КОУЧИНГ. Искусство задавать вопросы

Закрытые вопросы. Используются на стадии проверки и подтверждения информации, резюмирование. Правильно ли я понял, что … так?
Задается с помощью интонации так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет».

Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, поиск причин происходящего, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. Вопросы «зачем?» и «для чего? превращают проблемы в задачи и ориентируют на будущее решение.  С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?».

                                             
Вы уже пробовали поговорить с ней?                       Каким образом Вы пытались объяснить ей свои чувства? 
Можете ли Вы получить еще какой-то доход?           Как Вы могли бы удвоить свой доход? 
Вам нравится эта работа?                                         Почему для Вас важна эта работа?

Закрытые вопросы 
Открытые вопросы 
  • Вы уже пробовали поговорить с ней?   
  • Можете ли Вы получить еще какой-то доход?  
  • Вам нравится эта работа?    
  • Каким образом Вы пытались объяснить ей свои чувства? 
  • Как Вы могли бы удвоить свой доход? 
  • Почему для Вас важна эта работа?

Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число: «Каковы могут быть способы?…», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?…»

Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично – либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами. Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые их лучших способов поднять эффективность до…?»

Другое призвание открытых вопросов – это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям.

Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трех дорог, на котором написано: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – денег лишишься, прямо пойдешь – с жизнью расстанешься».

Ключевым словом в вопросе будет слово «еще». «Что еще можно сделать?» 
Сколько есть вариантов у вас? Прямо сейчас?

Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество. 
Можно вернуться назад. 
Можно поехать вообще без дороги, по полю. 
Можно оставить коня слуге и пойти налево пешком.
Можно построить воздушный шар и полететь. 
Можно воспользоваться какой-нибудь волшебной палочкой или ковром-самолетом. 
Можно вообще никуда не ехать, а решить все вопросы, позвонив по сотовому телефону...

Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив неблагоприятны. Может быть и другая ситуация, когда каждая из альтернатив содержит в себе что-то привлекательное. В таком случае можно задать вопрос: «Что еще можно сделать, чтобы получить и то, и то». То есть мы разрываем логику «или», переводя ее в логику «и». Кажущиеся противоречия всегда можно разрешить, разнеся альтернативы, например:

Во времени: «Когда Вам важно получить первое? Когда Вам важно получить второе? Когда еще?»

В пространстве: «Где бы Вы хотели иметь первое? Где для Вас важно иметь второе? Почему для Вас это важно?»

По точке приложения: «Как еще Вы могли бы использовать свое чувство юмора, чтобы оно помогало строить Вам отношения с окружающими?»

Рекомендации при задавании вопросов

1.    Задавайте вопросы по одному.
2.    Делайте паузы после вопросов.
3.    Дождитесь ответа. Воздержитесь от своих ответов.
4.    Слушайте внимательно (активно) клиента.
5.    Задавайте вопросы уверенным тоном голоса.

Успехов вам!



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что можно получить от групповой психотерапии в отличие от индивидуальной?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • А что, так можно было?
  • Теория несуществующей самооценки или Зачем платить за воздух, когда можно просто им дышать?
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Собой можно только Быть!
  • Три причины тяжелых отношений. Что можно сделать?
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 2.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.
  • Женщины за 40: когда можно не бороться, а просто жить
  • Женская дружба! Когда ее можно считать конструктивной?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Разве родитель может сделать плохо? Еще как!!
  • Почему вы молчите, когда вас что-то не устраивает?
  • Можно как Крачковская, но уже не то?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • Как девушке можно справиться со страхом перед мужчинами.
  • СЛОВО НА БУКВУ "ТР": ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ТРЕВОГЕ И ТРЕВОЖНЫХ ЛЮДЯХ?
  • Вопросы, которые стоит задать самому себе.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Задавать вопросы так сложно. Отвечать на них так бессмысленно.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Какой цвет Вам нравится? Узнайте о Себе что-то новое
  • Как можно решить проблемы детско-родительских отношений, работая с телом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь