|
Эксперимент «повинуемость». Свежий взгляд.Есть такой классный, сейчас уже хрестоматийный, психологический социальный эксперимент, его ещё часто ассоциируют со словом повинуемость.
Вкратце о чём речь. Эксперимент ставили и на детях и на взрослых за последние лет 50 и не раз - тут особо не важно. Тот на ком ставят эксперимент - единственный не в курсе спектакля. В комнате несколько человек - испытуемый и несколько игроков. Испытуемому показывают на какую-то очевидную вещь/предмет/явление или дают попробовать что-то хорошо знакомое на вкус, например кашу, тоже самое происходит и с остальными, затем по очереди спрашивают что это или каково на вкус. Все отвечают перед испытуемым и называют это не тем словом которым это принято называть: то есть белое называют чёрным, кислое называют сладким итп. И в большинстве случаев испытуемый называет это тем же словом что и остальные. То есть не смотря на кислый вкус, как и остальные называет кашу сладкой или белое – чёрным. Следуя нитью классической интерпретации из этого выстраивается огромный воздушный замок и конструируются потрясающие в своей фантастичности и красоте глобальные выводы. И вы наверняка в курсе. Я предлагаю чуть другое. Познакомиться с другим взглядом на этот эксперимент, на всё то же самое. Теперь попробуйте не спешить и будьте внимательны.
Каждый, КАЖДЫЙ кто сидит в комнате, с кем происходит эксперимент, воспринимает именно ТО, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТ. И сам факт восприятия несомненен. Расшифрую. До эксперимента, до контекста этой комнаты испытуемый, называл белое белым, а чёрное - чёрным. Так его научили. Тыкать на что-то пальцем и извлекать эти самые звуки названия – называть. Те же звуки извлекают окружающие тыкая на это пальцем и все кто рядом слышат эти звуки и хорошо друг друга понимают, понимают о чём речь. Именно в этом состоит удобство взаимной договорённости называть белое белым, а чёрное – чёрным: извлекать одни и те же звуки о внешних предметах называя их привычно и одинаково – это удобно. Причём взаимноудобно. Нет необходимости каждый раз выяснять, тыкая пальцем на стену или вазу, о чём речь – есть готовая договорённость, удобством которой все радостно пользуются. Но теперь, в этой самой комнате, собралась кучка народу и большинство в этой кучке начинают тыкать на что-то пальцем (что именно совершенно не важно) и называть это другим словом, не тем которым было принято это называть за рамками текущей комнаты. Внимание. Тут пауза. А теперь попробуйте исследовать свежо и внимательно: «Какая разница каким словом называть то, что воспринимается каждым, когда каждый чудесно понимает о чём идёт речь?» Испытуемый НЕ ПРОТИВ назвать ЭТО любым словом – если все всё понимают. Если все понимают О ЧЁМ РЕЧЬ. Если в новом контексте, контексте нескольких человек и этой комнаты всем удобней назвать это чёрным – не вопрос, можно использовать именно это сочетание звуков. Какая разница? – Правильно, НИКАКОЙ! Простая суть любых слов, издаваемых звуков именно в этом – во взаимной коммуникации, во взаимодействии. И если коммуникация налажена, совершенно не важно посредством каких слов / жестов / звуков / мимики или даже молчания. Все друг друга понимают, понимают о чём речь, а значит коммуникация НАЛАЖЕНА. И всё. Никакой повинуемости, никакой истерии по поводу зависимости, подавляемости или влияния; никаких сложностей, никаких космических идей, никаких исполинских теорий. Очень-очень просто, гораздо проще чем можно было бы подумать. Но суть простоты именно в этом – это не столь ярко, не столь громко и не так магически маняще, как глянец пёстрого вызывающего заголовка, особенно если заголовок как ужастик напичкан яркими пугающими выводами, если выводы звучит уверенно, радикально и хоть кроху угрожающе. Возвращаясь к теме, мне бы хотелось добавить: даже если мы мычим, тыкая на что-то пальцем и при этом друг друга понимаем – этого достаточно, ведь суть нашего взаимодействия уже достигнута. Именно так общаются животные, многие млекопитающие – издавая те самые звуки, которые умеют издавать и распознавать. Животные великолепно умеют распознавать контекст взаимных звуков / танцев / жестов и понимать друг друга. Так давайте не придираться к форме, из простого не накручивать сложное, не воротить мудрёных непроходимых хвойных лесов из основательных идей и выводов. Когда есть простое понимание для чего предназначены слова – выражать то, чем переполнен и налаживать взаимодействие – многие вопросы / претензии / недовольства мгновенно уходят из жизни, ведь теперь можно пробовать именно это: прислушиваться друг к другу, чувствовать и налаживать искреннее взаимодействие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|