Почему инстинкт самосохранения не работает?

Он должен каждому даваться при рождении и сопровождать нас на протяжении всей жизни. Защищать наc и наше здоровье, уберегать от опасностей и бед. Но так ли это на самом деле сейчас?
В теории - да. Инстинкт самосохранения (ИС) является врожденным и передается нам по наследству через ДНК и, так называемую, генетическую память. То, что нашим предкам приходилось нарабатывать опытным путем, мы получаем сразу. Маленький ребенок с рождения ощущает опасность и знает, как ее избежать - он кричит, когда голодный, когда ему больно или холодно, и этим он требует внимания и защиты взрослого. С возрастом, он сталкивается с другими опасностями и тоже, должен знать, как на них реагировать, но так происходит не всегда. Взрослея, кто-то из детей становится слишком осторожным и боится даже там, где нет опасности, а кто-то не чувствует вовсе угрозы и подвергает себя риску и сталкивается с его последствиями. Почему же так происходит? 
ИС МОЖЕТ БЫТЬ УСИЛЕН ИЛИ ОСЛАБЛЕН
Усиленный ИС
Наверняка вы сталкивались не только с детьми, но и со взрослыми, которые тревожатся по любому поводу, видят опасность там, где ее нет и постоянно беспокоятся о своей сохранности. Например, проверяя закрыты ли двери на все замки по несколько раз. Есть взрослые, которые очень внимательно и скрупулезно следят за своим питанием, избегая всевозможных вредных продуктов и не разрешают себе даже чуточку вкусного, если это не полезно. Есть чересчур осторожные и боязливые люди, избегающие любых потенциально опасных и не очень ситуаций. И всех их объединяет то, что их чувство страха смерти слишком актуализировано. Иными словами у них усилен ИС.
Каковы причины этого?
Ученые и психологи всего мира активно исследуют этот вопрос, и точно известно, что есть врожденные, а также приобретенные факторы, влияющие на функционирование ИС.
Он может быть усилен с рождения, например, у людей проживающих поколениями на территориях, где есть постоянная опасность - дикая природа, зоны военной активности и т.п. Потому для выживания, их поведение приобретает специфические черты, которые все время подкрепляются и совершенствуются. Что в результате становится характерным для большинства членов такого сообщества и передается из поколения в поколение.
Если говорить об изменениях ИС, которые возникли после рождения и в течение дальнейшей жизни, то усиливать его могут обстоятельства, имеющие риск для здоровья и жизни человека. Эти факторы достаточно интенсивные и длительные, потому таким образом влияют на людей с изначально нормальным ИС. ИС усиливается особенно во время раннего развития детей, когда они находятся в не благоприятной среде и не чувствуют безопасности. Также это применимо для любого другого периода в жизни, который значительно повлиял на человека и повлек за собой изменения в реакциях на угрозу. 
Ослабленный ИС
Что же касается ослабленного ИС, то он тоже может быть как врожденным, так и приобретенным. 
Если человек имеет такие особенности с самого начала жизни, то это вероятно связано с его наследственностью  и/или определенными генными модификациями. И у небольшой части населения это эволюционно необходимо. Т.к. общество нуждается в людях, способных рисковать, быть решительными и бесстрашными в экстраординарных ситуациях. Речь идет о таких профессиях, как полицейские, пожарные, военные, врачи и т.п. И важность  их заключается в том, что благодаря своим особенностям, они могут спасти жизни многих людей, которые таковыми способностями не обладают, и тем самым защитить сообщество от больших потерь.
Если количество таких людей увеличивается в популяции, то это не оправдано с точки зрения эволюции. Потому что для удовлетворения своей потребности в рисковом поведении, люди подвергают себя неоправданной опасности и нередко гибнут.
Примеры такого поведения я приведу ниже.
Если ИС был нормальным при рождении и стал ослабленным потом, это значит, что изменения носят приобретенный характер. Повлиять могли разные факторы, но чаще всего это воспитание в семье, т.е. влияние микросоциума. И, конечно, не стоит недооценивать вклад макросоциума, а именно: общества в котором развивается ребенок. Дети, родители которых окружают их чрезмерной опекой и беспокоятся настолько, что не дают ребенку самостоятельно контактировать с реальным миром, способствуют снижению ИС. Они чаще воспитывают их с помощью морали - "я сказала это страшно, отойди", "не лезь в огонь, говорю: обожжешься", "не ходи, там опасно" и т.д. Тем самым воспитывают все осторожности в голове, но не дают проверять их на ощущениях, чувствах и эмоциях. И поэтому им сложно именно почувствовать опасность - они о ней только слышат. Их врожденные способности ослабевают, т.к. не подкрепляются и не проявляются.
Что касается общества, то оно влияет через свои социальные и культурные особенности. Например, вырастая в достаточно комфортных условиях, имея еду в полном доступе, хорошее жилье, качественное медицинское обслуживание и защиту государства в виде полиции и других структур, человеку не нужно выживать и добывать еду. Его система обороны оказывается незадействованной на полную силу. И опять же: данное природой, утрачивается. 
Что бывает, если ИС работает слишком сильно или наоборот, утрачивает свою мощность?  
Когда ИС усилен, мы становимся излишне острожными и боязливыми, лишаем себя потенциально возможных удовольствий и приятностей, потому что боимся попробовать что-то новое или неизвестное. Испытываем много тревоги и страха в неоправданных для этого ситуациях. Ограничиваем либо усложняем жизнь, с целью предупреждения мнимых неприятностей.
Когда же он ослаблен, мы имеем дело с противоположными явлениями - низкой чувствительностью к опасностям и угрозам, а также слабым ощущением страха смерти. И это могут быть люди «спасающих» профеccий, о которых говорилось выше и их стремление к риску оправдано эволюционно, но, к сожалению, не лично для них. А также вторая категория людей, которые рискуют намерено и получают от этого удовольствие. Им настолько притягательна экстремальная ситуация, что преодолев ее, они получают много адреналина и удовлетворения, и ради этого готовы повторять ее снова и снова.
Как примеры приведу следующие. Например, подростки, у которых чувство страха притуплено, попадают в опасные ситуации не совсем осознавая это. Они могут осваивать экстремальную езду, употреблять алкоголь в больших количествах, экспериментировать в сексуальных отношениях, не учитывая серьезных последствий, которые очень даже вероятны.  Потому что их ослабленный ИС в комплексе с активными половыми гормонами не дают почувствовать угрозу в полной мере.
В отношении взрослых, я бы говорила о всевозможных видах рискованных развлечений и о экстремальных видах спорта – дайвинг, альпинизм,  банджи-джампинг (прыгание на тарзанке), бэйс-джампинг (прыжки с парашютом с неподвижных объектов), слэклайнинг (прохождени по канату на очень большой высоте), вулканобординг ( спуск с действующего вулкана на доске), лимбоскейтинг ( проезд на роликах под очень низким препятствием, например под автомобилем на дороге) и многие другие, а также руфинг (восхождение на крыши высоких зданий), диггинг (проникновение в подземельные сооружения),  трейнсерфинг (езда на крышах поездов, электричек и т.п. транспорта) и т.д. Удовольствие от которых большое и необычное, а риски не всегда соразмерны.  
Что делать, при усиленном ИС?
Дети с усиленным ИС нуждаются в безопасном окружении, ласковом и уважительном обращении. Для них важно все время проверять и убеждаться в прочности этого мира и в его стабильности. Необходимо придерживаться режима сна и питания. Создавать хорошие условия для отдыха, где нет тревожащих звуков и шумов. Игры для них следует подбирать более спокойные, и в которых нет внезапных непредсказуемых и неприятных моментов. Им важно постоянство.
Для молодого поколения с ослабленным ИС важно показывать свой пример, объяснять важные вещи и давать проверять все самому. Им просто необходимо в этом доверять и иметь терпение. Например, поднося руку к огню, ребенок ощущает его тепло, потом жар, и отмечая эти ощущения не лезет в огонь, т.к. чувствует, что температура и так уже высокая. Дайте ему это ощутить самостоятельно, потому что чаще, мы больше знаем, чем чувствуем. И это касается других ситуаций с высотой, острыми предметами и т.д. 
Взрослым с усиленным ИС, который проявляется в небольшой тревожности и осторожности, стоит усилить свое ощущение безопасности. Подумать от чего оно зависит и принять дополнительные меры. Если это касается дома, то позаботится о его физической защите (окна, двери и т.п.), если о транспорте, то найти вариант более спокойного вида передвижения и т.д. Тем, кто излишне боязлив и осторожен, можно порекомендовать понемногу «пробовать мир на его прочность». Если страшно посещать какие-то людные места, магазины с дорогой одеждой и т.п., можно сходить туда в компании человека, который не боится и сможет оказать поддержку. Главное не спешить и делать это постепенно. Тоже касается и других примеров, связанных с чрезмерным стремлением к здоровому питанию, например или здоровому образу жизни. Пробовать то, что хочется, но по чуть-чуть и медленно, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, чтобы действительно понимать хорошо мне с этим или нет, это мое знание говорит, что опасно или чувство.
Людям, у которых значительно усилен ИС, с высокой тревожностью и страхом,  поведение которых не поддается коррекции выше указанными способами, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Но при условии, что это мешает самому человеку и он ощущает потребность в изменении.
Что делать, чтобы сохранять себя при ослабленном ИС?
Взрослеющие дети и особенно подростки, требуют в этом отношении другой помощи родителей, направляя их безудержную энергию и склонности к риску в мирное русло. Им очень придутся по духу спортивные секции, восточные единоборства, военно-спортивные секции и скаутские лагеря, где они проявят свои способности и получат от этого удовольствие. Обращайте внимание на деятельность, которая нравится ребенку и находите ей похожую, но безопасную альтернативу.
Что сказать взрослым, которые любят риск и подвергают себя не всегда обоснованной опасности, так это то, что будьте иногда детьми. Проявляйте свои желания как можно чаще и разнообразнее. Возможно, удовлетворяя свои маленькие шалости – научитесь получать удовольствие не только от избытка адреналина, а все же более лояльным способом для здоровья и жизни. Будьте ближе к своим чувствам, ощущениям и своему телу. Распознавайте его знаки и реакции, а главное доверяйте. Ведь у нас есть генетическая память и мы можем ее использовать. Выполняйте физические упражнения, дыхательные и другие телесные практики, чтобы более чутко ощущать себя и свои чувства. 



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Факторы, которые мешают интимной жизни
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • КАК ПРИСУТСТВОВАТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ И НЕ СХОДИТЬ ОТ ЭТОГО С УМА?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Если хочешь быть счастливым убери из жизни семь «О»
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Почему вам страшно признать свои желания? Желание=опасность?
  • Случай из психотерапевтической практики: Стоит ли терапевту внимательно относиться к своей жизни во время психотерапии?
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Эмоциональный голод по любви. Если вам постоянно хочется есть.
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Если у людей все хорошо в сексе, значит в каких-то главных, глубинных вещах они абсолютно солидарны
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Дети, которые «странно» себя ведут: взгляд системного расстановщика
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1. Жестокое обращение с детьми: формы и последствия
  • 7 вопросов, которые помогут найти цель в жизни
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Женщины, которые любят слишком сильно.
  • Женщины, которые любят слишком сильно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь