Детские страхи. Способы преодоления

Что делают родители в большинстве случаев, когда их дети начинают бояться? Они начинают говорить о том, что бояться здесь нечего, что ничего страшного в темноте, сказочных героях, собаках, уколах и т.п. вовсе нет. Другими словами, они начинают обесценивать чувства ребенка и что еще хуже – оставляют ребенка наедине с этим неприятным чувством. Чувство страха «поселяется» в ребенке и может впоследствии приводить к стрессам, капризам, бессоннице, плохой успеваемости, тревоге. Как правильно реагировать на страхи ребенка, и как помочь прожить ему эти непростые ситуации?

Как бы странно это не звучало, но совет здесь один: позволить ребенку отбояться. Сразу на ум приходит мультик про Котенка Гава, который ходил вместе со щенком бояться грозы на чердак и трясся там от страха. Если бояться вместе, как это делали животные в мультике, – это не так страшно, ты разделяешь свой страх с кем-то еще, ты становишься сильнее, и это позволяет тебе прожить любой страх.

Моему сыну было 3,5 года, когда он стал бояться спать с закрытой дверью и в темноте. Когда я стала его спрашивать, что именно он боится в темноте, он ответил, что ему кажется, что под кроватью кто-то живет. Мы включили свет, посмотрели со всех сторон, никого не нашли. На следующий день ситуация повторилась. Мы включили свет, посмотрели под кроватью, я помню, что даже как-то вскользь сказала: «Вот видишь, никого тут нет». Это не помогло. Но в один вечер я решила поговорить об этом «чудище» (так его называл ребенок). Какое оно – большое или маленькое? Что оно делает под кроватью? Куда оно девается днем? Что оно может сделать? Кого оно боится? С кем дружит? Что любит есть? Мы поговорили о нем минут десять. Иногда он боялся очень сильно, иногда ему легче давался рассказ о своем «чудище». Я поддерживала его, брала за руку, боялась вместе с ним. И это подействовало! Более того, в тот вечер я ему поставила рядом с кроватью мягкую игрушку-льва, который охранял бы его от этого «чудища», хоть оно ему казалось и не таким уж и страшным. Первый раз ребенок позволил выключить свет в комнате и закрыть дверь. А на следующий вечер я услышала от ребенка, что лев ему для охраны больше не нужен.

Итак, чтобы помочь ребенку пережить страх, нужно поговорить о нем. И это первый способ, которым можно с этим страхом справиться. Здесь может быть много вариантов: можно поставить «стражу» (как это сделала я), можно попробовать подружиться со страхом, придумать этому «чудищу» смешное имя или прозвище, какие-то смешные привычки. Как вариант, здесь может быть проживание каких-либо других чувств, например, ребенок очень злится, что это «чудище» живет у него под кроватью или злится на врача, который сделал ему больной укол. Главное, не бояться посмотреть страху в глаза.
Хочу привести еще один пример.

Несколько месяцев назад у меня на приеме была девочка (7 лет), которая очень боялась собак. Никакого негативного опыта (собака укусила, набросилась и т.п.) у нее не было. Она просто боялась больших собак. А точнее конкретную собаку, которая выходила со своим хозяином из соседнего подъезда и гуляла во дворе. Мы поговорили про эту собаку, нарисовали ее. Потом она взяла в руки ножницы и стала разрезать свой рисунок на мелкие-мелкие полоски. А эти полоски – на еще более мелкие. Когда у нас с ней страх «рассыпался» на маленькие кусочки, я сказала ей, что теперь его невозможно вернуть назад, склеить, собрать. Вместе мы собрали все эти мелкие кусочки и завернули в большой лист бумаги и выкинули в мусорную корзину. Через 2 недели мы закрепили результат: я попросила ее нарисовать свой страх собак и в ее увидела недоумение. Эту технику родители могут использовать в домашних условиях со своими детьми.

Также страхи можно проиграть. Если малыша напугала какая-либо ситуация, ее можно проиграть в домашних условиях вместе с родителями, со всеми чувствами. Только для ребенка это будет безопасная обстановка. Для детей помладше предлагаю игру, которую родители также могут использовать дома и в любое время. Называется она «Заяц и слон». Сначала вы предлагаете ребенку побыть «зайчиком-трусишкой».

Пусть ребенок покажет вам, как зайчик боится, когда чувствует опасность, как дрожит (поджимает ушки, весь сжимается, старается быть маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся). На эту роль достаточно 1-2 минут. Можно добавить вопросы: а что делает зайка, когда слышит шаги человека, что он делает, если видит лису или волка (убегает, прячется)? Вторая часть упражнения – дать ребенку побыть слоном – сильным, большим, смелым.

Покажите ребенку, как неторопливо ходит слон, как он размеренно и бесстрашно вышагивает. А что делает слон, когда видит человека, боится его? Нет. Он дружит с человеком. А если он встретит тигра или льва? Ребенок в течение нескольких минут изображает бесстрашного животного.
Есть еще один способ справиться со страхом у ребенка. Это придумать про этот страх сказку со счастливым концом. Мне в работе помогают метафорические карты. С маленькими клиентами мы отбираем картинки, которые подходят под нашу историю и придумываем ее, проговариваем, находим другие карточки, которые дополняют нашу историю. Родитель может вырезать картинки из журналов, книжек, распечатать с интернета картинки того, что боится ребенок и вместе с ним придумать про этот страх сказку.

Страх можно слепить из пластилина. Это может быть что-то конкретное или абстрактное, понятное только ему. Пусть он посмотрит на свою скульптуру и решит САМ, что хочется с ней сделать? Какие у него ощущения, когда он смотрит на нее?

Скульптуру можно смять, раздавить кулаком, украсить, добавить яркий цвет и т.п. Можно спросить у ребенка, как изменился его страх после того, как он что-то сделал с этой скульптурой.
Также можно сделать страх смешным. Распечатать картинку страха и сделать ее смешной – подрисовать бантик, смешную обувь, клоунский нос, какие-то предметы в руках или лапах. Юмор очень помогает в проживании сильных и неприятных эмоций.
Гармоничного развития Вашим деткам!


Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Как возникает страх и что с ним делать?
  • Что такое страх и как с ним бороться
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • А что, так можно было?
  • Самый большой детский страх - это когда мама потерялась.
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Три причины тяжелых отношений. Что можно сделать?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как сохранить семью и когда это невозможно сделать.
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь