|
Сомнение. Путь к развитию или коллапс системы?
Порой бывает, что сомнение позволяет увидеть ограниченность своей позиции или убеждений по тому или иному вопросу, осознать возможные варианты и проработать новые пути.
Однако, это же самое сомнение может иметь и совсем противоположный эффект. Оно может выбить почву из-под ног, расшатать устойчивые эффективные опоры, привести к тупиковому состоянию.
Где та грань, которая отделяет конструктивное сомнение от деструктивного?
Как понять, в чем стоит сомневаться, а в чем нет?
Как вновь обрести уверенность там, где она была разрушена?
Для этого стоит как следует познакомится с собой настоящим, со своими привычками, типичными реакциями, устойчивыми представлениями.
Если вы не испытываете страданий, неудовлетворенности и дискомфорта, но при этом ваш образ жизни или представления не соответствуют чьим-то стандартам или ожиданиям, это не должно быть причиной навязанных переосмыслений и вопросов к себе.
Только сам человек волен решать во что ему верить, как жить и в чем сомневаться.
В свои 37 Михаил жил один в провинциальном городке на съемной квартире и работал в издательстве.
Особо сложных задач перед собой не ставил, был вполне доволен собой, работой, свободой от постоянных отношений и даже холостяцками пельменями перед ноутбуком по вечерам.
Регулярно высылал маме деньги.
Однако друзья и знакомые, особенно активно занимающиеся «саморазвитием» и апгрейдом своих представлений о мире, себе и своих возможностях, стали все чаще намекать на необходимость пересмотра своих жизненных позиций.
Михаил криво улыбался, говорил «ну да ..да, типа надо..» и шел в соседний мини маркет за пельменями и пивом. Перспектива посещения непонятно зачем нужных тренингов, чтения заумных книг и участия в тусовках замороченных друзей привлекала его как-то слабо.
Но вода камень точит, и бесконечный укоризненный зуд продвинутых доброжелателей, сделал свое дело. Михаил стал подозревать, что что-то упускает.
Так прям сразу на тренинг не решился, а вот к психологу сходил.
Рассказал о себе, о подозрениях в своей старомодности, предположил, что «может че с ним не так».
Психолог был, видимо, с уклоном в аналитика, т.к с рекомендациями не торопился, говорить не мешал, много слушал, чуть покачиваясь на немолодом кресле и лишь изредка вставлял беспристрастный вопрос « а почему вы думаете, что вы хотите именно….»
Поначалу Михаил активно пытался сообразить почему же он думает, что он хочет….,
Психолога удовлетворял любой вариант ответа и он продолжал скучающе слушать.
Через несколько встреч, Михаил привык к однообразной форме обратной связи, не пытался отвечать на «почему вы думаете…» слишком развернуто и все искал какой-то опоры для своих убеждений.
Через месяц в голове у Михаила к месту и не к месту стала всплывать мысль «а почему это я думаю, что хочу…»
Спустя несколько недель она стала невыносимой. Превратившись в одно большое СОМНЕНИЕ и неуверенность, начала соваться во все дела и процессы.
Сомнение оказалось грузным, вязким и неделикатным.
При любом секундном замешательстве, оно вваливалось с издевательской ухмылкой и саркастическим вопросом «и че это ты решил, что …?»
Сначала это и впрямь заставляло Михаила размышлять, прикидывать варианты и расширять угол зрения. Но, когда Сомнение стало врываться в вполне стабильные и уверенные сферы сознания, это стало сильно мешать жить.
По дороге в магазин за сосисками, Михаил мог стать как вкопанный на полдороги , размышляя о том, чего это он вообще решил, что нужны именно сосиски. Тут же подбегал второй вопрос, о том, хочет ли он вообще есть..или может что другое за этим стоит. Мог так простоять пять и десять минут, не зная как быть.
Психика трепыхалась, пыталась защититься юмором. Память подбрасывала смешную историю про осла, что умер с голоду, так и не выбрав между двумя кучками сена. Помогало слабо.
До этого, в большинстве сфер своей деятельности Михаил чувствовал себя достаточно уверенно.
Быстро набирал длинные тексты, автоматически соблюдая правильную пунктуацию.
По утрам методично брился, иногда закрыв один глаз, затем, обычно в 8.30 звонил маме, быстро
совал ноутбук в портфель и бежал на работу. Вечером заходил в мини-маркет и очень уверенно брал типичный набор продуктов.
Теперь же, по швам трещали все относительно беспроблемные сферы жизни.
Набирать тексты становилось все трудней, т.к начал сомневаться в правописании каждого второго слова.Сомнение лезло с издевательскими вопросами типа «и че это ты тут запятую решил лепить?»
Михаил злился, потел, напрягался и от этого еще больше сомневался.
Как-то вечером по ТВ краем уха услышал историю одного 30 летнего мужчины, который обнаружил, что на самом деле не родной сын своим родителям. Не обратил внимания.
Уже через пару дней, Сомнение наведалось с потрясающим инсайтом, о том, что мама его вполне может быть ему не родной. Размышлял, прикидывал, перерыл домашний фотоархив. Даже заходил к маминой соседке, 78 летней тете Глаше расспросить невзначай про свои младенческие годы.
Ситуация усугублялась.
СОМНЕНИЕ, почувствовав свою мощь, безнаказанность и слабое сопротивление со стороны действующей законодательной базы, решило и вовсе свергнуть «царя в голове». Оно ввалилось практически во все сферы жизнедеятельности Михаила и привело к остановке доброй половины процессов.
Михаил похудел, осунулся, покрылся недельной щетиной и стал страдать бессонницей.
Под давлением «новой власти», покорно сомневался практически во всем, размышлял о бренности бытия и запутанности своего случая.
Подозревал, что теперь ему светит психиатр и мечтал отмотать время на пару месяцев назад.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|