Как развить способность выбирать?

Часто ли вы ловили себя на словах или мыслях, что у вас просто нет другого выбора? А действительно ли у вас его не было? Обычно, когда мы говорим, что у нас нет выбора ━ мы подразумеваем, что у нас нет такого выбора, который бы нас устраивал. Именно в этой скрытой части и спрятаны возможности. То есть, если мы поймем, что нас не устраивает в этом выборе, мы сможем найти варианты наиболее нас удовлетворяющие.

  Люди, которым выбор дается легко, вряд ли будут читать эту статью. Потому что моя цель здесь ━ раскрыть основные трудности, сопутствующие выбору.

Итак, откуда же растут корни? Почему у одних прекрасно получается выбирать легко и уверенно, а для других это словно страшная пытка?

Способность выбирать формируется в возрасте от 2 до 4 лет. Здесь закладывается основной фундамент этой способности. В этом возрасте ребенок постоянно включен в бурную моторную деятельность: бег, прыжки, толкание, удары и т.д. Данная стадия – это время обучения контролю и совершению выборов. Он изучает, может ли он чувствовать себя любимым и уважаемым, и продолжают ли его любить те, кому он противостоит.

В отечественной литературе это называется кризисом 3 лет. В это время ребенок становится упрямым, капризным. Он настаивает на своем и упрямится, если его выбор не поддерживают, устраивает истерики. Если в большинстве ситуаций родители подавляют проявление настойчивости и отстаивания своего выбора, то сформируется шаблон поведения при котором ребенок будет отказываться от возможности делать выборы, чтобы быть приятным и полезным другим людям.

  При неправильном развитии у нас закрепляются две основные стратегии:
1. Трудности в планировании и осуществлении выборов, связанные с неосознанием последствий;
2. Действия по нечетко сформированным планам, правилам и ритуалам.

Ребенку без помощи взрослого трудно что-либо изменить в этих паттернах поведения. Научить ребенка выбирать можно. Достаточно в этом возрасте не подавлять волю и выбор ребенка, и вместе с тем сохранять свою позицию по значимым вопросам. Например, ребенок хочет сладкое, а еще не ел. Взрослый может сказать: «Мне нравится, что ты настаиваешь на своем. Это здорово! Но конфеты ты получишь после основной еды». Так же хорошо рассказывать ребенку о последствиях его выборов и желательно на его языке. Вместе составлять небольшие планы – на день, планировать выходные и по возможности их придерживаться.
Взрослый же, понимая в чем его проблема, может сам изменять себя.

  Чтобы развить в себе способность выбирать, стоит придерживаться следующих пунктов, под каждый из которых можно найти массу инструментов:

  1) Прописать свои цели.
Когда вы знаете чего хотите достичь, вам проще будет осуществить выбор. На, что здесь стоит обратить внимание. Цели реализуют вас реального или идеального? Если идеального, то чья это идея? Ваша, родителей, социума? Если произошло смещение и человек тратит силы на воплощение в жизнь идеального образа себя, то тем самым он растрачивает потенциал, которым реально обладает. Познакомится с собой реальным можно ответив на вопросы: мои способности, мои навыки, мой потенциал? Ставить перед собой цели, оценивать их, отказываться от них, менять на другие, видоизменять – это право любого человека. Нехватка энергии, упадок сил, отсутствие мотивации могут быть признаками расстрачивания своего потенциала не на свои цели.

2) Делать инвентаризацию последствий.
Это можно самым простым способом, например, выписывая на листик плюсы и минусы каждой альтернативы.
Также простой и хороший метод – квадрат Декарта.

Метод предполагает разделение страницы на 4 части, каждую из которых необходимо озаглавить определенным вопросом:
1. Что произойдет, если это случится?
2. Что произойдет, если это НЕ случится?
3. Что НЕ произойдет, если это случится?
4. Что НЕ произойдет, если это НЕ случится?



На эти вопросы лучше отвечать письменно. В каждом квадрате нужно записать не меньше 4-5 ответов. А также можно привлечь имеющих к этому отношение людей для обсуждения.
Этот метод позволит вам понять наглядно, какие последствия могут принести альтернативы и насколько один вариант приемлее для вас, чем другой.

  3) Завести привычку планировать.
Это можно начинать с малого. Например, записывать планы на месяц и значимые дни.
Не увязнуть в суете и повседневных делах помогает расстановка приоритетов и выделение главного результата дня, месяца, года, жизни. Определять приоритеты помогают ценности и цели. Задаваясь вопросом «какую цель и/или ценность я реализую этим действием, делом?». Дать ранг каждому пункту в вашем плане, например по 10-бальной шкале. Так вы сможете оценить какой пункт главный в плане.
Помните - для качественного выбора нужна пауза и вкладывание себя. Поэтому на планирование надо выделять время, а не делать это на бегу и наспех.

  4) Осознать свои ценности.
Ваши ценности помогут вам при расставлении приоритетов и взвешивании «цены вопроса».
Например, представим, что вы выбираете себе работу. Если вы осознаете, что для вас важны реализация ваших способностей, свобода и материальный достаток, то работу с жесткими правилами, внутренним распорядком и небольшой зарплатой вы будете рассматривать в последнюю очередь и при крайних вариантах развития событий.

  Несколько способов осознать свои ценности:
1. Вспомнить несколько важных жизненных событий. Напишите, что именно важного для вас в них. Какие ценности вы можете выделить.
2. Проанализируйте сколько денег и куда вы тратите? Какие ценности вы финансируете?
3. Напишите примерно сколько времени вы тратите в месяц на ваши обычные дела. В какие ценности вы вкладываете свое время?
4. Напишите наиболее значимых для вас людей. Опишите, что вас связывает. Напишите значимые конфликты. Какие ценности вы реализовываете или отстаиваете в отношениях?

В жизни возможно всё, только не одновременно.
Увидеть возможности своих выборов и действий, позволяет осознание своих внутренних и внешних ограничений. Желаю вам ясного сознания.

С любовью, Алина Котенко.


Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самопознание - что это для Вас?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • «У вас это психосоматическое!». Что за этим стоит – подскажет дневник.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Секс терапия: это для вас?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что перемены для вас? О кризисе средних лет
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ПОМЕНЯТЬ СООТНОШЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ?
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Газлайтинг: что делать, если вам отказывают в адекватности?
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Что делать, если больше нет сил бороться с жизненными обстоятельствами.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Почему вы молчите, когда вас что-то не устраивает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь