Психотерапевтическая сессия в интегративном подходе "Работа со Страхом"

Скажи мне как ты родился, и я тебе расскажу о твоих основных стратегиях в жизни – достижении целей, формировании предпочтений, привязанности, отношения с окружающими и к миру, возможными зависимостями и предпочтениями.
 
В концепции, изложенной С.Грофом наш психический опыт наслаивается на перинатальный опыт и  процесс рождения,образуется так называемая БАЗА ПЕРИНАТАЛЬНОГО ОПЫТА, который, впоследствии переходит в БАЗУ КОНДЕНСИРОВАННОГО ОПЫТА /С.Гроф/, как основу, на которую в дальнейшем «ложится» эмоционально-чувственное восприятие и формируются определенные потребности( подробнее всего описанная в его трудах БПМ1, БМП2,БМП3,БМП4).
Отличие моих работ от работ С.Грофа в том, что мои клиенты проходят эти перинатальные уровни без применения ЛСД и холотропного дыхания
БПМ-I или «амниотическая вселенная», относится к статическому пребыванию эмбриона в утробе матери, которая представляет для эмбриона весь его мир.. Если данный этап онтогенеза был пережит без каких-либо проблем, то содержание БПМ-I будет наполнено ощущением лёгкости, безмятежности, покоя и радости. В таком случае, БПМ-1 может содержать в себе переживания отсутствия препятствий, отождествления с водными формами жизни, пребыванием в космосе.
В том случае, если во время беременности были те или иные патологические отклонения, то в содержание БПМ-I могут добавиться негативные элементы. Также на это может влиять плацентарная недостаточность, стеснение плода в матке по мере его роста, угроза выкидыша, отравление токсинами, в том числе алкоголем, никотином. Негативные переживания могут включать в себя ощущения изолированности, паранойи, ненависти, настороженности. Могут присутствовать ощущения отравления, загрязненных водоёмов, заражённой или опасной природы, кровавых апокалиптических видений, человек может отождествлять себя со смертниками в газовых камерах, солдатами, подвергшимися действию химического оружия[3][4][9].

БПМ-II

БПМ-II  «космическая поглощенность и отсутствие выхода». Она соответствует первой фазе родов, то есть схваткам. Биологическая основа данного этапа связана с периодическими сокращениями матки, при которых шейка матки ещё закрыта. Плод на этом этапе уже не может получать достаточно питательных веществ и кислорода. В регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать ощущения клаустрофобии, страха, тревоги, обиды, гнева, беспомощности, предательства или бесполезности. Возможно отождествление с заключёнными в подземельях или в концентрационных лагерях, грешниками в аду, архетипическими фигурами, ассоциирующимися с вечным проклятием [3][4].

БПМ-III

БПМ-III  фаза борьбы смерти и возрождения. Эта фаза соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал. Прохождение по родовому каналу становится для ребёнка первым опытом сознательного преодоления пути. К ограничениям и проблемам, которые присутствуют уже в БПМ-II, добавляются новые: асфиксия может только возрастать, есть возможность, что рождающийся ребёнок вступит в контакт с околоплодной жидкостью, кровью, слизью, мочой и даже калом. При регрессе до данного этапа могут наблюдаться ощущения борьбы, потрясений, боли, движения и прогресса. Могут повторяться движения головой, характерные для движений младенца, продвигающегося по родовому каналу. Паттерн БПМ-III может включать в себя переживания титанической борьбы, садомазохистские и скатологические элементы, половое возбуждение, архетипические образы мифологических и культурных героев, встречу с огнём и так далее [3][4].

БПМ-IV

БПМ-IV  Эта фаза относится непосредственно к рождению и первым минутам и часам после него. Биологическая основа данного этапа связана с окончательным разрывом с телом матери, началом дыхания, а также реакцией ребёнка на кесарево сечение, анестезию, акушерские щипцы и другие новые ощущения. Как и в случае с другими матрицами, в регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать как ощущения конкретных физиологических и биологических событий, так и ощущения различных символических и архетипических образов и других явлений. Чувства освобождения, любви, принятия, спасения и искупления грехов могут перемежаться с чувствами возмущения, отторжения, недоумения, краха, эмоциональной гибели, поражения и вечного проклятия. БПМ-IV может быть насыщена архетипическими образами, связанными с смертью и возрождением, раем и адом, ощущением яркого света [3][4].
 
Страх - базовая эмоция, производная от страха смерти, другой стороной которого является инстинкт самосохранения, не дающий нам заведомо попадать в ситуации, опасные для нашего физического существования. Именно поэтому любая новая деятельность(!) сопряжена с внутренним сопротивления, наш мозг вначале «сканирует» весь наш негативный опыт, и только потом дает «добро»  на изменения. Понятно, как работать со страхом объективным (например,покусала собака- боюсь собак; обворовали на улице - боюсь воров), труднее со страхом иррациональным, когда страх есть, а причины сознательной нет. Чувство страха сопровождается выбросом определенных гормонов и, если очень упрощенно рассматривать, то есть два разнополюсных вектора – страх =оцепенение и невозможность действия, это «паралич» и «анестезия» жертвы и страх 2=энергия=бежать=двигаться/убегать. Эти два вектора обуславливают различные подходы в работе со страхом. 
 
Пример психотерапевтической сессии в интегративном подходе (использован трансперсональный символдраматический, артерапевтический подходы и аналитическая психология К.Г.Юнга)
Клиентка 27 лет, жалобы на алкогольную зависимость, депрессию, упадок сил и невозможность активных действий в своей жизни.
Запрос:создание семьи
Анамнез – болеет 6 лет, 2 последних года из них наблюдается у психотерапевта и получает медикаментозное лечение (антидепрессанты), причина обращения- ухудшение состояния, увеличение доз принятия алкоголя, появление чувство страха.
Гипотеза: Созависимые отношения с матерью, нарушение сепарации, и как следствие, невозможность создания партнерских отношений.
Сессия РАБОТА СО СТРАХОМ.
Т.-.Чего ты больше всего боишься?
К.-Боюсь жить одна, одиночества.
Т.-если прямо сейчас представить твой страх, на что он будет похож? Любой образ.
К –Паук, при мысли о том, что в моей квартире появится паук, я боюсь туда переезжать(квартира оплачивается 1,5 года и стоит пустая, клиентка проживает вместе с родителями, иногда бывает в квартире вместе с кем-то из родственников).
Т.- предлагаю тебе нарисовать паука.
К- при мысли об этом у меня внутри все переворачивается, и я не умею рисовать.
Т.- в доме есть краски, бумага?
К.- да
Т.- Тогда может, эксперимент?




Через 1,5 часа рисунок.1
Т.- как ты себя сейчас чувствуешь?
К.- Тошнит, и смотрю на него, не отрываясь.
Т.- Продолжим?
К.- да, я готова.
Т.- часть 2. Рисуешь на другом листе Героя, который способен победить паука.


   Через 1.5 часа рисунок 2.
Т.- как себя чувствуешь?
К.- Легко и приятно, радостно и от процесса творчества, и от созерцания героини.
Т. – Совмещаем 1 и 2 рисунок. Что происходит?
К.- «волосы» встали дыбом, потом страх просто парализовал, казалось, паук сожрет левушку, «поглотит», даже видела его зубы, и как он накрывает ее своей массой! Тошнота к горлу и тело все «трясется». Потом сознательно вернула себя к тому, что девушка должна бороться и победить, и вдруг стало жалко паука и появилось ощущение, что я его никуда не отпущу. То, что девушка пронзит его мечом было как то очевидно, и по умолчанию. Осталось два варианта – бежать или превратиться. Поскольку появилось чувство жалости и что «не отпущу», паук стал превращаться в розовое – в цветок, но это вызывает тревогу и не дает ему свершиться! Несколько раз был импульс накрыть рисунок паука сверху рисунком девушки, но когда пробую, опять волосы «дыбом» встают, сейчас даже кажется, что по волосам кто-то ползает. Еще хочется разорвать и спрятать рисунок с пауком, или зарисовать сверху, при мысли зарисовать, понимаю, что не получится, слишком много темной краски, хотя когда объединила рисунки первый раз, была мысль закрасить в розовый цвет, розовый не страшный, потому что ненастоящий. Борьба не получилась.
Т.- Что сейчас с тобой, когда ты понимаешь, что борьба не получилась?
К.- Теперь первый раз бросился в глаза "свет" (белой краской это обозначила), исходящий от девушки. От этого света паук стал в мыслях превращаться в белого, светлого и даже светящегося. Его "волосатая" структура стала подобна новогодней мишуре - такой, которая светло-белая с блестками. Теперь смогла накрыть рисунок с пауком рисунком с девушкой. От этого стало спокойнее, хотя какое-то странное чувство в области головы и стал побаливать почему-то правый бок. Но этот "сценарий" с белым пауком я "прокрутила" ещё до того, как совместила листки. 
Т.-что чувствуешь?
К.- одиночество, и страшную пустоту. Как будто между мной и миром бетонная стена.
Т.- попробуй к ней приблизиться, подойти поближе.
К.- Страшно идти, ноги как ватные.
Т. – не борись со своим страхом, проживай и наблюдай, следи за дыханием, дыши ровно и глубоко.
К.- Я приближаюсь, чем ближе подхожу, тем меньше боюсь. Когда положила руки на бетонную стену, стена рухнула. А за ней оказался огромный - гигантских размеров с ландшафты острова - паук. Умирающий паук. Бесформенный и без движения. Я почувствовала, что мне нужно пробраться через него, хотя это ужасно и противно. Но на другой стороне, отгороженной им, и есть моя "вторая половина". Я пробиралась через "волосатые дебри" и мягкую противную массу. Оказалась на красивом водоёме меж гор. Там мы на долю секунды были с "ним" в лодке, а потом я оказалась в этом водоёме лежащей на спине. Было ощущение, что мне нужно именно так лежать и плавать перед тем, как я смогу с ним объединиться. Было легко, комфортно и не страшно, удивительно, что вода легко и без применения усилий держала на поверхности. И вдруг я поняла, что паук не умер, а притворялся или спал. Он стал втягивать в себя воду из водоёма и я "позорно" бежала…
Т.-Как сейчас себя чувствуешь?
К.- хочу вернуться и продолжить.
Т- давай(клиентка сама(не посредством героини) пытается взаимодействовать с объектом страха-пауком).
К.Я оказалась возле  паука и окрашиваю его в розовый цвет, а потом в мягкий сияющий свет и отправить его охранять мой остров…Даже не от постороннего вмешательства, а как символ какой то высшей мудрости от вредоносных паразитов-мыслей или влияний. Что он оказался у источника их возникновения и отлавливал в сети словно мушек.
Т.- как чувствуешь себя с такой защитой?
К.- хорошо, спокойно, ощущение растворенности в пространстве. Ощущение надвигающейся бури.
Т.- как вариант, если Героиня не смогла победить паука, то ,что могло бы помочь? Оружие или Герой?
К.- Герой. А паука обязательно убить? Превращение на подойдет?
Т.- превращение/метаморфоза подойдет только в том случае, если у тебя будет эмоциональное удовольствие от нового образа. Продолжаем?
К.- удовлетворения нет, продолжаем.



Через 1 час готов рисунок 3 Герой
Т.- взаимодействуем всеми персонажами и наблюдаем, что происходит.
К.- побеждать Герою не пришлось, паук сбежал. И вообще, стоя за спиной такого Героя вообще мало интересно, паук или что-то там еще.
Т.- Что чувствуешь? Что происходит с героями?
К.- Паука убрала под картинку с Героем.



Т.- Что ощущаешь в теле?
К.- впервые в животе что-то происходит, и не неприятное. Разливается тепло в животе, связанное с приятными эмоциями. Когда смотрю на паука- нет тошноты, и страха нет.
Т.- твои герои контактируют? Что с ними происходит?
К.- у девушки в руке меч. Хочется его оттуда убрать, он лишний.
Т.- можешь нарисовать рисунок взаимодействия героев?
К. Да, мне хочется это сделать.
 
Через 45 минут рисунок 4.



Т. Что чувствуешь сейчас?
К. -  Ощущение растворенности в пространстве. И хочется действовать.
 
Комментарии терапевта:
В рисунке1 центральный образ занимает образ паука, паутина на заднем плане, зарисован весь объем рисунка, образ паука занимает временное пространство, 2/3 из которых принадлежат области рисунка «прошлому и настоящему»-левая и центральная часть рисунка. В области «будущего» - правая часть рисунка паука меньше, но четкая обездвиживающая паутина, отражающая чувства клиента о невозможности движения. Рисунок прорисован в деталях, объеме, у автора «теплое» отношению к персонажу, чувства амбивалентные и близость, и отвращение, об этом говорит и динамика в образах, невозможность «убить» и «бороться» с пауком с помощью героя, а по факту – Героинии (рисунок2). Обращая внимание на трансформацию при попытке «окрасить» паука в безопасный розовый свет(именно розовый свет преобладает у ребенка до рождения БМП1- «рай»). Итак, паук, паутина, обездвиженность, обреченность действия, невозможность бороться с большим, фатализм – именно эти чувства присущи для БМП2 «изгнание из рая», когда выросший плод ощущает стенки матки как давление, без возможности движения. Гипотезу перинатальных матриц подтверждает и образ героя(рис.2)- это юная девушка с розовыми волосами, тонкая, размещена в области «будущего» с оружием-копьем, направленном в «прошлое». И ... она не в состоянии справиться с пауком, недостаточно ресурса, поднимается сложный амбивалентный комплекс чувств. И, тем не менее, вместе с этими чувствами, Клиент движется из БМП2 в область БМП3 ( тошнота, движение, она продирается «через» тело паука, описывает биологическую массу, плавание как отделение от объекта слияния), но ресурса не хватает и полного перехода не случается. Гипотеза о созависимых отношениях  и нарушениях сепарации подтверждается и тем, что в работе с образами, Клиент сам продолжает работу с пауком а не героиня с рис.2). позволяя предположить, что образ паука- образ матери, это и появление «моральных» фильтров охраны границ в описании паука-стража . И героиня2 не в состоянии справиться с  материнским образом во внутрипсихическом  мире.

Почему же? Потому что для победы над материнским образом, формирующем в т.ч. и запреты на близость с мужчиной, нужен Герой, побеждающий Дракона/Паука/Чудовище и т.д. Именно поэтому и при прохождении в данной сессии от БМП1 к БМП2 и БМП3 переход в БМП4 не происходит ( нехватка мужского аспекта), и удовлетворения от трансформации страха-паука тоже не происходит, поэтому предложена дальнейшая работа. В рис.3 появление Героя-мужского образа, сильного, мускулистого, решительного, надежного, в области «настоящего». В рисунке нет жизненной опоры, четко определенной цели у Героя (у персонажа отсутствуют ноги), но есть движение(колышащаяся лента, развевающийся плащ и летящая птица-помощник), что говорит о готовности Клиента к активной трансформации. Герой настолько силен, что при предложенном взаимодействии всех герое рисунков , в победе над пауком(материнским образом) нети никакой необходимости. Вектор внимание Клиента смещается на взаимодействие мужского и женского аспектов (рис.2 и 3), предложено закрепить это взаимодействие рис.4, в котором есть активное движение(те же движущиеся образы и взаимное объятие героев). В этом рисунке область «будущего» - правая часть рисунка светла и свободна, «подогрета»  чувствами и влиянием теплого мужского аспекта (образ солнца).Переход в БМП4 совершен.

Катанамнез: К. переехала в свою квартиру через 3 дня после сессии, где и проживает самостоятельно. Появились собственные проекты, силы для движения. Значительно сократился прием алкоголя (от ежедневного до 1р в неделю), нормализовался. На появление паука в доме, была адекватная реакция.



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рисунок как форма познания себя через тело
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Как простой рисунок может помочь в решении задачи
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Развитие через страх или через интерес?
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Превращение в Женщину через переживания
  • Рисунок состояния. Как дать выход тому, чего не выразить словами
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Эмоциональный голод по любви. Если вам постоянно хочется есть.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Когда страдание это образ жизни.
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Азбука успеха по-виктОровски, или как познать себя через отверстия
  • Что не надо делать, когда проживаешь кризис и не чувствуешь опоры
  • Почему не хочется второй раз замуж, но мысли об этом не уходят?
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Полюби себя такой, какая ты есть!
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Когда одной консультации может быть достаточно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь