|
Как меняется ваше отношение к деньгам, когда вы играете в экономическую игруАвтор статьи: Михаил Семенов
Введение. В данной статье мы рассмотрим результаты эмпирического исследования влияния экономической деловой игры «Денежный поток» на монетарные аттитюды студентов, участвовавших в игре. По данным исследования «РОМИР Мониторинг», проведенного в марте 2012 года, более 70% россиян имеют денежные сбережения – это самый высокий показатель за последние 20 лет. При этом далеко не у всех получается накопить на важнейшие жизненные цели – жилье, автомобиль, достойное образование. Одна из причин этого заключается в том, что культура индивидуального инвестирования еще только приживается в России. Действия в реальном экономическом пространстве с целью формирования и изменения установок относительно денег имеет ряд ограничений. Так как экономическая сфера жизни имеет чрезвычайно сложное устройство, мы имеем высокий риск потерь, вследствие чего человеку комфортнее и безопаснее действовать так, как он привык, даже если данные стратегии недостаточно эффективны. Следовательно, для того, что изменять отношение человека к деньгам, нам необходимо воссоздать экономическую сферу жизни с как можно более подробным отображением её реалий, при этом позволяющую человеку действовать более раскованно и свободно, чем в жизни, позволяющую изменять свое экономическое поведение и получать информацию об его эффективности. Желательно, чтобы данная воссозда нная ситуация вызывала непосредственный интерес у человека, что сделало бы его работу над изменением отношений наиболее результативной. Такой формой работы может выступать деловая игра. Деловая игра как метод обучения изучалась многими учеными (М.М. Бирштейн, Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и др.). Деловая игра представляет собой метод имитации поведения в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Во всех играх присутствует двуплановость: решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников. Деловые игры используются для решения разнообразных задач, в том числе для изучения и формирования экономического сознания (Википедия. Игра). В ходе экономической игры участники создают и разрешают проблемные ситуации. Благодаря наличию игровой цели и воссозданию экономико-социальной реальности создается эмоционального напряжения участников игры, их эмоциональная реакция на результаты принимаемых социально-экономических решений. Участник самостоятельно анализирует свою стратегию поведения в определенной сфере, получает быструю обратную связь в виде успеха или неуспеха в игровой ситуации, сравнивает свои действия с действиями других участников, имеет возможность быстро изменить свою стратегию поведения. Учитывая особенности ситуации, возникающей в деловой игре, можно предположить, что в данном процессе может происходить изменение эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов установок в различных сферах жизни. Отношение человека к деньгам представляет собой значимую для субъекта направленность на деньги, ценность, значимость денег для личности, эмоциональные реакции в отношении денег, мотивы, связанные с деньгами, свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами, поведенческий компонент отношения к деньгам, социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни, а также социальные представления личности о функции денег в жизни. Какие элементы отношения личности к деньгам наиболее подвижны и изменяются в первую очередь? Можно предположить, что, из описанных выше, наиболее вероятно изменение социальных установок и эмоционального компонента отношения к деньгам. Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом (Андреева Г.М. и др., 2000). Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих аттитьюдов. Изменение установки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуации социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу. Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней. Смена установки может происходить в результате следующих событий: рассогласованности прошлых убеждений, мнений о своем поведении и новой информацией; в результате принятия решений, сделанных выборов; вследствие убеждающей коммуникации (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2001; Гулевич О. А., 1999) Все эти феномены происходят в экономической игре, и, следовательно, экономическая игра может выступать в качестве метода трансформации монетарных установок. Аналогичные исследования выполнялись в нашей стране несколькими психологами. В результате проведенных экспериментов Е.В. Голубева пришла к выводу, что закономерности, полученные в ситуации обращения с «условными» деньгами в экономической игре «Ультиматум», можно переносить на реальные экономические ситуации. Значимое влияние на экономическое поведение участников оказывают условия игры, а также степень риска в конкретной игровой ситуации. Результаты, полученные в исследовании Е.В. Голубевой, позволяют нам судить о продуктивности применения экономической игры для изменения различных компонентов экономического сознания в целом и отношения к деньгам в частности (Голубева Е.В., 2011). Однако, в исследовании Е.В. Голубевой достигалась иная цель - изучение факторов, влияющих на экономическое поведения в ситуации экономической игры, а также игру «Ультиматум» можно скорей назвать игровой ситуацией. В экспериментальном исследовании П.А. Муравьева (2009) ставила задачу изучения возможности формирования, изменения и расширения некоторых специфических особенностей отношения к деньгам в процессе деловой игры при исполнении различных экономических ролей: предпринимателя, плательщика налогов, покупателя. В исследовании использовалась деловая игра, в которой моделировалась ситуация свободной торговли без установления четко заданных параметров экономической жизни. П.А.Муравьева отмечает, что участники приобрели более дифференцированное понимание функций денег, научились видеть в деньгах средство помощи другим людям, получили более четкое представление о результатах экономического поведения. В процессе деловой игры у участников появились установки, связанные с позитивным решением финансовых проблем, а также установки к активному участию в экономической сфере жизни взамен негативных эмоций и установок на неудовлетворение таких рациональных потребностей как путешествия и покупки. Таким образом, экономические игры могут выступать инструментом трансформации экономических установок, изменяя как представления о роли денег, так и эмоциональное отношение к ним. Экономическая игра «Денежный Поток» позиционируется разработчиками как инструмент изменения отношения людей к деньгам, и призвана стимулировать экономическое инвестиционное мышление. Основная цель игры «Денежный Поток» — научить участников управлять своими деньгами, контролировать свой денежный поток. Данная игра учит планировать бюджет и не совершать необдуманных трат, грамотно вкладывать деньги и получать отдачу от инвестиций. Для того, чтобы понять каким образом будет меняться данные показатели отношения к деньгам в процессе игры, нам необходимо провести эмпирическое исследование. Целью проведенного эксперимента было выяснение, какие изменения происходят у участников игры «Денежный поток» в отношении денег. Мы можем предположить, что в данной форме обучения возможно изменение различных компонентов отношения к деньгам. Учитывая кратковременность воздействия игры – около двух-трех часов – можно предполагать, что трансформации будут подвержены наиболее подвижные элементы монетарных отношений. Наиболее существенные изменения, предположительно, могут произойти в эмоциональном компоненте социальной установки в отношении к деньгам, а также в финансовой оценки окружающих и самооценки своего финансового положения. Организация исследования. Для реализации программы исследования в 2010-2011 гг. в Омске было проведено эмпирическое социально-психологическое исследование Объект исследования: отношение к деньгам Предмет исследования: изменения отношения к деньгам в процессе игры «Денежный поток». Цель исследования: установить, происходит ли изменение в отношении к деньгам в процессе экономической игры «Денежный поток». Гипотеза исследования: в результате участия в игре у студентов происходит изменение компонентов отношения к деньгам: 1) изменяется эмоциональный компонент социальных установок по отношению к деньгам: происходит общее снижение уровня эмоционального напряжения в отношении денег; 2) повышается оценка финансового положения окружающих и понижается самооценки своего финансового положения. В соответствии с разрабатываемой нами методологией исследования монетарных отношений (см. Семенов М.Ю., 2011) деньги изучались на уровне абстрактного понятии (деньги вообще), относительно самого испытуемого и в 3 различных ситуациях (много денег, достаточно денег, мало денег). Отношение к деньгам исследовалось на уровнях монетарных установок и финансовой удовлетворенности. Для проверки поставленной гипотезой мы использовали метод эксперимента и анкетирования. В эксперименте мы создали условия для участия испытуемых в деловой игре «Денежный поток». Выбор игры был обоснован тем, что она приближена к современным экономическим условиям и учитывает множество параметров экономической сферы жизни человека. В одной игре участвовало от четырех до шести человек. Испытуемые составили три группы: 20 человек, опрошенных до участия в игре, 20 человек - после участия в игре. Две экспериментальные группы были созданы для контроля эффекта тестирования. Также была сформирована контрольная группа из 40 человек, не участвовавших в игре. Данная группа заполняла анкеты, но не участвовала в экономической игре. В исследовании участвовало 80 человек от 18 до 26 лет, студенты вузов Омска, 71% девушек и 29% юношей. Для оценки изменения отношения к деньгам мы использовали две методики: 1. Методика «Шкала удовлетворенности потребности в деньгах» (М.Ю.Семенов, 2006). Данная методика разработана для оценки уровня монетарной удовлетворенности и представляет собой 13 упорядоченных утверждений, описывающих разную степень монетарной удовлетворенности. Особенность ее состоит в том, что она позволяет производить хорошо дифференцированную субъективную оценку удовлетворенности в деньгах по 4 параметрам: 1) оценка финансовой обеспеченность в прошлом; 2) оценка финансового положения в настоящее время; 3) оценка финансового положения в будущем; 4) оценка финансового положения окружающих. 2. Методика «Ценносто-смысловые отношения к деньгам» (Махрина Е.А., 2006) Методика направлена на исследование эмоционального компонента отношения к деньгам. Испытуемые вспоминали свои переживания, ощущения, чувства по поводу денег в трех жизненных ситуациях (когда мало денег, много денег и достаточно денег) и оценивали частоту возникновения этих эмоций. Испытуемым предлагалось 30 прилагательных, характеризующих эмоции, которые они оценивали по 10-балльной шкале: 1 обозначало минимальную частоту выраженности чувства, 10 — максимальную. Каждое из прилагательных являлось отражением определенной фундаментальной эмоции (по Изарду К. Е., 1980): радость, удивление, интерес, горе, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение и вина. В результате мы получали оценки по 90 параметрам. На основе доминирования сумм бальных оценок делался вывод о том, какая из фундаментальных эмоций характеризует эмоциональный компонент отношения субъектов к деньгам. В исследовании мы создали ситуацию деловой игры. В каждой отдельной игре участвовало от четырех до пяти человек. Перед игрой ведущий рассказывал о том, кем была создана игра, настраивал игроков на серьезное отношение к процессу. Затем ведущий подробно рассказывал правила игры и помогал участникам заполнить исходные данные в финансовом отчете. Убедившись, что все участники поняли правила и готовы к участию, он начинал игру. В целом, в ходе игры наблюдалась свободная, но эмоционально напряженная атмосфера. В начале игры участники пребывали в спокойном состоянии, воспринимая правила игры и предстоящие действия как нечто отдаленное и нейтральное по отношению к ним. В процессе игры все участники начинали проявлять все большую активность, ярче выражать свои эмоции, пропадала скованность, возрастало желание выиграть, стать самым успешным. Ситуации, возникающие в деловой игре, воспринимались практически как реальные, можно говорить о сильно выраженном эмоциональном включении участников в процесс игры. Участники вскрикивали, привставали со своих мест, расстраивались в случае неудач, выражали свое недовольство ситуацией, в которой они оказались или же наоборот радовались успеху. Результаты исследования. В результате исследования мы отметили изменения в оценке эмоционального отношения к деньгам, а также в оценке своего финансового благосостояния у участников.
Рис. 1. Средние оценки эмоционального фона для различных ситуаций и на разных этапах эксперимента
Из представленных данных видно, что сам факт участия в игре в целом повышал эмоциональный тон. Самой эмоциональной ситуацией воспринималась та, в которой много денег, наименее эмоциональной – когда денег достаточно. Ситуация, когда много денег, порождает эмоции радости, интереса, удивления, минимально выражены чувства горя, отвращения и гнева. Ситуация достаточного количества денег характеризуется переживанием радости и интереса, а ситуация малого количества денег сопровождается более сложным, амбивалентным комплексом переживаний: интереса, горя, вины и страха. Следует обратить внимание, что интерес сопровождает все ситуации, связанные с деньгами, что говорит о значимости данной темы (см. табл. 1). Рассмотрим наиболее выраженные изменения в оценках эмоционального отношения к деньгам в сравнении первой группы (исследованной до участия в игре) со второй (после игры). Для сравнительного анализа мы использовали только те параметры оценивания денег, которые показали статистически значимые отличия по t-критерию Стьюдента. Результаты представлены в таблицах 2-4. Выраженные изменения в эмоциональном отношении были зафиксированы по 11 из 90 первичных параметров (12%). Максимальное количество изменений – по 5 из 30 (17%) первичным шкалам – проявилось в оценки ситуации «Когда достаточно денег», минимальное – по 2 из 30 (7%) – в оценки остальных ситуаций. Следовательно, экономическая игра влияет на изменение эмоционального компонента отношения к деньгам.
После игры наблюдается увеличение показателей опасения и тревожности в ситуации большого количества денег. Следовательно, игра оказывает влияние на оценку ситуации, когда много денег: увеличивается внутренне напряжение и снижается пренебрежительное отношение к этой ситуации.
В ситуации недостаточного количества денег при оценивании после игры произошло увеличение показателя интереса и тревожности. Следовательно, игра оказывает влияние на оценку такой ситуации: увеличивается интерес и тревожность, можно говорить о понимании большой важности решений в такой ситуации. В ситуации достаточного количества денег произошло снижение эмоциональных оценок денег. Уменьшились следующие показатели: удивленный, изумленный, пораженный, с одной стороны, и печальный, смущенный – с другой, что свидетельствует о принятии такой ситуации как обычной, ординарной. Следовательно, игра влияет на оценку ситуации достаточного количества денег в сторону ослабления эмоциональных переживаний. Таким образом, экономическая игра влияет на эмоциональное отношение к деньгам, причем эти изменения происходят по-разному для различных ситуаций. В результате обобщения отдельных показателей эмоционального отношения к деньгам мы получили результаты, представленные в таблице 5.
В результате обобщенного анализа было обнаружено, что во второй группе (после участия в игре) произошло статистически значимое увеличение показателя чувства вины по сравнению с первой группой (до участия в игре) в ситуации, когда много денег и когда мало денег. Эти данные согласуются с результатами исследований Е.В. Голубевой (2010). Усиление чувства вины можно рассматривать как ожидание негативной оценки окружающими изменение финансового состояния индивида, и как следствие - аутоагресию и интроецированную социальную ингибицию. Это означает, что изменение финансовой ситуации в сторону улучшения или ухудшения материального положения человека повышает уровень невротизации, оценивается человеком как приносящее вред окружающим или предполагает социальные санкции. Если ситуация большого количества денег эмоционально сопровождается усилением чувства вины, то ситуация, когда мало денег, ведет опять же к усилению переживания вины, а также страха и интереса, т.е. порождает амбивалентные реакции: негативные переживания вины и страха и позитивный интерес, любопытство. Следовательно, игра оказывает противоречивое влияние на эмоциональную оценку ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег. В ситуации достаточного количества денег выявлено снижение чувства стыда и удивления у участников после игры. Таким образом, экономическая игра способствует снижению эмоциональных переживаний в ситуации достаточного количества денег, формирует более спокойное отношение к ней. Динамика оценки собственной финансовой удовлетворенности участников не выявила различий.
В определении финансового благополучия у второй группы отмечается сдвиг в сторону более благоприятной оценки материального благополучия окружающих при стабильных оценках своего финансового состояния. Следовательно, игра оказывает влияние на оценку материального положения окружающих, способствует более благоприятной оценки ситуации. Для повышения валидности исследования нам необходимо определить, есть ли отличие в отношении к деньгам в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. Можно предположить, что участники игры, а ими были только желающие, отличаются от типичных представителей генеральной совокупности. Чтобы проверить влияние факта участия в игре, поскольку испытуемые первой группы уже знали о своем участии и готовились к игре, мы провели сравнение показателей эмоционального отношения к деньгам группы до участия в игре с контрольной группой, не участвовавшей в игре. Результаты представлены в таблице 7.
По 9 из 30 показателей (10%) были обнаружены статистически значимые отличия, причем большинство из них – в отношении ситуации достаточного количества денег. В целом контрольная группа отличалась меньшей выраженностью эмоциональных реакций относительно денег. У первой группы в сравнении с контрольной в ситуации большого количества денег наблюдается более высокие показатели в переживании чувства печали и уныния относительно денег, в ситуации достаточного количества денег - большая выраженность чувств смущения, вины, изумления, уныния, сконфуженности, стыда и тревоги. Различий в эмоциональных реакциях на деньги в ситуации малого количества денег между контрольной группой и первой группой обнаружено не было. Мы также провели сравнение обобщенных показателей эмоционального отношения к деньгам группы до участия в игре и контрольной группы. Результаты представлены в таблице 8.
В ситуации наличия большого количества денег, у первой группы выше показатели в переживании эмоции горя по сравнению с контрольной группой. В ситуации наличия достаточного количества денег у первой группы наблюдаются большие показатели переживания эмоции удивления, стыда и вины по сравнению с контрольной группой. В ситуации малого количества денег у первой группы отмечаются более высокие показатели в переживании отвращения по сравнению с контрольной группой. Следовательно, у участников игры в большей степени, чем у участников контрольной группы, уровень тревожности в отношении ситуации большого и малого количества денег, участники игры имели признаки негативного отношения к деньгам, выраженной фрустрированности и невротизации в отношении денег.
Рис. 2. Различия в эмоциональных оценках денег в различных ситуациях.
Изменений в оценке финансового благополучия между первой и контрольной группой не выявлено. Выводы. Экономическая игра «Денежный Поток» призвана стимулировать экономическое инвестиционное мышление, научить участников управлять своими деньгами. Изменение мышления, социальных установок и способов поведения в первую очередь отражается в изменении эмоционального компонента социальных установок в отношении денег, а также в финансовой самооценке. Целью проведенного эксперимента было выяснение, какие изменения происходят у участников игры в отношении денег. В игре принимали участие те студенты, у кого выше уровень тревожности и невротизации относительно денег, по крайней мере, перед игрой, в сравнении со студентами, не участвовавшими в игре. Увеличение или уменьшение достаточного, привычного количества денег сопровождается эмоциональными реакциями, причем ситуация малого количества денег вызывает более сильные эмоции, нежели повышение. Игра оказывает влияние на эмоциональное отношение к деньгам для разных ситуации по-разному:
Если ситуация большого количества денег эмоционально сопровождается усилением чувства вины, то ситуация, когда мало денег, ведет опять же к усилению переживания вины, а также страха и интереса, т.е. порождает амбивалентные реакции: негативные переживания вины и страха и позитивный интерес, любопытство. Усиление чувства вины можно рассматривать как прогноз негативной оценки окружающими снижения или увеличения количества денег у человека, и как следствие - аутоагресию и интроецированную социальную ингибицию. Это означает, что изменение финансовой ситуации в сторону улучшения или ухудшения материального положения человека повышает уровень невротизации, оценивается человеком как приносящее вред окружающим или предполагает социальные санкции. Таким образом, игра оказывает разнонаправленное влияние на эмоциональное отношение к деньгам в ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег. Проанализировав результаты исследования, мы можем подтвердить гипотезу о влиянии игры на изменение эмоционального компонента отношения к деньгам. Полученные данные согласуются с выводами, полученными в исследованиях О.С. Дейнеки (1999) и Е.В.Голубевой (2010).
Библиография Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. М.: Книга, 2000. - 174 с. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа. 1991.- 207 с. Голубева Е.В. Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды IV международной научной интернет-конференции, январь-март 2011 г./отв. ред. Е.Г.Ефремов и М.Ю. Семенов. – Киев: изд-во «Простобук», 2011. - С.60-70. Голубева Е. В. Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода / Е. В. Голубева. - Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность [Текст]/ ОмГТУ и др. - 2010.- N 3 (88). - С.136-139. Гулевич О. А. Убеждающая коммуникация М.: Аспект Пресс, 1999. -172 с. Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб: СПбГУ, 1999. - 240 с. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние — СПб.: Питер, 2001. - 448 с. Изард К.Е. Эмоции человека : [Пер. с англ.] / Кэррол Е. Изард; под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 439 с. Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий : дис. ... канд. психол. н. : 19.00.01. - Ростов-на-Дону, 2006. - 229 с. Муравьева П.A. Отношение к деньгам исполнителей разных экономических ролей и его изменение в процессе деловой игры // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы десятой юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева А.Д. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 580 с. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Мысль, 1998. - 368 с. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с. Семенов М.Ю. Изучение отношения к деньгам: виды денег, уровни денег, позиции // Интегративные тенденции в современной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных. 28 апреля 2011 г./ отв.ред. С.И.Галяутдинова, И.Н. Нурлыгаянов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - С. 96-98. Семенов М.Ю. Изучение отдельных аспектов материальной удовлетворенности (статья) // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).—2006. — Вып. 42. № 6. - С. 234-236.
Опубликовано: Семенов, М.Ю. Динамика эмоционального отношения к деньгам у студентов в экономической игре "Денежный поток" / М.Ю.Семенов // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы тринадцатой междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. – Иркутск: Изд-во "Репроцентр А1", 2012. – 660 с. – С. 317-329. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|