Буква финикийского происхождения.
Пятая буква в еврейском - мягкий Хе - и английском алфавитах, пятая буква - Есть - в кириллице, шестая - в русском.
Числовое значение - 5. Как иероглиф в каббале означает дыхание, как символ - окно. Четвертый номер старшего аркана.
Женская буква. Греческий эпсилон. Согласно Никомаху, по форме эпсилон представляет собой усеченную вертикальной осью фиту (или тету) - восьмую букву греческого алфавита. Означает все изменения вегетативного аспекта души.
Ассоциируется с распределение небесных, божественных и физических элементов под знаком пять, а также с провидением, с египетской Исидой, римской Дианой и греческой Афродитой. В ряду Божественных имен соответствует пятому имени Хаду - «величественный» (евр.) В ряду гласных соответствует зеленому цвету и ноте фа в диатонической минорной гамме.
Е - Есть. Славянская руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
Статья из энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Д — буква русского алфавита, в церковно-славянском — "добро". Буква Д соответствует еврейскому далед (ך) и греческой дельте (Δ), которую выводят из Египта. Греческая Δ, писавшаяся иногда и , дала римскую D, в которой только закруглены углы. В азбуках почти всех европейских языков, греческой, латинской, еврейской и др., Д занимает четвертое место, в арабской — восьмое, в персидской и турецкой — десятое, в эфиопской — девятнадцатое. Д — согласный взрывной звонкий переднеязычный звук — имеет разные оттенки произношения; в русском, французском, итальянском, немецком произносится на верхних зубах, в английском и иногда немецком на альвеолях (зубное и альвеолярное д). В говорах средней и южной Германии вместо звонкого д имеется глухое д, близкое к нашему т, но еще более слабое. Нередко д имеет вторичное происхождение; таково "вставное" д между н и p в разных языках (греч. род. άνδρός, πусск. народн. ндрав вместо άνρός, нрав). Появление его здесь объясняется чисто физиологически и не имеет ничего общего с требованием благозвучия (обычное объяснение).
Численное значение этой буквы в церковно-славянском было четыре, со знаком ≠ — четыре тысячи; у греков Δ означала и четыре (как у финикиян), и десять, ибо греч. δέκα (δесять) начинается этой буквой; у римлян знак D = 500.