|
Бизнес-леди – кто они?Автор статьи: Некрашевич Елена Анатольевна
Перед тем, как перейти к предмету рассмотрения данного материала – а именно «визуальные» отличия мужского предпринимательства от женского, с точки зрения консультанта по карьере, обращаю внимание на следующее. Речь идет лишь об подлинных предпринимателях, а не об «успешных бизнес-леди», являющихся лишь номинальными владелицами многодоходного бизнеса, а на деле – не принимающих самостоятельно ни одного бизнес-решения. Изучение историй клиентов, однокурсников, друзей (подруг) и просто знакомых позволил выявить следующие факторы: - женщины-предпринимательницы чаще, чем мужчины данной категории, становятся жертвами как недобросовестности партнеров (пример – в конце лета владелица магазина заключила договор аренды с владельцем торгового помещения, у которого, как выяснилось в начале отопительного сезона, была большая задолженность по коммунальным платежам. В результате – помещение холодное, торговать невозможно, т.к. продают одежду), так и откровенных мошенников (типа «предпринимателей» - создателей всевозможных «финансовых пирамид» и сетевого маркетинга); - женщины-работодатели имеют, по сравнению с мужчинами, более серьезные проблемы с подбором персонала и выстраиванием кадровой политики: им проще терпеть недобросовестного работника, чем пойти на обострение отношений и расстаться с ним (или наоборот – ведет себя с подчиненными как «самодура»); - экономическое поведение женщин-предпринимателей часто, опять по сравнению с мужчинами, является нелогичным и неадекватным имеющейся ситуации: в «хорошие времена», когда имеется устойчивый/растущий спрос на производимые товары и услуги и появляется возможность вкладывать заработанные средства в развитие предприятия или осваивать новые направления бизнес-деятельности, женщины очень недоверчиво относятся к подобным перспективам и нередко упускают благоприятный момент для такого рода нововведений;. А в ситуации, когда предприятие переживает трудные времена без всяких видимых перспектив улучшения ситуации, предпринимательницы часто «бьются до последнего», пытаясь спасти безнадежно прогоревший бизнес, теряют остатки средств и деловую репутацию (залезают в долговую кабалу), оттягивая момент принятия тяжелого решения о закрытии предприятия. В результате – в целом «женские» предприятия уступают «мужским» практически по всем экономическим параметрам: уровень декларируемого годового дохода, среднесписочная численность работников, и, в конце концов, «срок жизни» самого предприятия. Очевидно, что причиной описанной ситуации являются не какие-то внешние обстоятельства (экономические сложности - общие для всех), а именно факторы социально-психологического и гендерного генезиса: различия в жизненных приоритетах мужчин и женщин, в их традиционных социальных ролях, особенностях функционирования высшей нервной системы (научный факт, что нейронные цепочки, отвечающие за реагирование на внешние раздражители, обработку полученной информации, и, в конце концов, за продуктивность мыслительных операций, у мужчин и женщин формируются принципиально по-разному). «Беглый» анализ ценностно-мотивационной сферы потенциальных и действующих предпринимателей – мужчин и женщин – позволяет увидеть существенные различия в их карьерных ориентациях (выявлено с помощью теста «Якоря карьеры», адаптированного к российской выборке испытуемых, отвечающему необходимым требованиям надежности и валидности). Для мужчин-предпринимателей, действующих и потенциальных, характерны следующие ориентации: - Профессиональная компетентность: планируя создание собственного дела, мужчина чаще, чем женщины в аналогичных ситуациях, выбирает хорошо известную ему сферу деятельности, соответствующую его образованию и (или) опыту работы. Иными словами, мужчины чаще всего избегают заниматься тем, в чем плохо разбираются. Женщины же, напротив, часто предпочитают ту сферу, в которой им не доводилось работать, но которая лично им кажется интересной. При таком подходе результаты оказываются иногда – блестящими, а иногда – плачевными (например, со мной в учебной группе менеджеров-предпринимателей училось несколько девушек, планирующих открыть собственные салоны красоты, турфирмы, магазины одежды, и при этом не имеющих соответствующего образования и не проработавших ни дня в данных сферах; при этом они считали, что достаточно вызубрить закон о защите прав потребителей и нормы СанПиН. Ни одной удачной попытки не зафиксировано); - Вызов: человек склонен рассматривать свою деятельность как азартную игру, в которой необходимо победить любой ценой, и предпринимательство реализуется как средство самоутверждения. Для большинства женщин подобные ценности нетипичны, они склонны избегать сфер, в которых наличествует жесткая конкуренция. Как следствие – когда «что-то пошло не так», женщины-предприниматели чаще мужчин теряют присутствие духа, переживают полный букет всевозможных негативных эмоций, вплоть до клинических проявлений депрессии; - Менеджмент: стремление собрать команду единомышленников и стать для них «руководящей и направляющей силой» также в большей степени присуще мужчинам, чем женщинам. Женщины же, в связи с большей приверженностью к психологическому комфорту на работе, часто (особенно начинающие предпринимательницы) стремятся к созданию некоего «клуба по интересам», из-за чего возможны проблемы, когда необходимо «власть употребить» (пример – доводилось оказывать психологическую поддержку владелице магазина, которая переживала в связи с необходимостью уволить проворовавшуюся продавщицу); - Предпринимательство: стремление разработать и внедрить на рынок принципиально новый вид товаров/услуг, создать компанию «нового типа», выпускающую то, чего раньше не было (по типу «Майкрософт» или «Эппл»). Большинству женщин подобные амбиции несвойственны, они отдают предпочтение «традиционным» производствам/услугам; женщины-предпринимательницы практически отсутствуют в промышленных отраслях, таких, как машиностроение, добывающие и обрабатывающие производства, прочие высокотехнологичные и инновационные производства. Каковы же побудительные причины (мотивы), по которым женщины становятся или хотят стать предпринимателями? Проанализировав «женские» карьерные ориентации с помощью уже упомянутой методики «Якоря карьеры», можно выделить следующие: - Автономия (независимость): очень часто женщины принимают решение уйти в «свободное плавание», имея за плечами негативный опыт наемного работника в организациях с неблагоприятным психологическим климатом, поэтому болезненно воспринимают необходимость выстраивания «вертикальных» отношений по типу «начальник-подчиненный», им хочется полной свободы, быть хозяйкой самой себе (следствие, как уже сказано – проблемы с собственным персоналом); - Служение: эта ориентация «уходит корнями» в традиционную социальную женскую роль и является причиной выбора сферы услуг в качестве объекта предпринимательства; - Интеграция стилей жизни: как уже отмечено, это – еще одно проявление желания быть самой себе хозяйкой, «строительницей» собственной биографии, в которой гармонично сочетаются занятие бизнесом и личная жизнь. Результатом подобной ориентации часто бывает невозможность отдать предпочтение одному из жизненных приоритетов, если существует вероятность ущерба для других («работа или семья»). Пример: женщина закрыла собственный процветающий бизнес, когда начались проблемы с поведением сына-школьника, при полном самоустранении мужа – неработающего военного пенсионера. Остались не указанными карьерные ориентации – стабильность организации и стабильность места жительства, которые не являются ведущими для предпринимателей, ни мужчин, ни женщин. Однако в общем рейтинге эти ориентации занимают более высокие позиции у женщин-предпринимателей по сравнению с мужчинами, и оказывают влияние, в частности, на их экономическое поведение, о чем уже было сказано выше: женщины в целом скептически относятся к любым переменам в собственной жизни, более «тяжелы на подъем», когда речь идет, например, об открытии филиала предприятия в другом населенном пункте. Подводя итог данным тезисам, хочется отметить: в настоящее время женщинам на ниве предпринимательства тяжело выдерживать конкуренцию с мужчинами. Однако этот факт ни в коем случае не свидетельствует о непригодности женщин к занятию бизнесом; в современном мире нет и не должно быть традиционных «мужских» и «женских» сфер деятельности, у каждого есть шанс добиться успеха на выбранном поприще. Другое дело, что мужчины и женщины могут достичь одинаково хороших результатов в бизнесе, идя к своей цели разными путями, опираясь на преимущества принадлежности к своему гендеру. Пример – старая шутка о женщине за рулем, как об обезьяне с гранатой, которая потеряла свою актуальность после открытия специальных автошкол для женщин. И женское предпринимательство обязательно должно рассматриваться как социально полезная деятельность, способствующая личной самореализации и, в результате, - улучшению качества жизни всего общества. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|