помогает ясно увидеть тенденции, сильные стороны и зоны роста, взять их в работу. Помогает быстро осознать свои действия, обдумать и скорректировать их. Позволяет учиться интересным моментам у других игроков, соперников. Скорость восприятия усвоения информации повышается в разы, тренер тоже имеет возможность видеть и корректировать свою работу. Анализ видео стимулирует спортсмена задуматься над усовершенствованием его техники, физических возможностей, эмоционального состояния. Рекомендации по использованию видео: 📍договоритесь с родителями или другим человеком, кто запишет нужную часть тренировки или соревнования. Сами же оставайтесь в процессе; 📍не откладывайте анализ надолго, когда утихли эмоции и ушло напряжение и стресс – приступайте к анализу; 📍имейте ясную цель, когда используете видео (какой фокус внимания, на что сейчас вы хотите обратить внимание спортсмена?); 📍показывайте видео, а не просто рассказывайте, что увидели сами; 📍не перегружайте, если видео длинное, выбирайте только важные для анализа моменты. Короткие просмотры видео (5-10 мин); 📍спрашивайте сначала самого спортсмена, важно какие выводы он сделает сам, что он заметит. Потом добавляйте от себя (вопросы к анализу видео можно использовать те же, что и предыдущих постах про разбор полетов); 📍делайте анализ видео до тренировки и сразу же переходите к отработке тех моментов, которые обсуждали в анализе (Например, покажите схему защиты или атаки схему ухода, и отточите ее в зале); 📍не берите в отработку все сразу из видео. Отработали один момент, потом берите следующий. Фокус внимания должен быть на чем-то одном; 📍рассматривайте разные аспекты: спортивные навыки, способность к концентрации, эмоциональные состояния; 📍спортсменов постарше можно научить работать с видео самостоятельно – как со своим, так и с видео других спортсменов (объясните на что обращать внимание приведите пример на чем вы фокусируете внимание в анализе).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|