Эксперимент «повинуемость». Свежий взгляд.

 
Есть такой классный, сейчас уже хрестоматийный, психологический социальный эксперимент, его ещё часто ассоциируют со словом повинуемость.

Вкратце о чём речь. Эксперимент ставили и на детях и на взрослых за последние лет 50 и не раз  - тут особо не важно. Тот на ком ставят эксперимент - единственный не в курсе спектакля. В комнате несколько человек - испытуемый и несколько игроков. Испытуемому показывают на какую-то очевидную вещь/предмет/явление или дают попробовать что-то хорошо знакомое на вкус, например кашу, тоже самое происходит и с остальными, затем по очереди спрашивают что это или каково на вкус. Все отвечают перед испытуемым и называют это не тем словом которым это принято называть: то есть белое называют чёрным, кислое называют сладким итп. И в большинстве случаев испытуемый называет это тем же словом что и остальные. То есть не смотря на кислый вкус, как и остальные называет кашу сладкой или белое – чёрным.
Следуя нитью классической интерпретации из этого выстраивается огромный воздушный замок и конструируются потрясающие в своей фантастичности и красоте глобальные выводы. И вы наверняка в курсе.

Я предлагаю чуть другое. Познакомиться с другим взглядом на этот эксперимент, на всё то же самое. 
 
Теперь попробуйте не спешить и будьте внимательны.

Каждый, КАЖДЫЙ кто сидит в комнате, с кем происходит эксперимент, воспринимает именно ТО, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТ. И сам факт восприятия несомненен. Расшифрую.

До эксперимента, до контекста этой комнаты испытуемый, называл белое белым, а чёрное - чёрным. Так его научили. Тыкать на что-то пальцем и извлекать эти самые звуки названия – называть. Те же звуки извлекают окружающие тыкая на это пальцем и все кто рядом слышат эти звуки и хорошо друг друга понимают, понимают о чём речь. Именно в этом состоит удобство взаимной договорённости называть белое белым, а чёрное – чёрным: извлекать одни и те же звуки о внешних предметах называя их привычно и одинаково – это удобно. Причём взаимноудобно. Нет необходимости каждый раз выяснять, тыкая пальцем на стену или вазу, о чём речь – есть готовая договорённость, удобством которой все радостно пользуются.

Но теперь, в этой самой комнате, собралась кучка народу и большинство в этой кучке начинают тыкать на что-то пальцем (что именно совершенно не важно) и называть это другим словом, не тем которым было принято это называть за рамками текущей комнаты.

Внимание. Тут пауза.

А теперь попробуйте исследовать свежо и внимательно: «Какая разница каким словом называть то, что воспринимается каждым, когда каждый чудесно понимает о чём идёт речь?»

Испытуемый НЕ ПРОТИВ назвать ЭТО любым словом – если все всё понимают. Если все понимают О ЧЁМ РЕЧЬ. Если в новом контексте, контексте нескольких человек и этой комнаты всем удобней назвать это чёрным – не вопрос, можно использовать именно это сочетание звуков. Какая разница? – Правильно, НИКАКОЙ!

Простая суть любых слов, издаваемых звуков именно в этом – во взаимной коммуникации, во взаимодействии. И если коммуникация налажена, совершенно не важно посредством каких слов / жестов / звуков / мимики или даже молчания.

Все друг друга понимают, понимают о чём речь, а значит коммуникация НАЛАЖЕНА. И всё. Никакой повинуемости, никакой истерии по поводу зависимости, подавляемости или влияния; никаких сложностей, никаких космических идей, никаких исполинских теорий. Очень-очень просто, гораздо проще чем можно было бы подумать.

Но суть простоты именно в этом – это не столь ярко, не столь громко и не так магически маняще, как глянец пёстрого вызывающего заголовка, особенно если заголовок как ужастик напичкан яркими пугающими выводами, если выводы звучит уверенно, радикально и хоть кроху угрожающе.

Возвращаясь к теме, мне бы хотелось добавить: даже если мы мычим, тыкая на что-то пальцем и при этом друг друга понимаем – этого достаточно, ведь суть нашего взаимодействия уже достигнута. Именно так общаются животные, многие млекопитающие – издавая те самые звуки, которые умеют издавать и распознавать. Животные великолепно умеют распознавать контекст взаимных звуков / танцев / жестов и понимать друг друга.
 
Так давайте не придираться к форме, из простого не накручивать сложное, не воротить мудрёных непроходимых хвойных лесов из основательных идей и выводов. Когда есть простое понимание для чего предназначены слова – выражать то, чем переполнен и налаживать взаимодействие – многие вопросы / претензии / недовольства мгновенно уходят из жизни, ведь теперь можно пробовать именно это: прислушиваться друг к другу, чувствовать и налаживать искреннее взаимодействие.


Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Любовь – это боль… Так ли это?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Если ты в чем-то нуждаешься – отдай это
  • Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?
  • Если все идёт не так, как хочется…
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Если ты существуешь, значит, это кому-то нужно!
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь