|
Как развить способность выбирать?
Часто ли вы ловили себя на словах или мыслях, что у вас просто нет другого выбора? А действительно ли у вас его не было? Обычно, когда мы говорим, что у нас нет выбора ━ мы подразумеваем, что у нас нет такого выбора, который бы нас устраивал. Именно в этой скрытой части и спрятаны возможности. То есть, если мы поймем, что нас не устраивает в этом выборе, мы сможем найти варианты наиболее нас удовлетворяющие. Люди, которым выбор дается легко, вряд ли будут читать эту статью. Потому что моя цель здесь ━ раскрыть основные трудности, сопутствующие выбору. Итак, откуда же растут корни? Почему у одних прекрасно получается выбирать легко и уверенно, а для других это словно страшная пытка? Способность выбирать формируется в возрасте от 2 до 4 лет. Здесь закладывается основной фундамент этой способности. В этом возрасте ребенок постоянно включен в бурную моторную деятельность: бег, прыжки, толкание, удары и т.д. Данная стадия – это время обучения контролю и совершению выборов. Он изучает, может ли он чувствовать себя любимым и уважаемым, и продолжают ли его любить те, кому он противостоит. В отечественной литературе это называется кризисом 3 лет. В это время ребенок становится упрямым, капризным. Он настаивает на своем и упрямится, если его выбор не поддерживают, устраивает истерики. Если в большинстве ситуаций родители подавляют проявление настойчивости и отстаивания своего выбора, то сформируется шаблон поведения при котором ребенок будет отказываться от возможности делать выборы, чтобы быть приятным и полезным другим людям. При неправильном развитии у нас закрепляются две основные стратегии: 1. Трудности в планировании и осуществлении выборов, связанные с неосознанием последствий; 2. Действия по нечетко сформированным планам, правилам и ритуалам. Ребенку без помощи взрослого трудно что-либо изменить в этих паттернах поведения. Научить ребенка выбирать можно. Достаточно в этом возрасте не подавлять волю и выбор ребенка, и вместе с тем сохранять свою позицию по значимым вопросам. Например, ребенок хочет сладкое, а еще не ел. Взрослый может сказать: «Мне нравится, что ты настаиваешь на своем. Это здорово! Но конфеты ты получишь после основной еды». Так же хорошо рассказывать ребенку о последствиях его выборов и желательно на его языке. Вместе составлять небольшие планы – на день, планировать выходные и по возможности их придерживаться. Взрослый же, понимая в чем его проблема, может сам изменять себя. Чтобы развить в себе способность выбирать, стоит придерживаться следующих пунктов, под каждый из которых можно найти массу инструментов: 1) Прописать свои цели. Когда вы знаете чего хотите достичь, вам проще будет осуществить выбор. На, что здесь стоит обратить внимание. Цели реализуют вас реального или идеального? Если идеального, то чья это идея? Ваша, родителей, социума? Если произошло смещение и человек тратит силы на воплощение в жизнь идеального образа себя, то тем самым он растрачивает потенциал, которым реально обладает. Познакомится с собой реальным можно ответив на вопросы: мои способности, мои навыки, мой потенциал? Ставить перед собой цели, оценивать их, отказываться от них, менять на другие, видоизменять – это право любого человека. Нехватка энергии, упадок сил, отсутствие мотивации могут быть признаками расстрачивания своего потенциала не на свои цели. 2) Делать инвентаризацию последствий. Это можно самым простым способом, например, выписывая на листик плюсы и минусы каждой альтернативы. Также простой и хороший метод – квадрат Декарта. Метод предполагает разделение страницы на 4 части, каждую из которых необходимо озаглавить определенным вопросом: 1. Что произойдет, если это случится? 2. Что произойдет, если это НЕ случится? 3. Что НЕ произойдет, если это случится? 4. Что НЕ произойдет, если это НЕ случится? На эти вопросы лучше отвечать письменно. В каждом квадрате нужно записать не меньше 4-5 ответов. А также можно привлечь имеющих к этому отношение людей для обсуждения. Этот метод позволит вам понять наглядно, какие последствия могут принести альтернативы и насколько один вариант приемлее для вас, чем другой. 3) Завести привычку планировать. Это можно начинать с малого. Например, записывать планы на месяц и значимые дни. Не увязнуть в суете и повседневных делах помогает расстановка приоритетов и выделение главного результата дня, месяца, года, жизни. Определять приоритеты помогают ценности и цели. Задаваясь вопросом «какую цель и/или ценность я реализую этим действием, делом?». Дать ранг каждому пункту в вашем плане, например по 10-бальной шкале. Так вы сможете оценить какой пункт главный в плане. Помните - для качественного выбора нужна пауза и вкладывание себя. Поэтому на планирование надо выделять время, а не делать это на бегу и наспех. 4) Осознать свои ценности. Ваши ценности помогут вам при расставлении приоритетов и взвешивании «цены вопроса». Например, представим, что вы выбираете себе работу. Если вы осознаете, что для вас важны реализация ваших способностей, свобода и материальный достаток, то работу с жесткими правилами, внутренним распорядком и небольшой зарплатой вы будете рассматривать в последнюю очередь и при крайних вариантах развития событий. Несколько способов осознать свои ценности: 1. Вспомнить несколько важных жизненных событий. Напишите, что именно важного для вас в них. Какие ценности вы можете выделить. 2. Проанализируйте сколько денег и куда вы тратите? Какие ценности вы финансируете? 3. Напишите примерно сколько времени вы тратите в месяц на ваши обычные дела. В какие ценности вы вкладываете свое время? 4. Напишите наиболее значимых для вас людей. Опишите, что вас связывает. Напишите значимые конфликты. Какие ценности вы реализовываете или отстаиваете в отношениях? В жизни возможно всё, только не одновременно. Увидеть возможности своих выборов и действий, позволяет осознание своих внутренних и внешних ограничений. Желаю вам ясного сознания. С любовью, Алина Котенко. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|