С этим противопоставлением приходится сталкиваться довольно часто.
Эмоциональные люди воспринимаются, как импульсивные, порывистые, ранимые сверх всякой меры, экспрессивные до головной боли, склонные в пожаре чувств наломать дров, а потом еще и оправдывать бардак в собственной жизни тем, что, мол - так сердце велело. В свою очередь люди рациональные нередко ассоциируются с сухарями, занудными педантами, циниками. Этакими высокомерными наблюдателями за всей этой эмоциональной возней с безопасного расстояния, которую они бесстрастно проинтерпретируют и разложат по полочкам. Заплатят, правда, за это свою цену — скуку и отрешенность от собственной жизни.
Я нередко сталкиваюсь с точкой зрения, что решение этой проблемы - это вопрос баланса. Хотелось бы чувствовать, но не очень много, так, чтобы удерживаться в разумных берегах. Имеет смысл думать, но не слишком часто, голову надо уметь выключать — и давать место чувству. В общем, пусть крокодилы летают, но низенько-низенько.
Но мне кажется, что уже сама постановка вопроса, когда чувствование противопоставляется мышлению, говорит о некой экстренной ситуации, о зашкаливающих переживаниях. И очень грустно, когда события повседневной жизни постоянно попадают в зону вот такого зашкаливания.
Такое случается, когда не получается чувствовать и думать одновременно.
Увы, часто получается так, что чувство видится кем-то вроде опасного зверя, которого надо водить на поводке и в наморднике, и роль этого намордника словно бы выполняет умение думать. Отсюда растут многочисленные идеи о том, что эмоции надо контролировать и управлять ими, чтобы они — не управляли нами. И правда, если нет навыка и умения сохранять ясность мышления, но при этом и проживать чувство в полном объеме — то это единственный способ хоть как-то с этим опасными сущностями совладать.
Способ, который однако очень обедняет не только эмоцию, но и само мышление. Ведь подобная отстраненность в думании, его изолированность от чувства делает мысль ригидной, шаблонной и скучной. Любая остроумная мысль, любое неожиданное решение — собственно то качество мышления, которое и отличает его от логических цепочек робота — базируется на чувстве. На нерациональном. На способности вовлекаться и увлекаться. На умении сопоставить и соединить то, что казалось бы не сопоставимо. Без этого мышление обречено оставаться формальным повторением, вечным хождением по уже проторенным тропам.
Соединение чувства и думания, на мой взгляд, близко к тому, что переживают серфингисты, когда ловят волну, или планеристы, которые ловят воздушный поток. Волной управлять невозможно, но можно быть на ее гребне, и можно позволить ей отнести тебя туда, куда хочешь лично ты. И выбрать направление движения — хоть и с определенными ограничениями, хоть и в одну сторону двигаться легко и приятно, а в другую непросто и нужно исхитряться — но все-таки можно.
И, чтобы выбирать свое направление, очень важно эти течения чувствовать и понимать — а куда они, собственно, влекут. А чтобы жизнь не превращалась в вечные метания между погружением в нахлынувшую воду с головой, и сражением с волнами и влекущими силами, стоит попробовать научиться быть на гребне, и не терять равновесия.
И получать удовольствие. От жизни, от ветра, от силы этих течений, от собственной способности быть вместе с ними, но не быть поглощенным ими. Думать и чувствовать одновременно.